Зачётные тестовые вопросы По дисциплине МДК.04.04 Технология социальной работы в учреждениях социальной защиты. Учреждения социального обслуживания населения, их виды и специфика деятельности Развитие системы социальных служб и их разновидности
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
КЛИЕНТ КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Клиентом социальной работы может быть практически каждый член общества. Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Результаты изучения субъективных и объективных обстоятельств трудной жизненной ситуации индивида дают основание для реализации права на помощь.
Клиент социальной работы – лицо потерпевшее объективные трудности или субъективные затруднения, являющееся реципиентом помощи социального работника и/или состоящее на учете в социальной службе.
клиентом социальной работы выступает определенный индивид (безнадзорный ребенок; женщина, подвергшаяся насилию; лицо, страдающее алкоголизмом; пожилой человек; инвалид).
Каждому клиенту свойственны определенные характерные личностные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, установки, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждого клиента делают по истине уникальным, а ситуацию неповторимой. Главной целью социальной работы является определение социальной проблемы и социально-психологического портрета клиента и лишь затем нахождение правильных средств для разрешения его жизненных затруднений.
Типология клиента связана также со спецификой его запроса и видом помощи, которую оказывает социальный работник. Основанием для классификации клиентов социальных служб могут выступать как объективные так и индивидуально-личностные критерии и характеристики.
Объективные характеристики клиента социальной работы: социально-демографический признак (пенсионеры, служащие, студенты, безработные); возраст (дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые, престарелые); пол (женщины, мужчины); уровень образования (незаконченное среднее, среднее, средне специальное, незаконченное высшее, высшее, ученая степень); состояние здоровья (здоровые, временно нетрудоспособные, умственно неполноценные, инвалиды); семейное положение (состоящие в браке, вдовые, одинокие, находящиеся в разводе);наличие иждивенцев (дети, наличие нетрудоспособных лиц на попечении); территориальный признак (жители Крайнего Севера, мигранты, беженцы, сельские жители); социально-профессиональный статус (трудоустроенные, безработные, находящиеся в декретном отпуске, домохозяйки);материально-экономическое положение (малообеспеченные, с оптимальным уровнем доходов, проживающие за чертой бедности).
Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер
Проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности индивида, группы, сообщества, могут интерпретироваться как трудности - несоответствие между желаемым и возможным. Например, трудность испытывает неподготовленный человек, перед которым стоит задача перепрыгнуть какое-либо препятствие, т.е. трудность выступает в качестве объективного явления.
Закон «Об основах социального обслуживания населения» трактует трудную жизненную ситуацию более широко: не только как объективное нарушение жизнедеятельности, но и как угрозу его возникновения. Другими словами, рассматривается субъективная составляющая, которая может быть названа затруднением: особое психическое состояние, препятствующее нормальной (спокойной) жизни индивида, группы или общности. Причем наличие трудности (объективных обстоятельств) не всегда ведет к затруднению (соответствующему субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудности. В первом случае, объективно испытывая трудность, индивид (группа и т.д.) не воспринимает ее как нечто непреодолимое, а во втором - субъективный страх не имеет реальных оснований.
Итак, объект социальной работы может испытывать объективные трудности или субъективные затруднения, однако и (или) те и другие приводят к нарушению жизнедеятельности. Весьма важно еще и то, что лежит в основе как трудности, так и затруднения. Оба эти явления роднит недостаток (дефицит) средств регулирования объективной или субъективной стороны жизненной ситуации.
Согласно российскому законодательству лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу. После этого специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи. Результаты изучения личностных обстоятельств индивида дают основание для реализации права на помощь. Однако осуществление помощи находится в прямой зависимости от непосредственной договоренности между нуждающимся и социальной службой в лице ее руководителя. Таким образом, человек может стать клиентом учреждения социального обслуживания - участником контракта с данным учреждением, если характер жизненной проблемы адекватен тому или иному типу, предусмотренному российским законодательством.
Рассмотрю пример. Первый шаг в социальной защите инвалидов связан с признанием человека инвалидом (получение специального правового статуса). Данная процедура - определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица (включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма) - называется медико-социальной экспертизой.
После того как человек признан инвалидом, для него открывается доступ к использованию общественных ресурсов. Привлечение внешних ресурсов позволяет осуществлять различные виды реабилитации: восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование (медицинская); профессиональная ориентация, профессиональное образование, профессионально-производственная адаптация и трудоустройство (профессиональная); социально-средовая ориентация и социально-бытовая адаптация (социальная). Результатом реабилитации должно стать замещение (компенсация) ограничений жизнедеятельности и создание инвалиду равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Клиентом социальной службы становится человек, имеющий проблему на уровне социальных, ментальных и психоментальных связей. Эти уровни определяются на основе традиционного выделения трех сфер личности: деятельностной (реального социального взаимодействия), когнитивной (умственной), эмоциональной (чувственной). Проблема на уровне социальных связей - это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми, с группами, социальными институтами. Социальные связи индивида в таких сферах жизнедеятельности, как семья, производство, досуг и др., определяют степень его адаптированное в данных социокультурных обстоятельствах.
Проблема на уровне ментальных связей с обществом и группой представляет собой разрыв процессов восприятия, переработки и хранения в памяти и трансляции информации об окружающем мире. В этом случае происходит расстройство смысловой коммуникации индивида с группой и обществом. Подобная ситуация может возникнуть при разрушении так называемого ментального каркаса. Ментальные связи с самим собой включают самоидентификацию (кто я?), систему осознаваемых ценностей и убеждений (почему я это делаю?), понимание собственного предназначения (зачем я?), поведенческие программы (как я это делаю?), систему описания собственного опыта (как я себя чувствую?).
Ментальный уровень взаимодействия определяется уровнем развития у индивида интеллектуальных способностей и приобретенным социальным опытом. Поэтому предпосылками возникновения проблем на ментальном уровне являются психические расстройства различного характера, задержка психического развития. Важная составляющая благополучия взаимодействия на данном уровне - здравый смысл, который следует понимать, как способность осмысливать происходящее, рассуждать, объяснять себе и другим те или иные события и поступки. В этом ключе значима также способность к рефлексии. Понятие «рефлексия» означает отражение субъектом своих и чужих внутренних состояний, причин собственных и чужих поступков.
В подростковом возрасте недостаток этих ресурсов определяет существенные когнитивные трудности при решении жизненных задач. Разрешение проблем на уровне ментальных связей обусловлено самоопределением - осознанным выбором наиболее подходящего варианта поведения. В то же время для граждан пожилого возраста подобные трудности вызываются недостаточной информированностью, неготовностью к решению мыслительных задач в новых общественных условиях.
Психоментальные связи - эмоциональная сторона взаимоотношений, существующих в обществе, группе, их субъективная значимость для человека, а также отношение к самому себе. Последнее выражается в состоянии такого внутреннего ресурса, как жизненная позиция и самоотношение. Проблемы, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обусловлены эмоциональным непринятием «образа Я». Данные обстоятельства порождаются несоответствием субъективного восприятия социальной и индивидуальной нормы. Наиболее ярким примером могут служить психоментальные проблемы представителей сексуальных меньшинств.
Расстройство эмоциональной стороны взаимоотношений индивида с группой возникает, когда та или иная группа не удовлетворяет потребности субъекта в психологическом комфорте, принятии. Так, социально-психологические противоречия в семье приводят к негативному микроклимату, нарушению у супругов, родителей и детей чувства защищенности.
Виды личностных проблем
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разновидности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмотрения различных видов личностных проблем я обратился к типологии трудных жизненных ситуаций.
Инвалидность. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалидности акцент делался на отношении «личность-способность трудиться». Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, в первую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида.
Современная трактовка инвалидности связана со стойким расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).
Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность детей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социального опыта, формирования таких негативных черт, как инфантилизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).
Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации заключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя группами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самообслуживанию фиксирует внимание на недостаточном состоянии физического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь необходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представляется возможной дифференциация уровней неспособности (ограничение передвижения, ограничение движений, ограничение существования).
Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок - осуществление родителями своих функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Основными функциями родителей являются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление интересов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически исполняет роль временного посредника между обществом и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредника создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы человеческих потребностей и социальных нужд.
Безнадзорность вы звана неисполнением родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства номинальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребенка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограниченность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации. Причиной возникновения беспризорности является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обращения родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной ситуации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родительской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокзалах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.
Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противоправных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнедеятельности).
Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется также низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.
При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справедливости. Вследствие того что человеческие потребности обусловлены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нормы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инструментом определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах.
Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, когда человек по тем или иным причинам не участвует в производственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.
Социальная сторона проблемы безработицы выражается в заинтересованности любого государства в максимальной вовлеченности населения в процесс производства материальных и духовных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иждивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработные представляют собой нестабильную, потенциально криминогенную социальную группу (у безработных более высок риск асоциального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, компенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится преодоление безработицы, чем содержание безработных.
Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.
А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:
активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содержательную сторону своей активности;
активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;
пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безработный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощущает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).
Отсутствие определенного места жительства - специфическая личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушением человеческого «микромира» - системы существования, встроенное™ в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий».
Существуют основные причины возникновения бродяжничества: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Первая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имеющие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.
Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нарушению процесса реализации потребностей ее членов. Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. В литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами.
Под физическим насилием Сексуальное насилие психическим насилием
Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внутреннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуации. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.
Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).
Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. В литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами.
Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренебрежение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, когда родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям.
Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, женщины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости: 1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жизни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический комфорт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.
ВЫВОД
Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специально организованное отражение в сознании специалиста ключевых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенностей, оказывающих существенное влияние на процесс помогающего взаимодействия.
Во-первых, познание клиента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, семей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социального функционирования.
Во-вторых, социальный работник избирает адекватные методы диагностики. Диагностика, используемая в практической социальной работе, отличается от диагностики научного исследования своей главной функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в то время как научное исследование направлено на определение существенных взаимосвязей между воздействием субъекта социальной работы и позитивной динамикой преодоления клиентом возникших проблем. В практике социальной работы, так же как и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблюдение, изучение документов.
В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточнение источника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемая индивидом проблема и ставится социальный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утраченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов. Утраченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них позволит компенсировать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых затратах клиента и социального работника (социальной службы).
Для оценки возможностей привлечения внешних официальных (государства и муниципалитета) ресурсов социальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления, положения и т.д.). Затем квалифицируется вид трудной жизненной ситуации, определяются объемы помощи и процедуры оформления статуса клиента. Существенным для социального работника является возможность использования ресурсов неофициальных - семьи, родственников, соседства, частных лиц и т.д.
Отдельное направление познания социальным работником клиента - это изучение особенностей индивида как участника помогающего взаимодействия. В этом смысле интерес представляет типология, включающая три группы клиентов: «агрессоры», «вежливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют, угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществляют «благодарящую» манеру общения, третьи ведут себя сдержанно.
Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Два типа соц.служб: Центры соц.обслуживания и службы срочной соц.помощи.
В зависимости от направленности соц.службы: приюты, консультации, социально-реабилитационные центры, центры соц.обслуживания, телефон доверия, дом престарелых.
Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.
С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.
Комплексность обеспечивается:
единством целей, принципов и направлений деятельности;
сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);
координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;
контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.
Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг, структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное). Структура перечисленных подсистем и элементов характеризует Систему социального обслуживания с точки зрения устойчивости, стабильности, качественной определенности, делающих ее эффективным направлением социальной защиты населения. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается посредством анализа функций учреждений социального обслуживания населения, различных субъектов социальной работы и постижения сущности функционирования социальных служб в целом. Существуют две группы функций системы социального обслуживания:
сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);
нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).
Совершенствуется их внутренняя структура: половина всех центров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть – отделения социальной помощи семье и детям.
Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:
а) оказание социальной помощи:
выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;
создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности; o предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);
содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);
организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;
б) консультирование:
консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);
участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
родительский медико-психологический всеобуч;
в) социальное корректирование и реабилитация:
социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;
г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:
предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;
изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных способов их устранения;
д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи.
Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.
Социальная служба является структурой, которая создавалась для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Социальная служба может быть создана там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала.
В нашей стране социальная работа «как профессиональная деятельность» зародилась в начале 1990-х гг
Основания для деления социальных служб на типы приобретает особую значимость. В основе данной классификации, которая делит данные службы по видам и формам социальной работы могут лежать различные основания, но все они, в конечном счете, сводятся к следующим: решение проблемы клиента; взаимодействие с другими службами, учреждениями, организациями.
В зависимости от этих форм социальная работа подразделяется на виды. Так, в первом случае имеется возможность рассуждать, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, утрата работы, потеря родного человека, инвалидность и так далее); с обратной - особенностях клиента, так как в виде клиента может выдвигаться и личность, и объединение, в том числе и сообщество как большая социальная группа. С другой стороны, мы рассуждаем о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (скажем так, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); а так же - о статусе этих организаций (государственные, частные, общественные, благотворительные и так дальше).
В случае если бы принимать за краеугольный камень классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае разрешено размышлять о следующих службах:
а) занятие социальной помощью населению: обнаружение семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и другой необходимой помощи, с привлечением специалистов - юристов, психологов, педагогов и др.;
б) служба социальной реабилитации: социальная услуга лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений;
в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; разные виды семейного просвещения и самообразования; сексологические и педиатрические кабинеты; педагогические консультации и др.
Если за основание классификации взять сферу деятельности, то существуют следующие службы:
а) социально-бытовой помощи. Такая служба оказывает услуги престарелым, одиноким, инвалидам. Содействует строительству для данной категории людей специальных жилых домов; участвует в развитии и совершенствовании системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;
б) семейного досуга. Данная служба стимулирует семейный туризм, семейные экскурсии, организованных отдых семей, создает центры семейного досуга, семейные клубы, клубы молодых и многодетных семей;
в) службы социальной профилактики отклоняющегося поведения. Такие службы ведут борьбу с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидами, бродяжничеством, правонарушениями и другими асоциальными явлениями среди несовершеннолетних. Данные службы содействуют созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Социальная служба -
система специальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур, по предоставлению населению социальных услуг и помощи, которые позволяют гражданину (семье) преодолеть сложную жизненную ситуацию, побуждая его к активной самопомощи, и этим способствуют установлению и поддержанию социальной гармонии в обществе.
Структура созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений.
Предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Учреждение социальная служба - государственное учреждение, либо общественное формирование, как правило, обладающее признаком юридического лица и непосредственно предоставляющее населению социальные услуги, которые не только компенсировали бы потерю от жизненных неурядиц и катастроф, но позволяют преодолеть кризисную жизненную ситуацию.
В Беларуси процесс развития сети социальных служб, социально-педагогических служб и центров начинается со второй половины 90-х годов ХХ столетия.
Учреждения социальной службы дифференцируют в зависимости от:
объекта: социальные службы для молодежи, социальные службы для беженцев, социальные службы помощи семье и др. Объект уточняется в уставных документах социальной службы.
сфер деятельности: службы социально-бытовой помощи; службы психолого-педагогической помощи; службы реабилитации; службы семейного досуга.
Объекты социальной службы одновременно являются и субъектами, что подчеркивает важность выявления внутренних резервов нуждающихся лиц, развитие у них навыков самопомощи.
* специалист социальной службы –лицо непосредственное оказывающее услуги клиентам учреждения социальной службы и состоящее в штате такого учреждения.
* субъекты социальной службы. Выделяют две группы субъектов социальной службы:
1 группа: субъекты, предоставляющие услуги: учреждения социальной службы, работающие в них социальные работники; государственные и государственно – общественные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять управленческие функции по делам социальной службы
2 группа: субъекты, потребляющие услуги. Ими могут быть не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства, сложная жизненная ситуация которых связана с пребыванием на территории РБ.
Основным документам на базе, которого осуществляется деятельность
социальной службы является положение, в котором находят отражение такие моменты: цели и задачи деятельности службы; объекты службы, ее функции; условия организации и деятельности службы; принципы функционирования службы; структура; основные направления и содержание деятельности; компетенция и права службы; управление; финансирование; условия ликвидации или реорганизации службы.
Целью службы является помощь и оказание таких услуг нуждающимся, которые позволяют им установить (или восстановить) утраченные социальные связи, приобрести или вернуть душевное равновесие в окружающей природной и социально-культурной среде.
Социальные службы организуют свою деятельность по двум направлениям:
социальная защита;
социальная помощь и предоставление социальных услуг.
Эта цель определяет какие государственные механизмы следует задействовать при функционировании социальных служб. К таким механизмам можно отнести:
обеспечить нуждающимся гражданам доступ к услугам, предоставляемым учреждениями и работниками социальной службы;
содействовать развитию инициативы местных органов власти и управления в решении социальных проблем на подведомственной территории;
способствовать расширению общественных организаций и общественности в решении задач социальной работы;
обеспечить взаимодействие различных учреждений социальной службы, оказывающих услуги и помощь населению.
Оформить правовое поле деятельности социальных служб, а также для привлечения финансовых средств для обеспечения системы социальных служб.
Создать правовую базу для координации деятельности государственных органов и общественности по делам социальной службы.
На современном этапе социально-экономическая и политическая ситуации в России являются нестабильными, что становится причиной роста количества нуждающихся в государственной поддержке граждан. Решение этих вопросов осуществляет социальное обслуживание. Принципы работы этой системы отвечают последним стандартам организации различных форм помощи и были сформулированы с учетом специфики возникающих
Факторы развития сферы соцуслуг
Понятие и обслуживания неоднократно изменялись и трансформировались, так как появлялись различного рода подходы к рассмотрению этих вопросов. С развитием государственности и гражданского общества они значительно усложнились и расширились.Однако принципы этой работы как деятельности оформились еще в позапрошлом столетии, поэтому сравнительно недавно организация помощи нуждающимся людям приобрела такую форму, как социальное обслуживание. Принципы формировались под влиянием философской, социологической, экономической парадигм социальной работы. На современном этапе их содержание отвечает еще и требованиям законодательства.
Новый этап развития российской системы оказания социальной помощи начался после событий 1991 года.
Социальное обслуживание: определение и законодательные основы
Отечественная сфера государственной помощи нуждающемуся населению повсеместно реформируется и совершенствуется. Понятие и обслуживания не тольково многом характеризуют нормотворческую деятельность государства, но и отражают направления социальной политики в отношении слабозащищенных слоев общества.
Клиентами социальных служб выступают граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Под этим термином понимается ситуация (болезнь, инвалидность, одинокое материнство, безработица, старость и др.), объективно нарушившая жизнедеятельность гражданина, которая самостоятельно не может быть им преодолена.
Понятие и принципы социального обслуживания населения определяют специфику организации В конце 2013 года был принят новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определивший экономические, социальные и правовые основания и порядок организации этого вида деятельности. Кроме того, вновь были установлены полномочия, относящиеся к компетенции государственных органов власти и региональных властных структур в сфере работы по обслуживанию граждан и оказании им квалифицированной социальной помощи. Одновременно были утверждены права и обязанности получателей социальных услуг. К ним были отнесены как лица, имеющие российское гражданство, так и иностранцы, и не имеющие этого статуса, но проживающие постоянно на территории страны, например беженцы. То есть получателем услуг может быть любой гражданин, в законном порядке признанный нуждающимся в социальной помощи.
Новое законодательство установило понятие, принципы, формы социального обслуживания. Оно представляет собой целенаправленную деятельность по оказанию целого комплекса соцуслуг различным категориям нуждающихся граждан. Под социальной услугой понимается действие или действия, оказываемые на постоянной, периодической, разовой основе для улучшения условий жизни или же увеличения возможностей самостоятельного решения жизненных трудностей.
Безусловно, совершенно иной смысл в других странах имеет социальное обслуживание. Принципы, формы работы с населением в нашей стране и за рубежомопределяются территориальными, экономическими, культурными и другими особенностями конкретного государства или региона.
Структура органов соцобслуживания
Сегодня в России развита многоуровневая система, состоящая из форм и технологий работы, учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Принципы должны соблюдаться каждым поставщиком беспрекословно и независимо от принадлежности к конкретному ведомству.
Государственная система социального обслуживания является сложной и включает:
- федерального уровня, в задачу которого входит выработка и реализация положений государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере соцобслуживания;
- орган государственной власти регионального уровня, который уполномочен на выполнение принятых законодательством государственных гарантий социальной помощи;
- непосредственно организации и учреждения соцобслуживания населения, находящиеся в ведении федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти;
- некоммерческие и коммерческие (негосударственные) организации, имеющие право (разрешение) на предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам;
- индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на ведении социального обслуживания.
Закон также определяет субъектов (поставщиков) и объектов (получателей), участвующих в процессе и имеющих законное право на доступное социальное обслуживание. Принципы, порядок организации работы учреждений населения разрабатываются с учетом региональных особенностей субъекта России. Клиентами служб социальной сферы чаще всего выступают инвалиды, пенсионеры, неполные и многодетные семьи, военнослужащие, безработные.
Изменения, происходящие на государственном уровне, оказываются прямое влияние на социальное обслуживание населения. Принципы, виды, функции должны демонстрировать эффективность работы в экстренных ситуациях и в условиях многозадачности.
Основные функции системы
Исследователями основ социальной работы выявлены две основные группы функций, которые относятся к социальному обслуживанию:
1) сущностно-деятельностная профилактическая, адаптационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная);
2) нравственно-гуманистическая (личностно- и социально-гуманистическая).
Они проявляются на макро- и микроуровнях социального обслуживания. Оптимальная работа элементов и подсистем социального обслуживания напрямую связана с их практической реализацией.
Необходимо учесть, что функции и принципы социального обслуживания распространяются не только в отношении одного получателя, но и на коллектив людей, объединенных общей проблемой. То есть эта деятельность ведется как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.
Принципы предоставления социальных услуг
Принципы социального обслуживания населенияхарактеризуются как всеобъемлющие, комплексные, действущие в интересах получателей услуг. Основу работы с гражданами из слабозащищенных слоев населения составляют положения о соблюдении прав и свобод каждого человека, уважении его как личности, оно не допускает оскорблений достоинства и чести человека, преследует гуманный характер отношения к клиентам.
Основополагающими принципами представления социальных услуг выступают:
- Свободный и равный доступ гражданина любого возраста, пола, языка, вероисповедания, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к разрешенным в государстве общественным объединениям. Из этого следует вывод, что принципы социального обслуживаниягарантируют нуждающимся одинаковые возможности в получении необходимых услуг.
- Адресное предоставление всех видов социальной помощи, то есть комплекс социальных услуг должен осуществляться с учетом потребности конкретного клиента, его внутренних ресурсов.
- Поставщики социальных услуг должны быть приближены к территории места жительства их получателя, необходимое количество поставщиков для обеспечения удовлетворения клиентов, а также оптимальное количество кадровых, финансовых, информационных и других возможностей органов социального обслуживания.
- Максимальное сохранение привычной благоприятной среды пребывания клиента;
- Добровольное начало.
- Конфиденциальность работы: поставщик социальных услуг обязуется хранить и не разглашать о клиенте персональные данные, информацию личного характера и другие сведения. Кроме того, не разрешается разглашать конфиденциальную, служебную информацию. Нарушение этого принципа несет за собой привлечение виновного к ответственности, предусмотренной российским законодательством. Только после получения письменного согласия получателя (законного представителя) социальных услуг допускается передача, копирование информации другими лицами в интересах получателя. Однако существуют законные основания, которые позволяют нарушать принцип конфиденциальности и запрашивать информацию: запрос органов суда, следствия, дознания и иных в связи с проведением судебного разбирательства и иных процедур, при совершении обработки на портале госуслуг или других порталах в соответствии с законодательством.
При организации работы с клиентом должны быть задействованы все принципы социального обслуживания населения. Таким образом, будет уместным утверждение о комплексном подходе в организации деятельности по оказанию помощи.
Необходимо отметить, что принципы социального обслуживания граждан учитываются при разработке государственных стандартов и административных регламентов по предоставлению услуг нуждающимся на всех уровнях: от федерального ведомства до локального учреждения.
Гарантированные права получателям соцуслуг
Принципы права социального обслуживания отражают уровень гуманности государства и общества по отношению к нуждающимся гражданам.
Клиенты социальных служб имеют право на:
- уважение и гуманное отношение;
- получение на бесплатной и доступной основе информации о собственных правах и обязанностях, видах, сроках, порядке, условиях, тарифах оказания при обслуживании в учреждении, кроме того, клиент всегда может получить сведения о поставщике услуги, о возможности получения помощи бесплатно;
- граждане имеют право на самостоятельный и добровольный выбор учреждения, к котором им может быть оказана необходимая услуга;
- на отказ от услуги;
- гарантию защиты законных прав и интересов;
- обеспечение социально-гигиенических требования условий пребывания и надлежащий уход в учреждениях соцобслуживания;
- свободное посещение получателя законными представителями, нотариусами, адвокатами и другими лицами в течение вечернего и дневного времени суток;
- право социального сопровождения.
Указанные права клиентом не могут быть нарушены, в противном случае потребитель имеет законные основания обратиться за разъяснениями к вышестоящми инстанциям или направить исковое заявление в суд.
Обязанности получателей
В нормативно-правовых документах прописаны также и обязанности каждого клиента, то есть любой получатель социальной услуги должен:
- предоставить документы и сведения, которые необходимы для оказания социальной услуги;
- вовремя информировать поставщика об изменениях в личных данных или обстоятельств, влияющих на процесс предоставления помощи;
- не нарушать условия договора на оказание услуги, в число которых входит своевременная и полная оплата, если таковая предусмотрена;
- не нарушать общепринятые правила и нормы поведения в обществе, дисциплину в учреждении.
По причине нарушения одного или нескольких правил социальная служба вправе временно приостановить работу с клиентом или вовсе отказать в запрашиваемой услуге.
В также предусмотрены права, обязанности поставщиков. Каждый из них обязан в полной мере предоставлять набор затребованных услуг, проводить эту работу своевременно, в соответствии с законодательством и существующими регламентами деятельности.
Условия оказания социальной помощи
Узаконенные принципы социального обслуживания влияют на порядок предоставления всех видов помощи. Основанием является личное заявление клиента (законного представителя), переданное в учреждение, или обращение в органы государственной и местной власти, в рамках организации межведомственного взаимодействия.
На безвозмездной основе социальные услуги могут предоставляться лицам, пострадавшим в результате техногенных, природных катастроф и других чрезвычайных ситуациях, при межэтнических и вооруженных столкновениях, а также детям до 18 лет.
Заявление рассматривается в установленные регламентом сроки, после чего учреждение проводит процедуру признания обратившегося гражданина нуждающимся в социальной помощи. В случае отказа поставщика клиенту в предоставлении необходимой услуги, последний вправе обжаловать решение в суде.
Основные принципы социального обслуживания служат и критерием оценки эффективности работы поставщиков услуг. Если они соблюдаются, значит, решение проблем клиентов находится на высоком уровне.
Финансирование сферы социальных услуг
К источникам финансирования системы соцобслуживания населения относятся бюджетные средства (федерального, регионального, местного уровней управления); добровольные пожертвования или благотворительные взносы; оплата гражданами за предоставленные им социальные услуги; средства от предпринимательской деятельности или иные источники, которые не запрещены законодательством.
Формы и виды социального обслуживания
В действительности незаменимой частью социальной сферы выступает социальное обслуживание. Понятие, принципы, виды составляют его содержание.
Основными формами предоставления социальных услуг выступают:
- обслуживание на дому;
- полустационарное обслуживание, то есть услуги предоставляются только в определенное время суток;
- стационарное обслуживание, а именно: облуживание клиентов ведется постоянно или временно, пять дней в неделю в условиях постоянного проживания в учреждении.
Однако в нормативном документе были узаконены не только принципы. Виды социального обслуживания подразумевают широкий спектр мероприятий, предусмотренные для решения комплекса проблем потребителя.
Учреждения социальной защиты предоставляют клиентам следующие виды услуг:
- социально-бытовые, предусматривающие помощь в бытовой сфере клиента в процессе жизнедеятельности;
- социально-медицинские, которые нацелены на поддержание и сохранение здоровья получателя услуги при помощи организации надлежащего ухода за ним, оказания поддержки при оздоровительных мероприятиях, организацию наблюдения за состоянием здоровья и общего самочувствия для предотвращения возникновения отклонений;
- социально-психологические услуги предусматривают помощь коррекционного характера в процессе адаптации к новым социальным условиям, а также оказание неотложной помощи в трудных жизненных ситуациях по телефону доверия;
- социально-педагогические, целью которых является профилактика отклонений в развитии личности, подкрепление позитивных интересов, обучение правильным формам организации досуговой деятельности; помощь любой семье в вопросах воспитания детей;
- социально-трудовые призваны оказать содействие в трудоустройстве клиента и помочь ему справиться с проблемами, возникшими на стации адаптации к рабочему месту;
- социально-правовые предусматривают оказание юридической помощи, защиту прав и интересов получателя;
- услуги, направленные на улучшение коммуникативных навыков клиента, имеющего ограниченные возможности здоровья;
- различные виды срочных социальных услуг: обеспечение наборами продуктов или горячим питанием; одеждой и обувью; предметами первой необходимости; помощь в поиске временного жилья; оказание экстренной психологической помощи; выдача единовременной финансовой помощи; проведение юридической консультации и иные услуги.
Нуждающимся гражданам при необходимости может быть оказана помощь, не относящаяся к социальным услугам, иначе - социальное сопровождение.
Степень сложности, длительность оказания услуг, уровень их адекватности и соответствие требования находятся в основе критериев эффективности социального обслуживания по отношению к различным категориям граждан. Соблюдение законодательных норм, этического кодекса и локальных регламентов сделает социальные услуги качественными, результат их действия - эффективным, что в совокупности будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.