Особенности создания казачьих обществ. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в российской федерации Казачьи общества относятся к организациям

Статья 2 Федерального закона от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» определяет казачье общество как добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Статья 2 Федерального закона от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» определяет виды казачьих обществ в зависимости от территориальной сферы деятельности данных организаций, которые могут быть хуторскими, станичными, городскими, окружными (отдельскими), войсковыми.

Хуторские казачьи общества - создаются в пределах территории муниципального образования и входят в станичные казачьи общества.

Хуторское казачье общество, расположенное на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов вносится в реестр, если в его состав входит не менее 10 способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов казачьего общества.

Станичные казачьи общества и городские казачьи общества , расположенное на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов - вносятся в государственный реестр, если общая численность их членов составляет не менее 30 таких членов казачьих обществ.

Окружные (отдельские) казачьи общества - создаются в пределах территории субъекта Российской Федерации путем объединения хуторских, станичных, городских казачьих обществ.

Хуторские, станичные и городские казачьи общества объединяются в окружные (отдельские) казачьи общества, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов составляет не менее 2000.

В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2000. Для окружных (отдельских) казачьих обществ, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Численность членов казачьих обществ должна составлять не менее 500 человек.

Войсковое казачье общество создается в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, определяемых Президентом Российской Федерации, и является самостоятельным объединением хуторских, станичных, городских и окружных (отдельских) казачьих обществ.

Казачье общество подлежит государственной регистрации в качестве некоммерческой организации. При этом оно является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации казачьих обществ принимается территориальным органом Министерства юстиции РФ по месту нахождения организации.

Членами казачьего общества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, относящие себя к казакам, и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие в казачье общество в соответствии с их уставом и взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Члены окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Для государственной регистрации казачьих обществ в территориальный орган Министерства юстиции РФ представляются документы, перечень которых определен п.5 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Документы для государственной регистрации казачьего общества, представляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такого общества.

Устав казачьего общества принимается на круге (собрании) соответствующего казачьего общества.

Устав окружного (отдельского) казачьего общества и уставы, входящих в его состав хуторских, станичных, городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части обязательств членов казачьего общества по несению службы, отнесенной федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации к ведению этих органов.

Устав войскового казачьего общества и уставы входящих в его состав окружных (отдельских), хуторских, станичных и городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части обязательств членов казачьих обществ по несению службы, отнесенной федеральным законодательством к ведению этих органов.

Устав войскового казачьего общества утверждается президентом Российской Федерации.

Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются Президентом Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

К органам управления казачьего общества относятся:

Круг (собрание) членов казачьего общества либо выборных от определенного уставом количества членов казачьего общества - высший представительный орган управления.

В войсковом казачьем обществе круг (собрание) - это съезд выборных от каждого хуторского, станичного, городского казачьего общества. Выборные на круг войскового казачьего общества избираются кругами хуторских, станичных, городских казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества.

Совет атаманов казачьего общества - представительный орган управления.

Правлениеказачьего общества - коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества.

Атаман казачьего общества (руководитель) - единоличный исполнительный орган управления казачьего общества.

Атаман войскового казачьего общества утверждается президентом Российской Федерации после внесения этого казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации действуют два и более войсковых казачьих общества, не внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, атаман избирается представительным органом управления этого казачьего общества.

Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президентом Российской Федерации.

Атаманы казачьих обществ станиц (хуторов) избираются на станичном (хуторском) казачьем круге.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью казачьего общества осуществляет контрольно-ревизионная комиссия. В ее состав не могут входить казаки, избранные в органы управления казачьего общества.

После государственной регистрации казачьего общества в качестве юридического лица оно подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

При отсутствии установленных статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оснований для отказа в государственной регистрации казачьего общества документы рассматриваются в том же порядке и в те же сроки, что и иные некоммерческие организации.

В качестве общественного объединения могут быть зарегистрированы объединения, состоящие из казаков и созданные для защиты их прав и интересов.

Государственная регистрация общественных организация осуществляется в соответствии с требованиями ст. 21. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Государственная регистрация общественных объединений, содержащих в своем наименовании словосочетание «казачье общество» недопустима.

Казачьи общественные объединения не вправе использовать в своих названиях словосочетания: «хуторское общество», «станичное общество», «городское общество», «отдельское общество», «окружное общество» или «войсковое общество», а также дублировать названия, используемые для обозначения реестровых обществ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность казачьих обществ

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества»;
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

5. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16.04.1996 № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»;
  2. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 562 "Вопросы Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
  3. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" (с изменениями от 11 декабря 1996 г., 21 марта 2005 г., 30 апреля 2009 г.);
  4. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 882 "Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ" (ред. от 21.03.2005);
  5. Указ Президента РФ от 11 декабря 1996 г. N 1673 "Об утверждении Положения о Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1997 г., 12 февраля 1998 г., 30 апреля 2009 г.);
  6. Указ Президента РФ от 09.02.2010 N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации";
  7. Постановление Правительства РФ от 22.04.1994 N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству";
  8. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2009 г. N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договором (соглашений) с казачьими обществами» и др.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 5.14. Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368, и пунктом 28 Плана мероприятий по реализации в 2014 - 2016 гг. Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1417-р, в целях содействия становлению и развитию казачьих обществ приказываю:

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей А.В. Меженько.

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях содействия созданию казачьих обществ различного уровня, их государственной регистрации и включению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также определения основных требований и видов отчетности казачьих обществ.

2. В настоящих рекомендациях рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

2.1. Объединения казаков, деятельность которых основана на Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), не вправе брать на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и они не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - государственный реестр).

3. Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

4. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

5. Казачье общество в соответствии с Федеральным законом N 154-ФЗ подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

6. До принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории должны быть созданы окружные (отдельские) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

7. Основными этапами работы по созданию первичного казачьего общества являются:

Подготовка гражданами, желающими объединиться в казачье общество, проекта учредительных документов (устава) казачьего общества;

Проведение общего собрания (круга) учредителей для принятия решения о создании казачьего общества, утверждении устава и избрания органов управления;

Утверждение устава главой муниципального образования;

Государственная регистрация казачьего общества в качестве некоммерческой организации.

II. Создание казачьего общества

8. Решение о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества, как первичного объединения граждан Российской Федерации, принимается на общем собрании (круге) граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного муниципального образования, которые относят себя к потомкам казаков и (или) желают стать членами казачьего общества (далее - общее собрание (круг).

8.2. При принятии решения о создании первичного казачьего общества следует учесть, что для его последующего включения в государственный реестр следует соблюдать требования к численности членов казачьих обществ, установленные приказом Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 "О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" (далее - приказ Минюста России N 166), в соответствии с которым численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 20 членов для хуторских казачьих обществ и 100 членов для станичных и городских казачьих обществ (10 и 30 - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

9. Для создания казачьего общества общим собранием (кругом) должны быть приняты следующие решения:

О создании некоммерческой организации в форме казачьего общества;

Об утверждении учредительных документов (устава) казачьего общества;

О формировании (избрании) органов казачьего общества (в том числе органов управления, ревизионного органа, суда чести и совета стариков).

10. Решение общего собрания о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества оформляется протоколом.

10.3. Согласно пункту 42 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455 (далее - Регламент), протокол общего собрания, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен включать:

Дату и место проведения общего собрания;

Список учредителей - участников общего собрания;

Сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

Существо принятых решений и результаты голосования по ним;

Сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

Фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря общего собрания, ответственных за составление протокола.

11. Районное (юртовое) казачье общество создается путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ, действующих на данной территории, после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании районного (юртового) казачьего общества принимается съездом выборных казаков (кругом) от входящих в него хуторских, станичных и городских казачьих обществ по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого районного (юртового) казачьего общества и численности входящих в его состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов районного (юртового) казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 300 человек (150 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

12. Окружное (отдельское) казачье общество создается путем объединения действующих на данной территории районных (юртовых) казачьих обществ, а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ, после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании окружного (отдельского) казачьего общества принимается съездом выборных казаков (кругом) от входящих в него районных (юртовых) казачьих обществ, а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ, по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого окружного (отдельского) казачьего общества и численности входящих в его состав районных (юртовых), а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ при гарантированном представительстве каждого первичного казачьего общества. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов окружного (отдельского) казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 1000 человек (500 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

13. Войсковое казачье общество создается путем объединения действующих на данной территории окружных (отдельских) казачьих обществ после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании войскового казачьего общества принимается съездом выборных казаков от входящих в него окружных казачьих обществ по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого войскового казачьего общества и численности входящих в его состав окружных казачьих обществ при гарантированном представительстве каждого первичного казачьего общества. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов войскового казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 5000 человек (1000 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

III. Учредительные документы казачьих обществ

14. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ в учредительных документах казачьего общества (далее - устав) должны содержаться следующие сведения:

Наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовую форму;

Местонахождение казачьего общества;

Порядок управления деятельностью;

Предмет и цели деятельности;

Сведения о филиалах и представительствах;

Права и обязанности членов казачьего общества;

Условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

Источники формирования имущества казачьего общества;

Порядок внесения изменений в устав;

Порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

Иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

14.4. Изменения в устав казачьего общества вносятся по решению его высшего представительного органа управления (казачьим кругом). Вступление таких изменений в силу осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и утверждение устава казачьего общества.

15. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отражаются обязательства по несению государственной или иной службы, которые в установленном порядке приняли на себя члены казачьего общества.

16. Согласно пункту 3.2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" (далее - Указ N 632) уставы хуторских, станичных, городских, районных (юртовых) казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, на территориях которых создаются и действуют соответствующие казачьи общества.

17. Уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, в соответствии с пунктом 3.3. Указа N 632, утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность соответствующее окружное (отдельское) казачье общество, за исключением уставов окружных (отдельских) казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

18. Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территориях нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, в соответствии с пунктами 3.4. и 3.5. Указа N 632, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

IV. Органы управления

19. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества имеют специфические особенности и устанавливаются уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона N 154-ФЗ управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

20.5. Высшим представительным органом управления казачьего общества является общее собрание казачьего общества (далее - круг), основной функцией которого является обеспечение соблюдения казачьим обществом целей, в интересах которых оно было создано (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ).

20.6. К компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ относится решение следующих вопросов:

Определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества;

Изменение устава казачьего общества;

Определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) казачьего общества и исключения из состава его учредителей (участников, членов);

Образование органов управления казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности казачьего общества;

Принятие решений о создании казачьим обществом других юридических лиц, об участии казачьего общества в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств казачьего общества;

Принятие решений о реорганизации и ликвидации казачьего общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

Утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

20.7. Изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества, образование исполнительных органов казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий, а также вопросы реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции круга.

20.8. Круг правомочен, если на нем присутствует более половины его членов. Решение круга принимается большинством голосов членов, присутствующих на нем. Решение круга по вопросам исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

20.9. Решения круга по вопросам его исключительной компетенции, принятые с нарушением установленного порядка принятия таких решений, не могут считаться правомерными.

21. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 7-ФЗ атаман казачьего общества - единоличный исполнительный орган управления, осуществляющий текущее руководство казачьим обществом, избираемый кругом и подотчетный ему.

21.10. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 7-ФЗ к компетенции атамана относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления казачьего общества, определенную уставом.

21.11. Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президенте Российской Федерации в федеральном округе", полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.

21.12. В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Федерального закона N 154-ФЗ кандидатура атамана войскового казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

V. Регистрация казачьего общества

22. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации, и, согласно статье 6 Федерального закона N 154-ФЗ, они подлежат внесению в государственной реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

22.13. Казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В отличие от общественных объединений законодательством Российской Федерации о российском казачестве не предусмотрена возможность осуществления деятельности казачьих обществ без государственной регистрации.

23. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

23.14. Документы, необходимые для государственной регистрации хуторского, станичного, городского, а также районного (юртового) казачьего общества, как некоммерческой организации, представляются в территориальный орган Минюста России, окружного (отдельского) и войскового казачьего общества - непосредственно в Минюст России не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

23.15. Согласно пункту 41 Регламента все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации (устав казачьего общества) представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра устава, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

23.16. Согласно пункту 5 статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пункту 28 Регламента для государственной регистрации казачьего общества представляются следующие документы:

1) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме N Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

Заявление подписывается уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. Согласно статье 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создания юридического лица (в том числе некоммерческой организации) заявителем может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа (атаман), либо один из учредителей юридического лица.

Подлинность подписи заявителя заверяется в нотариальном порядке. За совершением такого нотариального действия может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица.

2) Устав казачьего общества, подготовленный с учетом установленных законом требований и типовой формы устава, рекомендованной Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

3) Решение круга о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества и об утверждении ее учредительных документов (устава) с указанием состава избранных (назначенных) органов.

4) Сведения об учредителях. Сведения об учредителях (физических и юридических лицах) заполняются с указанием ФИО и паспортных данных в приложении к заявлению формы N Р11001 на каждого учредителя (участника общего собрания) на отдельном бланке.

5) Документ об уплате государственной пошлины. Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица уплачивается в размерах, предусмотренных ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. На регистрацию представляется документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации в подлиннике.

6) Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. Данные сведения указываются в соответствующей графе заявления формы N Р11001. Согласно п.45 Регламента подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.

7) При использовании казачьим обществом в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование. В качестве таких документов могут выступать нотариально заверенные заявления с согласием на их использование от правообладателей.

23.17. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации, принимается не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов (пункт 8 статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ) и направляет в регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба или ее территориальный орган) сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). ФНС или ее территориальный орган на основании представленных документов в срок не более пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст России или его территориальный орган.

23.18. После проведения регистрационных процедур Минюст России или его территориальный орган выдает заявителю (либо уполномоченному по доверенности лицу) следующие документы:

Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;

Свидетельство о внесении записи в Единый государственной реестр юридических лиц;

Свидетельство о постановке на налоговый учет;

Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

Копию устава некоммерческой организации с отметкой о регистрации.

23.19. Основаниями для приостановления процедуры регистрации казачьего общества как некоммерческой организации является представление для государственной регистрации документов, оформленных в ненадлежащем порядке. При этом, в соответствии с пунктом 1.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пунктом 48 Регламента, государственная регистрация некоммерческой организации может быть приостановлена однократно на срок, не превышающий трех месяцев.

23.20. Согласно пункту 1 статьи 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пункту 50 Регламента в регистрации казачьего общества как некоммерческой организации может быть отказано в следующих случаях:

Если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

Если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

Если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

Если необходимые для государственной регистрации документы, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

Если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона N 7-ФЗ;

Если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

Если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

Если в установленный решением о приостановлении государственной регистрации срок заявителем не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации.

23.21. О приостановлении процедуры регистрации казачьего общества как некоммерческой организации, об отказе в регистрации заявителю сообщается в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием оснований, повлекших принятие такого решения.

23.22. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

24. Регистрация юридических лиц в территориальных органах ПФР и в территориальных органах ФСС России осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в них регистрирующим органом (ФНС России) сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статья 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

24.23. Регистрация юридических лиц осуществляется не в заявительном порядке, а на основании сведений из ЕГРЮЛ, поступивших от регистрирующего (налогового) органа (п. 3.1 письма ФСС России от 23 августа 2011 года N 14-03-11/08-9440).

24.24. Территориальный орган ПФР и Региональное отделение ФСС России извещают организацию о ее регистрации в качестве страхователя путем направления через федеральные органы почтовой связи соответствующего уведомления.

25. Постановка казачьего общества на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) происходит Аналогичным пункту 24 образом.

VI. Внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

26. Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ решение о внесении в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации хуторского, станичного, городского или районного (юртового) казачьего общества принимается территориальным органом Минюста России по месту нахождения соответствующего казачьего общества.

27. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

28. Для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации атаманом казачьего общества в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ представляются в Минюст России или его территориальные органы следующие документы:

1) заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме, утвержденной органом, уполномоченным в области ведения реестра;

2) устав казачьего общества, принятый высшим органом управления казачьего общества и утвержденный в установленном порядке;

3) заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

4) заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с копией указанного решения представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

5) заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества. Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

29. В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ Минюст России или его территориальный орган при отсутствии оснований для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации или отказа во внесении казачьего общества в указанный реестр не позднее чем через тридцать дней со дня получения необходимых документов принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения выдает атаману казачьего общества свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме, утвержденной органом, уполномоченным в области ведения реестра.

VII. Требования и виды отчетности казачьих обществ

30. В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ежегодно представляет в Минюст России или в его территориальный орган сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме и в сроки, которые определяются органом, уполномоченным в области ведения реестра. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с указанными сведениями представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

31. В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" казачье общество обязано представлять в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212.

32. В соответствии с пунктом 3.8. Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632"О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" войсковое казачье общество ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами:

отчет о выполнении взятых на себя членами входящих в его состав казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы и других обязательств, предусмотренных уставом и иными актами войскового казачьего общества;

сведения об общей численности членов каждого из казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества, а также о численности их членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы;

сведения об общей численности членов войскового казачьего общества, а также о численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы;

сведения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении) войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ;

сведения об изменении структуры войскового казачьего общества, в том числе о включении в состав войскового казачьего общества новых казачьих обществ с указанием общей численности членов каждого из этих казачьих обществ, а также о численности их членов, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Обзор документа

В них рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ различного уровня, их госрегистрации и включения в госреестр. Также приводятся требования к отчетности казачьих обществ.

4.1.Членство в Казачьем обществе является добровольным.
4.2.Членами Казачьего общества, далее именуемыми казаками, могут быть достигшие возраста 18 лет граждане РФ, относящие себя к казакам, разделяющие идеи казачества, признающие цели Казачьего общества и настоящий Устав, заинтересованные в осуществлении целей и задач Казачьего общества, прошедшие установленную настоящим Уставом процедуру приема в члены Казачьего общества, уплатившие вступительный взнос и регулярно уплачивающие членские взносы и успешно прошедшие испытательный срок, как взявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, так и не взявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Учредители Казачьего общества автоматически становятся членами Казачьего общества без внесения вступительного взноса и прохождения испытательного срока.
4.3.Члены Казачьего общества имеют равные права и несут равные обязанности.
4.4.Прием новых членов Казачьего общества осуществляется по решению Правления Общества на основании письменного заявления на имя Атамана Общества с последующим утверждением по истечении испытательного срока решения о приеме Кругом Казачьего общества.
Вопросы членства в Казачьем обществе, процедура приема и исключения из членов Казачьего общества, порядок и сроки внесения вступительных и членских взносов, длительность испытательного срока регулируются Положением о членстве, утверждаемым решением Правления Общества.
В качестве членского взноса членами Казачьего общества могут быть переданы денежные средства и иное имущество. Порядок приема и определение стоимости вносимого имущества определяется решением Правления Общества и Положением о членстве. В том случае, когда имущество передается Казачьему обществу только в пользование, размер членского взноса определяется по соглашению сторон исходя из суммы арендной платы за предоставленное имущество в течение трех лет.
4.5. Члены Казачьего общества имеют право:
участвовать в работе Круга Казачьего общества с правом решающего голоса. Вносить предложения в повестку дня на Круге;
в период испытательного срока участвовать в работе Круга Казачьего общества с правом совещательного голоса, а также иметь все права и нести обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, за исключением права занимать выборные должности в органах управления Казачьего общества;
ставить вопрос о созыве внеочередного Круга;
избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы Казачьего общества;
став избранным, представлять Казачье общество в вышестоящих казачьих обществах и в других организациях, с которыми взаимодействует Казачье общество;
вносить на рассмотрение органов управления Казачьего общества предложения, подавать заявления, жалобы по любым вопросам, относящимся к деятельности Казачьего общества, участвовать в обсуждении этих вопросов;
свободно участвовать во всех видах деятельности и в мероприятиях, проводимых Казачьим обществом;
носить традиционную казачью форму одежды в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством;
рекомендовать в состав Казачьего общества новых членов;
объединяться по интересам, профилю деятельности, иным направлениям деятельности Общества в советы, комиссии, комитеты, отделения, секции и иные структуры;
публиковать свои статьи, имеющие отношение к целям и задачам Общества в изданиях Казачьего общества;
пользоваться в установленном порядке имуществом и средствами Казачьего общества;
получать информацию о деятельности Казачьего общества и его структур, получать необходимую методическую и иную информацию, пользоваться изданиями и банком данных Казачьего общества;
на преимущественное получение моральной, консультативной, социальной, организационной, методической и иной помощи, не запрещенной законодательством Российской Федерации от казачьего общества;
добровольно выйти из состава Казачьего общества по заявлению о выходе;
пользоваться защитой своих законных интересов со стороны Казачьего общества, правом Казачьего общества представлять интересы своих членов в государственных органах власти и органах местного самоуправления, в судах, общественных объединениях, в отношениях с юридическими и физическими лицами, в том числе зарубежными.
4.6. Члены Общества обязаны:
активно способствовать выполнению целей и задач Казачьего общества;
соблюдать Устав Казачьего общества и выполнять решения органов управления Казачьего общества, исполнительных, руководящих, контрольно-ревизионных органов Казачьего общества и их руководителей, принятые в пределах их компетенции;
с честью и достоинством выполнять взятые на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
беречь честь и достоинство казака, крепить единство российского казачества, хранить и развивать исторические, культурные и духовные обычаи и традиции российского казачества;
принимать деятельное участие в мероприятиях, проводимых Казачьим обществом;
не допускать действий, дискредитирующих Казачье общество, способных нанести ущерб другим членам и (или) Казачьему обществу;
активно участвовать в патриотическом воспитании молодых казаков, подготовке их к несению военной или иной службы;
поддерживать своих товарищей-казаков, оказывать им помощь и всемерную поддержку;
сохранять добрососедские отношения с не казачьим населением;
своевременно вносить членские взносы, размер которых определяется Правлением Казачьего общества и Положением о членстве;
приумножать финансовые и материальные возможности Казачьего общества для расширения масштаба сферы его деятельности;
выполнять принятые на себя обязательства в отношении Казачьего общества;
принимать участие в разработке, экспертизе и реализации программ и проектов Казачьего общества;
вести работу в области пропаганды практических результатов деятельности Казачьего общества;
о своем выходе из членов Казачьего общества сообщить в Правление Казачьего общества в письменной форме за один месяц до даты предполагаемого выхода.
4.7. Казак может в любое время добровольно выйти из Казачьего общества. В этом случае он должен письменно уведомить Правление Казачьего общества. При этом членские взносы ему не возвращаются. Имущество, переданное казаками в собственность Казачьего общества при вступлении в члены Казачьего общества или его денежный эквивалент, при добровольном или исключении казака из Казачьего общества не возвращается, а направляется на достижение уставных целей.
При ликвидации Казачьего общества имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, или его денежный эквивалент также не распределяется между членами Казачьего общества, а направляется на уставные или благотворительные цели.
Неоплата вступительного взноса, а также систематическая (2 раза и более) неоплата членских взносов или иных обязательных для члена Казачьего общества платежей, может, квалифицироваться как добровольный выход из состава Казачьего общества.
4.8. Казак может быть исключен из состава Казачьего общества:
если деятельность этого казака противоречит целям и задачам Казачьего общества и (или) требованиям Устава;
за нарушения решений руководящих органов Казачьего общества;
за неэтичное поведение, порочащее честь и достоинство казака;
за ненадлежащее выполнения взятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;
за распространение ложных сведений, порочащих деловую репутацию Казачьего общества;
за нанесение материального ущерба Казачьему обществу;
за систематическое не исполнение обязанностей члена Казачьего общества, определенных настоящим Уставом;
за неуплату членских взносов.
4.9. Вопрос об исключении казака из Казачьего общества могут ставить:
Атаман, члены Правления Казачьего общества, Суд чести, Совет стариков.
Решение об исключении в период между Кругами принимает Правление Казачьего общества с последующим утверждением этого решения Кругом казачьего общества.
Перед постановкой вопроса об утверждении решения об исключении казака из Казачьего общества на Круге должно быть оглашено мотивированное заключение Правления Казачьего общества за подписью Атамана Казачьего общества.
Круг обязан предоставить казаку право защиты от выдвинутых обвинений лично или с помощью других казаков Казачьего общества.
В случае согласия Круга с решением об исключении казака из Казачьего общества Круг утверждает решение об исключении из членов Казачьего общества.
В случае несогласия Совета стариков с решением Круга об исключении казака из казачьего общества, Совет старейшин имеет право ставить вопрос о повторном голосовании. Если при повторном голосовании получено согласие Круга об утверждении решения об исключении, то решение об исключении считается окончательным.
Исключенным из Казачьего общества считается тот, за исключение которого проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Казачьего общества.
4.10.Члены Казачьего общества не сохраняют прав на переданное ими в собственность
Казачьего общества имущество и денежные средства, в том числе на вступительные и членские взносы.
4.11.По истечении годичного срока после утверждения Кругом решения об исключении казака из Казачьего общества, исключенный из Казачьего общества, вправе подать заявление на имя Атамана Казачьего общества о принятии его в члены Казачьего общества. В этом случае к заявлению о повторном приеме в Казачье общество должно прилагаться поручительство не менее четырех членов Казачьего общества.
Решение о повторном принятии ранее исключенного из Казачьего общества казака принимается исключительно Кругом. Решение о повторном принятии в члены Казачьего общества принимается 2/3 голосов от общего числа членов Казачьего общества.

Социальные НКО (казачьи общества)

8 августа 2016 года Президент РФ В.В.Путин подписал Указ №398, в котором определены приоритетные направления работы социальных некоммерческих организаций, к которым относятся и казачьи общества. Это важнейший шаг по расширению возможностей НКО участвовать в оказании конкретной помощи населению. Речь в первую очередь идет о помощи в быту, социально-медицинских услугах, помощи инвалидам и пожилым людям, содействии социальной адаптации детей, оказании услуг в сфере дошкольного образования, социальной реабилитации граждан с алкогольной и наркотической зависимостью.

Сегодня социально ориентированные НКО и казачьи общества, общественные движения, волонтерские организации вносят существенный вклад в решение социальных проблем.

Принятый депутатами ГД в конце 2013 года Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» создал необходимые правовые предпосылки для участия общественных организаций в оказании социальных услуг. Сотни тысяч добровольцев сегодня помогают нуждающимся в больницах, хосписах, других социальных учреждениях.

Один из важных приоритетов — дальнейшее расширение деятельности социальных некоммерческих организаций и казачьих обществ.

Напомню, что по итогам гражданского форума «Сообщество», который прошел в ноябре 2015 года, Владимир Путин предложил ряд конкретных решений по поддержке НКО и казачьих обществ.

Во-первых, он объявил, что будет запущена специальная программа президентских грантов для поддержки некоммерческих организаций, работающих в малых городах и селах .

К сожалению, в некоторых регионах существуют серьезные трудности с оказанием социальных услуг из-за отсутствия разветвленной системы медицинских и социальных учреждений. Прежде всего эта проблема актуальна в сельской местности. Поэтому поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих там, является для нас приоритетом.

Во-вторых, для НКО и казачьих обществ, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, должен быть установлен правовой статус «некоммерческая организация — исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций.

В июне 2016 года депутаты ГД приняли Закон, регламентирующий деятельность НКО и казачьи общества, оказывающих общественно-полезные услуги. Согласно этому Закону при соблюдении ряда условий некоммерческие организации смогут получать финансовую поддержку своей деятельности из государственного бюджета .

Реализация Закона начинается с 1 января 2017 года . Но уже в настоящее время порядка 200 организаций в 63 регионах включены в реестры поставщиков социальных услуг.

В-третьих, Владимир Путин поставил задачу поэтапно увеличить некоммерческим организациям квоту до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании соцуслуг, которые финансируются за счет бюджетов.

Помимо этого было предположено запустить механизм государственного заказа на оказание соответствующих услуг. Также необходимо принять ряд мер, которые направлены на налоговую и имущественную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Наконец, надо расширять поддержку ресурсных и добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере, оказывающих содействие социальным НКО.

Что касается обозначенных Президентом России приоритетных направлений работы некоммерческих организаций, Правительство РФ установило на их основании перечень 20 общественно полезных услуг и разработало критерии оценки качества их оказания. Этот перечень стал тем инструментом, который позволит серьезно повлиять на качество и уровень доступности социального и медицинского обслуживания для всех граждан России.

Сергей Баев

Похожие публикации