ПАК ДА – перспективный авиационный комплекс дальней авиации. ПАК ДА - ракетоносец будущего (4 фото) Пак да самолет

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) находится под личным контролем главы государства. Об этом заявили в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).

Эксперты отмечают, что при разработке нового самолёта инженеры сделали ставку на малозаметность, пожертвовав сверхзвуковой скоростью. Новый ракетоносец призван значительно усилить воздушную составляющую Стратегических ядерных сил РФ.

Разработка стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) находится под личным контролем главы государства. Об этом рассказали в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Также в корпорации напомнили и о других разработках, которые позволят не только сохранить, но и укрепить неотъемлемую часть ядерной триады - корпус стратегических бомбардировщиков. Уже сейчас потенциал отечественной дальней авиации усиливается благодаря модернизации ракетоносцев Ту-160М и Ту-95МС. Эти легендарные самолёты ещё не скоро выработают свой ресурс, но к тому времени им на смену сможет заступить ПАК ДА, конструируемый на базе авиационного завода в Казани.

Акцент на малозаметности

Напомним, концептуальный проект будущего самолёта был согласован в 2013 году. Наиболее перспективным был признан проект КБ «Туполев». Конструкторы предложили пожертвовать сверхзвуковыми характеристиками ради невидимости для радаров, в ПАК ДА было решено задействовать стелс-технологии. Самолёт будет построен по схеме «летающее крыло». Разумеется, любая армия мира хотела бы получить на вооружение бомбардировщик, сочетающий сверхзвуковую скорость с малозаметностью, однако, по словам специалистов, на данном этапе развития науки такое решение реализовать невозможно.

Для движения на сверхзвуковой, а тем более на гиперзвуковой скорости самолёт должен обладать обтекаемой аэродинамикой. Однако такая обтекаемость не позволит аппарату сохранять невидимость для радаров противника, так как незаметность обеспечивает именно угловатая форма корпуса.

Ещё одна сложность связана с воздухозаборником двигателя, который у стелс-самолётов закрыт от радиолокационного излучения. Но для полётов на сверхзвуковой скорости такое решение не подходит - самолётам нужен открытый и широкий воздухозаборный канал, поскольку потребление кислорода двигателем значительно возрастает.

«Почему акцент сделан именно на малозаметности, понятно - сами законы физики не предполагают длительных полётов на сверхзвуковой скорости, - пояснил в интервью RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский. - Да, наш Ту-160, до сих пор стоящий в строю, - сверхзвуковой самолёт, но лететь на такой скорости он может не всё расстояние, а только какие-то отдельные участки, например при необходимости преодолеть рубеж ПВО».

При этом полностью невидимых самолётов не существует, стелс-самолёты всё равно видны на радиолокаторах, но на гораздо меньших расстояниях, чем обычные аппараты, добавил эксперт.

К стратегическим бомбардировщикам применяются повышенные требования по дальности и продолжительности автономного полёта, в этом случае на первый план выдвигается такой параметр, как экономичность. Конструкция «воздушное крыло» поможет повысить этот параметр, уверен специалист.

Несмотря на сложность поставленной задачи, работы по созданию ракетоносца будущего активно продвигаются. К марту прошлого года в КБ «Туполев» был создан полноразмерный макет ПАК ДА. В мае 2017 года была полностью готова цифровая модель ПАК ДА. Об этом СМИ рассказал вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков. Оцифровка самолёта позволит вести техническое обслуживание ПАК ДА на всех этапах его жизненного цикла, пояснили в ОАК.

Летом корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, перейдя к новому этапу работ - опытно-конструкторским. Предполагается, что первый опытный образец самолёта сможет подняться в воздух в 2025 году, строительством аппарата занимается Казанское производственное объединение имени Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).

Известно, что ПАК ДА будет нести на борту широкий спектр вооружений, включая гиперзвуковые ракеты. Дальность полёта составит порядка 12 тыс. км, скорость - около 1000 км/ч, взлётная масса не будет превышать 110 т.

В начале октября 2018 года стали известны предположительные характеристики двигателя будущего бомбардировщика.

В частности, журналистам удалось узнать, что двигатель будет защищён от некоторых поражающих факторов ядерного взрыва, а силовая установка сможет работать при температурах от -60 до +50 °C. Без ремонта двигатель должен отработать не менее 600 ч, полный ресурс составит 8 тыс. ч, или 12 лет эксплуатации с возможностью продлить этот срок до 21 года. Соответствующие требования были указаны в тендерах, размещенных на сайте госзакупок.

Также известно, что корпус ПАК ДА будет изготовлен преимущественно из лёгких и прочных композитных материалов, в частности рассматривается вариант использования титана - Россия является лидером по добыче этого металла.

Навигационная система ПАК ДА не будет привязана к спутниковым сигналам, а будет ориентироваться по астрономическим данным. Это сделает машину менее уязвимой для средств радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, как рассказал ранее журналистам экс-главком ВКС России Виктор Бондарев, для ПАК ДА разрабатываются новые ракеты, радиус поражения которых будет достигать 7 тыс. км. Ракеты планируется оснастить компьютерными системами, способными анализировать воздушную и радиолокационную обстановку.

Спешить с разработкой такой машины, как стратегический бомбардировщик, нельзя, считают эксперты.

«Создание нового стратегического бомбардировщика - долгий процесс, - пояснил Мураховский. - Во-первых, речь идёт об очень сложных передовых технологиях. Во-вторых, и у нас, и у американцев сейчас в строю стратегические бомбардировщики прошлого поколения, в США это самолёт В-52».

Самолёты, разработанные в прошлом веке, до сих пор могут успешно применяться, не говоря о модернизированных версиях, таких как Ту-160М2. Сделать самолёт, превосходящий эти образцы, - крайне сложная задача, уверены эксперты.

«В любом случае новые авиационные комплексы не скоро заменят своих предшественников, торопить события в этой области не стоит», - считает Мураховский.

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося, не в последнюю очередь, применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название «2018 Bomber», планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов.

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе - Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главой целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке в 10 тонн. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США - в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создает собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в азиатско-тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС - в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 тонн оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 тонн.

Говоря о китайском проекте Н-21, эксперты предпочитают не торопиться с оценками. По мнению Виктора Мураховского, о том, каким будет китайский стратегический бомбардировщик, говорить пока рано.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», - считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов - ресурсы позволяют.

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», - подчеркнул эксперт.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию - её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА - средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», - пояснил Мураховский.

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности.

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», - подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также, в перспективе, создание ПРО, способных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», - подытожил Алексей Леонков.

Работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году, когда Минобороны России подписало контракт с компанией «Туполев» на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений до 2025 года.

Тогда же главный конструктор туполевского КБ Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.

Перспективный авиакомплекс подразумевает создание совершенно нового летательного аппарата, который, будет дозвуковым и выполнен по схеме «летающее крыло». Компоновка «летающее крыло», о которой впервые было заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит самолёту малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагает наличие крыла большого удлинения. В техзадании российских ВВС для ПАК ДА разработчиками обозначена дальность полёта 12 500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ был завершён первый этап испытаний модели схемы «летающее крыло» при крейсерских скоростях до М=0.88 и больших числах Рейнольдса* (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолёта, очевидно, что их результаты напрямую проецируются на ПАК ДА.

В конструкции самолёта будут широко использоваться технологии снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия, следует ожидать, что с целью снижения ЭПР, геометрия планера будет отличаться от того, что сейчас можно встретить на различных рисунках и даже от той модели, которая проходила продувку в аэродинамической трубе ЦАГИ. Наиболее вероятный внешний вид самолёта показан на фото в шапке статьи.

Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой ракеты идут: "Она будет не одна, их будет несколько типов – и по дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько".

По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолёт станет только средством доставки в зону пуска. Помимо стратегических ракет, самолёт будет иметь в своём арсенале и другое высокоточное оружие.

Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания «Кузнецов», в качестве базового взят двигатель НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.

На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) уже разрабатывается авионика для ПАК ДА. Между КРЭТ и Объединённой авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по которому Концерн создает унифицированный борт. Совместно с компанией «Туполев» КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В самолёте применят не только новые, но и уже опробованные технологии. Часть систем и приборов будут заимствованы от последних разработок, которые стоят на других новых машинах и показали высокую надёжность и эффективность. Предполагается, что самолёт ПАК ДА будет оснащён совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Один из ключевых элементов для перспективного самолёта – радиолокационная система – разрабатывается в НИИ приборостроения им. Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в работах по бортовым радиолокационным станциям с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) для истребителя пятого поколения ПАК ФА.

К 2012 году было закончено техническое проектирование комплекса и начались опытно-конструкторские работы. К марту 2013 года проект самолёта был утверждён, а в 2014 году конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

Новый российский бомбардировщик должен совершить свой первый полёт в 2021 году, завершить испытания намечено на 2023 год, а начало запуска в серию - на 2025 год. При этом ВКС России планируют приобрести не менее 50 таких машин.

В мае 2015 года Минобороны РФ приняло решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2, а, учитывая экономические реалии, в которых задача выполнения Государственной программы вооружений-2025 значительно осложняется, перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

Перенос сроков выглядит вполне естественным и необходимым в связи с решением о возобновлении выпуска Ту-160. "Белый лебедь" совершенен с точки зрения аэродинамики, а значит, имеет конструктивный задел на много лет вперёд по модернизации и перевыпуску. По заявлению гендиректора РСК "МиГ" и генконструктора Объединённой авиастроительной корпорации Сергея Короткова, модернизированные бомбардировщики Ту-160М2 создаются на базе хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.

Наряду с ПАК ДА и Ту-160М2 (с 2023 года) для ВКС России начнётся серийная модернизация 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М, производство серийных образцов истребителя ПАК ФА Т-50 начнётся с 2017 года. В перспективе новый бомбардировщик должен заменить бомбардировщики Ту-22М3, ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Вероятно, что в будущем он может выпускаться параллельно с новым стратегическим бомбардировщиком Ту-160М2.

Между тем, если программа модернизации Ту-160 вопросов не вызывает, то сомнения в необходимости создания ПАК ДА в "экспертном сообществе" есть.

Например, консультант ПИР-Центра Максим Старчак считает, что Россия не находится на пороге ядерной войны с США, а в Америке пока не создаётся некоего сверхсовременного оружия, что могло бы спровоцировать Москву на такой дорогостоящий проект. Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 прекрасно справляются и ещё не одно десятилетие будут справляться со своими задачами.

Другой эксперт - Виктор Мураховский отмечает, что проект нового бомбардировщика разрабатывается в ситуации, когда концепция применения авиации в мире меняется довольно быстро.

"Если посмотреть на концепцию ПАК ДА, то её реализация начнётся в лучшем случае через 10 лет. Ну кто из авиационных военных специалистов может сказать, какой через 10 лет будет основной тренд в развитии авиации? Я предполагаю, что может появиться беспилотная авиация, которая не ведёт воздушный бой, а является носителем дальнобойного оружия", - сказал он.

Однако, "экспертное сообщество" может ошибаться, хотя бы просто по той причине, что не владеет всей полнотой информации. В январе 2016 года главком ВКС Виктор Бондарев подтвердил, что разработка перспективного авиакомплекса идёт в соответствии с планами. Опытный образец должен взлететь в 2021 году. В апреле уже заместитель министра обороны Юрий Борисов подтвердил, что разработка ПАК ДА будет продолжена, несмотря на возобновление производства модернизированного самолёта Ту-160М2.

«Мы, безусловно, не будем останавливать работы по разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации», - сказал замминистра и добавил, что решение о возобновлении производства модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 окончательное и пересмотру не подлежит.

Таким образом, работы по двум крупным проектам - запуск в серию Ту-160М2 и разработка ПАК ДА идут параллельно, и перенос сроков разработки ПАК ДА больше не озвучивается.


Возможный вид ПАК ДА в случае его реализации по схеме «летающее крыло»

Вокруг новых разработок российского оружия, начиная с середины 2000-х годов, уже присутствует весьма плотная завеса военной и государственной тайны, которая значительно затрудняет выстраивание каких-либо надёжных и окончательных предположений о параметрах и виде нового, перспективного вооружения.
Достаточно вспомнить все предыдущие предположения о внешнем облике танка «Армата», который выводили из глубокой модификации Т-90, либо из перспективных танковых разработок периода 1980-х - 1990-х годов, но которая в итоге оказалась достаточно оригинальной концепцией на своём уникальном шасси, которое минимум в полтора раза крупнее Т-90.

Отсюда, в общем-то, следует и закономерный подход к вопросу обсуждения перспективных и новых видов вооружений, пока ещё находящихся в разработке — мы, со своей публично-«пиджачной» точки зрения обсуждаем весьма закрытую деятельность «мундиров», как различные вероятностные оценки. А потом уже «мундиры» показывают нам в итоге, что они сделали и насколько это у них получилось на достойном и современном уровне.
При этом даже если человек находится «в теме» — то, если он не главный конструктор или министр обороны, вряд ли знает всё и вся о проекте. В силу чего, например, в ответ (безусловно, неполный и приблизительный, так как — смотри мысль выше) вы, скорее всего, услышите нечто вот такое .
В этом и есть проблема современного инженера или конструктора (если вы не Главный) — человек занимается своим куском работы и может, например, рассказать вам всё о гиперзвуковых маневрирующих блоках. В рамках подписки о неразглашении, конечно. А вот о параметрах самой разрабатываемой ракеты или самолёта этот простой инженер знает достаточно немного — вполне себе на уровне обычных людей. Короче, тот же кулик, что и мы с вами, просто сидящий ближе к центру болота.

Поэтому при рассказе о возможном облике и параметрах ПАК ДА я буду, как и в случае «Сармата», опираться на некие общие соображения, учебники физики, технические справочники и понимание того, что часто вариант «достать готовое из архива и модернизировать» в инженерной среде трусостью не считается.
Хотя и не буду утверждать, что моя реконструкция будущего облика ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации) является единственно правильной.
Кто его знает — может быть в 2020-м году мы увидим нечто такое, от чего у всех нас отпадёт нижняя челюсть и мы скажем: «Ну, ёлки-палки, умеем же, когда захотим!»
Засим, приступим.


Во-первых, до начала проведения анализа возможных параметров ПАК ДА стоит оценить все те сообщения и заявления официальных лиц, которыми нас снабжала российская пресса на протяжении всего процесса предварительной работы над будущим обликом ПАК ДА.
Работы над НИОКР по комплексу ПАК ДА были начаты конструкторским бюро Туполева в 2009 году, уже шесть лет назад. В начале 2011 года заместитель министра обороны Владимир Поповкин сообщил , что технический проект ПАК ДА должен был быть готов к 2015 году.
Вплоть до марта 2013 года, судя по всему, сохранялась неопределённость в концепции самого бомбардировщика — принципиальный выбор между возможностью совершенствования «белого лебедя» Ту-160, который реализовывал концепцию сверхзвукового высотного бомбардировщика и концепцией малозаметного дозвукового бомбардировщика прорыва ПВО на сверхнизкой высоте, концепцию которого реализовывали, например, такие машины, как американские В-2 и В-1В, был ещё открыт:


Ту-160. Быстрый, высотный, сверхзвуковой.


В-1В. Околозвуковой, низковысотный, малозаметный.


В-2. Дозвуковой, низковысотный, малозаметный.

Окончательный выбор концепции для ПАК ДА, судя по всему, не давался столь уж легко: в СССР и в современной России технологии снижения заметности самолётов отнюдь не добрались до серийных машин в таком законченном виде, как это случилось в США — скорее, можно было говорить о том, что к середине 1990-х годов в России смогли более-менее довести до опытных моделей тот задел, который сделали по малозаметности самолётов (пресловутому «стелс») в позднем СССР. Но ни о каких серийных машинах речь, понятное дело, не шла.

При этом, надо отметить, что выбор «сверхзвуковой-высотный-заметный» и «околозвуковой-низковысотный-малозаметны й» является в чём-то окончательным и однозначно определённым: сумма требований для осуществления обеих режимов полёта одновременно оказывается практически неподъёмной для реального самолёта в современных условиях.
Так, например, при переходе к концепции прорыва ПВО на сверхнизкой высоте при разработке бомбардировщика В-1 пришлось отказаться от сверхзвукового полёта: в нижних слоях атмосферы, у земли В-1 «вытягивал» своими двигателями и конструкцией планера только низкий сверхзвук (1,25М вместо 2,2М у первой версии В-1А, которая создавалась, как перспективная сверхзвуковая замена стратегического дозвукового В-52).

Кроме того, если вы хотите добиться малой заметности самолёта и его позднего обнаружения не только за счёт огибания рельефа на сверхнизкой высоте, но и за счёт рассеивания и поглощения радиоизлучения и/или же малой заметности для тепловизоров — то вам надо идти на ещё большие жертвы, реально уродуя аэродинамику самолёта и превращая его в летающего «гоблина», как, собственно говоря, и произошло с истребителем-бомбардировщиком F-117 и c бомбардировщиком В-2:


Сравнение классических В-52 и «стелса» В-2

Кроме того, что технологии снижения заметности самолёта неизбежно лишают его «высокого» сверхзвука (М=2,0...2,2), они ещё и неизбежно снижают его боевой радиус: даже на дозвуковой скорости в нижних слоях атмосферы лететь просто неудобнее: достаточно много топлива приходится тратить лишь на преодоление сопротивления воздуха.
В силу чего «стелсы», при прочих равных, имеют меньший боевой радуис по сравнению с высотными сверхзвуковыми самолётами. Ну и за «гоблинский облик» тоже приходится платить.

Отсюда мы можем смело отметать любые заявления о сверхзвуковом или даже гиперзвуковом характере конструкции ПАК ДА при обеспечении ещё и малозаметности, которые звучали вплоть до начала 2013 года: малозаметность и сверхзвук пока что несовместимы. Или одно — или другое.

Для дальнейшего анализа перспектив и возможностей ПАК ДА нам надо рассмотреть его двигатели. В 2014 году, на выставке «Оборонэкспо-2014» было озвучено выбранное техническое решение по двигательной установке ПАК ДА: будущий бомбардировщик получит модифицированные двигатели от Ту-160, НК-32-02, производства всё того же ОКБ Кузнецова (теперь — ОАО «Кузнецов»).

Вопрос двигательной установки для ПАК ДА сегодня является, если честно, самым главным — совсем о том, как отсутствие запроектированных и доведенных двигателей погубило в начале 1960-х годов и перспективный стратегический бомбардировщик М-50 и, вместе с ним — и всё ОКБ Мясищева.
При этом ситуация с восстановлением производства НК-32 отнюдь не выглядит столь радужной: начальные планы передать заказчикам модернизированный и модифицированный НК-32, которые в 2010-м году озвучивались , как реальные на 2013-2015 год, на сегодня уже сдвинулись на 2016 год. Пока.

Ситуацию с НК-32 осложняет и тот момент, что новые двигатели, выпущенные ОАО «Кузнецов» после 1993 года, необходимо будет буквально поштучно распределять на уже существующие, но требующие плановой модернизации и замены двигателей самолёты: в очереди на замену двигателей уже стоят около 30 Ту-22М3 (по два двигателя на машину) и 13 стратегических ракетоносцев Ту-160 (по 4 двигателя на машину).
Учитывая, что все эти самолёты изначально запланировано модернизировать до 2020 года (Ту-22М3) и 2023 года (Ту-160), то планы выпуска 20-22 двигателей в год «к 2023 году» выглядят, мягко говоря, недостаточными. Особенно на фоне того, что на НК-32 есть реальная очередь и от других заказчиков.

Кроме того, отсюда следует и грустный прогноз касательно первых планеров ПАК ДА, которые, скорее всего, могут появится к 2020 году: вплоть до разворачивания серийного производства НК-32 на самарском заводе и до выполнения массы горящих, первоочередных программ, новый дальний бомбардировщик будет летать с каким-то двигательным «эрзацем», как и его «коллега по несчастью» — ПАК ФА.

Однако, сами по себе параметры НК-32 (поскольку другого двигателя, если честно, нет и на горизонте), позволяют нам прикинуть возможности ПАК ДА.
В конструкции ПАК ДА предусмотрено использование четырёх двигателей НК-32, но без форсажной камеры, установленной на Ту-160: самолёту ПАК ДА, как мы определили, сверхзвук не нужен.
Максимальная бесфорсажная тяга четырёх НК-32 составляет 4 х 18000 кгс (около 72 тонн). Тяговооруженность современного самолета обычно находится в районе 0,25, что ограничивает максимальный взлетный вес ПАК ДА пределом в 280 тонн. Учитывая различные «гоблинские» штучки для создание эффекта малозаметности, которые негативно влияют на энерговооружнность, реальный вес ПАК ДА будет, скорее всего, даже меньше максимального взлётного веса Ту-160, который составляет 275 тонн. Скорее всего, речь пойдёт о 220-250 тоннах.


Что оно будет на самом деле — увидим. Но требование малозаметности определяет что-то вроде такого внешнего вида ПАК ДА.

Если же отвлечься от фантазий о внешнем виде (тут вам и в самом деле никто не скажет, как это будет в реальности выглядеть, как это и прозошло, кстати, с ПАК ФА или «Арматой»), то дальше нам опять-таки надо вернуться к двигателям.
При весе самолёта в 220-250 тонн, исходя из конструкционного совершенства современных самолётов и хотя бы 30 тонн боевой нагрузки, вес топлива составит около 100 тонн. Здесь я, опять-таки, исхожу из того, что в Ту-160 влазит 148 тонн топлива при массе пустого самолёта в 110 тонн и максимальной взлётной массе в 275 тонн.
То есть, учитывая дозвук и малозаметность, получится что-то на уровне Ту-160 и хотелось бы, чтобы не сильно хуже.

Удельный расход топлива у НК-32 составляет 0,535 кг/кгс в час, крейсерская тяга четырёх двигателей НК-32 составит 4 х 2900 кгс = 11400 кгс, расход топлива около 6,1 тонны в час, время полёта около 16 часов, дальность полёта при нормальной дозвуковой скорости в 800 км/ч * 16 ч = 12800 км. Боевой радиус, соответственно — 6400 км.
В принципе, сравнимо с парметрами как сверхзвуковых стратегов образца 1980-х годов, так и с дозвуковыми, шумными и легко заметными бомбардировщиками вида Ту-95 и В-52 родом из 1960-х.
При таком подходе к расчётам, кстати, ПАК ДА будет иметь боевой радиус где-то на 1000 км больше , чем малозаметные американские аналоги В-1В и В-2 при сравнимой боевой нагрузке, что тоже очень неплохо.

Ну а установка на ПАК ДА комплекса крылатых ракет Х-101 с дальностью выстрела в 4500-5500 км доводит боевой радиус до искомых 11-12 тысяч километров, чего вполне хватает для гарантированного удара по континентальной территории США вне зависимости от выбранного маршрута: через Северную Атлантику, через Аляску или через Северный полюс.


Фотография Ту-95 с крылатыми ракетами Х-101 на внешней подвеске. Предположительно — испытания прототипов, 2012 год.

Таким образом, в случае положительного решения вопроса о двигателях, проект ПАК ДА вполне выводит на новый уровень вопрос применения дальней авиации, с учётом «ухода на пенсию» старичка Ту-95 в районе 2040 года и модернизации существующего парка Ту-160 и Ту-22М3.
В этом случае ПАК ДА осуществляет прикрытие своим ударом прорыва Ту-160 и Ту-22М3 к целям на территории вероятного противника, в случае поддержки применения этих сверхзвуковых самолётов массированным пуском ракет Х-101 с дальности около 5000 км, которые в этом случае «догоняют» ударную волну Ту-160 и Ту-22М3.

Для Ту-95 такая тактика внезапного пуска, понятное дело, становится неосуществимой: вероятный противник засекает эти бомбардировщики ещё на подлёте к огневому рубежу, задолго до пуска ракет.

Какие же принципы могут быть использованы для уменьшения заметности ПАК ДА?
Скорее всего, в этом плане будут использованы как собственные наработки ОКБ Туполева, так и незаконченные проекты ОКБ Сухого, которые были проведены в СССР в 1980-е годы и закрыты на волне кризиса 1990-х уже во времена Российской Федерации.
Это — проект Т-60С и так называемый «объект 54С». К сожалению, даже сейчас информация об этих опытных самолётах до конца не рассекречена, в силу чего большая часть заключений базируется на публичных утечках, произошедших во времена общего бардака в 1990х годах.

Проект Т-60С представлял собой глубокую модернизацию фронтового бомбардировщика Су-24 и вёлся в ОКБ Сухого с 1984 по 1991 год и, судя по всему, представлял собой первую советскую попыку сделать настоящий «стелс». У проекта Т-60С был очень интересный главный конструктор — Наум Семёнович Черняков, которого в полном праве можно назвать как «великим инноватором», так и «великим неудачником»: все его крупные самостоятельные проекты так и не дошли до стадии серийного производства.
Черняков всё время «делал странное», создав в 1950-х годах стратегическую крылатую ракету «Буря», а потом сконструировав знаменитую «сотку» Т-4 — ударный сверхзвуковой разведчик-ракетоносец, который должен был в одиночку уничтожать авианосные группы противника.
Не избежал, к сожалению, грустной судьбы и проект Т-60С: уже на стадии проектирования в него попали несколько неудачных идей , которые и остановили в итоге его разработку в 1991 году. Т-60С стал последним проектом Чернякова.

Реконструкций Т-60С в сети достаточно много, мне, например, нравится вот такая, но, в целом, судя по имеющейся информации, до изготовления опытного экземпляра дело так и не дошло — продувки моделей самолёта в аэродинамических трубах ЦАГИ уже выявила массу проблем, «несовместимых с жизнью» Т-60С:

Однако, на основании работ по Т-60С, в ОКБ Сухого приблизительно в то же время были начаты и работы по параллельному проекту — «объект 54С», работы по которому продолжались даже после распада СССР, вплоть до 1994 года.
В частности, об «объекте 54» вспоминают, например, в книге «ОКБ П. О. Сухого. Заметки в летопись: вооруженцы» (Алферов К. Е., Москва, 2014):

«Основным разработчиком внутрифюзеляжных установок вооружения для изделия 54 стало МКБ "Старт". Ему же довелось разработать, изготовить и даже испытать в наземных условиях барабанную катапультную установку МКУ-6-170 для применения в составе перепроектированного изделия 54. Однако после 1994 года в связи со значительным уменьшением финансирования гособоронзаказа, разработка изделия 54 и вооружения для него была практически свёрнута.»

«Неизвестный Сухой» (Анциелович Л. Л., Москва, 2008)

«С учетом замечаний военных ОКБ было предложено проводить работы в направлении дальнейшего повышения боевых характеристик Су-24БМ, однако впоследствии из МАП получено недвусмысленное указание: начать новую разработку. В результате, с 1981 года проектирование самолета осуществлялись уже в новой компоновке, тема получила обозначение Су-24БМ2 (Т-6БМ2). В 1982 году состоялась защита эскизного проекта, а в 1983 - макетная комиссия. С 1984 года начался новый этап проектирования - разработка фронтового ударного самолета под заводским шифром "изд. 54". Работы по этой программе продолжались в ОКБ в общей сложности более 10 лет За это время несколько раз менялась компоновка машины, прошло два полноразмерных цикла проектирования, включающих последовательную разработку аванпроекта, эскизного проекта, макетной комиссии и выпуска рабочей документации, а на заводе в Новосибирске даже осуществлялась постройка опытного образца самолета. Однако после 1994 года, в связи со значительным уменьшением финансирования гособоронзаказа, работы были практически свернуты.»


Гипотетический вид «объекта 54С».

Более подробно отрывки информации о Т-60С и «объекте 54С» проанализированы по ссылк е, к которой я вас и отсылаю.
В целом же, судя по всему, для программ советского стелса в ОКБ Сухого использовался переоборудованный самолёт Су-27, на который было установлено стелс-сопло от будущего проекта:

Нынешнее состояние этой опытной машины, в общем-то, плачевно (самолёт слева, стелс-сопло снято):

Поэтому вопрос использования стелс-наработок ОКБ Сухого в перспетивном ПАК ДА по мне имеет столько же подводных камней, как и процесс разворачивания по-новой производства модернизированного НК-32 в Самаре.

В общем, проблем у гипотетического «объекта 80» пока что, скорее всего, намного больше, чем хороших конструкторских решений.
И, будет ли это «губокая модернизация Ту-160», как это написано по последней ссылке, либо же всё-таки «российский стелс» с дозвуковой скоростью, построенный по схеме «летающее крыло» — мы увидим, надеюсь, уже в 2020 году.
Если, конечно, всё будет в порядке.

ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80», он же «Посланник», разрабатывается компанией ПАО «Туполев».

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации - проект российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения.
Проект не является модернизацией уже существующих машин, а представляет собой принципиально новый летательный аппарат.

Как известно, работы по проработке концепции изделия начались еще 10 лет назад, в 2009 году. Предполагается, что выкатка первого опытного образца состоится через два–три года, первый полет – в 2025–2026 годах.

Одни бомбардировщики из семейства «Ту» могут прорывать ПВО, другие летают на рекордные расстояния. «Русский стелс» ПАК ДА призван совместить обе эти «убойные» характеристики. Этот ракетоносец пятого поколения должен войти в строй через 10 лет: принятие на вооружение и начало эксплуатации ракетоносцев запланировано на 2028–2029 годы.

В будущем ПАК ДА должен заменить стоящие на вооружении российских ВКС самолёты дальней авиации Ту-95 и Ту-160 и частично взять на себя функции .

Разработчики успешно защитили проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, российские военные утвердили облик нового самолета и его технические характеристики. Кроме того, подписали все необходимые соглашения, по которым начнется строительство первых летных образцов стратегического бомбардировщика.

Используемые Дальней авиацией России самолеты безусловно постепенно устаревают. По мере появления новых системы противовоздушной обороны, эффективность таких самолетов лишь снижается. Новый дальний бомбардировщик со временем должен будет заменить сразу три типа боевых самолетов: Ту-22М3, и Ту-160. ПАК ДА будет не только выполнять роль стратегического бомбардировщика, но и использоваться в качестве ракетоносца-бомбардировщика, дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

ПАК ДА

Как известно, разработка нового бомбардировщика ведется с 2013 года. По техническому заданию Минобороны РФ этот стратегический бомбардировщик должен не только нести как можно больше оружия, но и быть незаметным и использовать любые аэродромы.

ПАК ДА будет построен с применением стелс-технологий по аэродинамической схеме «летающее крыло» – то есть без хвостового оперения. И будет выполнять полеты на дозвуковой скорости.

Официально пока известно только, что он сможет нести больше вооружения, чем Ту-160. Прежде всего, это будут крылатые ракеты большой дальности (2–4 тысячи километров), которые смогут нести не только обычные, но и ядерные боеголовки. В качестве основного оружия разработчики пока рассматривают ракеты Х-102, которые могут поражать наземные и морские цели. А также, в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика войдет гиперзвуковое оружие.

Особое внимание в конструкции самолета уделяется применению технологий малозаметности. В ПАК ДА будут использованы несколько технологий малозаметности. Это и радиопоглощающее покрытие, и элементы конструкции, а также геометрическая форма планера.

Невидимость самолета для радаров должно обеспечить российское ноу-хау – специальное радиопоглощающее покрытие. А также максимально возможное применение композиционных материалов.

Для уменьшения эффективной площади рассеяния бомбардировщика в нем сделают только внутренние отсеки вооружения.

В июле 2017 года сообщалось, что Объединенная авиастроительная корпорация защитила эскизно-технический проект ПАК ДА, а также приступила к опытно-конструкторским работам по созданию нового бомбардировщика. На этапе эскизного проектирования определяются возможный внешний вид техники, основные функции, которые она будет выполнять, возможное вооружение и сценарии использования.

Между тем, в декабре прошлого года Казанский авиационный завод имени Горбунова возобновил производство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев . Сейчас на предприятии собираются полностью новые самолеты; для их строительства детали из советского задела не используются. По итогам испытаний этих бомбардировщиков военные будут принимать решение о начале серийного производства машин. Серийное производство бомбардировщиков Ту-160 приостановилось в России в 1994 году.

Развитие проекта

В августе 2009 года Минобороны России и компания «Туполев» подписали контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. Технический проект нового бомбардировщика будет полностью завершён к 2015 году. Это должен быть принципиально новый летательный аппарат. Он будет основываться на концептуально новых решениях, которые позволят и на рубеже 2020 г. быть конкурентоспособными в этой области.

Научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.Игорь Шевчук, генеральный конструктор компании «Туполев»

В августе 2012 года было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершён и утверждён. Начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта утвердили в марте 2013 года.

Разработка предэскизного проекта велась коллективами ЦАГИ и КБ «Туполева». При рассмотрении представленных концепций предпочтение было отдано разработке «Туполева». В апреле 2014 года стало известно, что КБ Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

По мнению специалистов, новый дальний ракетоносец будет выполнен по схеме «летающее крыло» — как его американский коллега B-2 Spirit. Лишь такая компоновка обеспечивает малую заметность самолета для радаров, работающих на длинных волнах. Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука. Вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров. ПАК ДА безусловно будет оснащен самым современным электронным оборудованием. В том числе радаром, системами навигации, связи и радиоэлектронной борьбы.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов, а также развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

«ПОСЛАННИК» видео

NGB

Похожий проект под названием Next Generation Bomber разрабатывается сейчас в интересах ВВС США. Требования военных к машине составлялись в 2011 году. По данным СМИ, стоимость самолета составит более полумиллиарда долларов. Новый бомбардировщик будет дозвуковым, дальность его полета превысит 9 тыс. километров. Боевая нагрузка NGB составит 6,3 — 12,7 тонны. Самолет должен быть «опционально пилотируемым», то есть выполнять миссии без участия экипажа. В этом случае машина сможет находиться в воздухе более четырех суток.

Как известно, NGB конструируется с широким использованием технологий малозаметности. По мнению специалистов, это должно дать новому бомбардировщику способность выполнять авиаудары в дневное время даже в условиях противодействия систем ПВО противника.

Tagged:

Мое детство и молодость прошли в стране под названием СССР. Я был и октябренком, и пионером, и комсомольцем. То есть, прошел практически все стадии социалистической обработки. Наша страна самая великая, самая, самая. Вся эта система воспитания взглядов, конечно же, никуда не делась. Да, сейчас я живу в другом мире, в другой стране. Да и сам я стал другим. Но воспитание, вбитое в подкорку, никуда не делось. И сейчас, глядя на то, как возрождаются наши вооруженные силы, не могу сдержать некоторого даже злорадства. Нате, буржуи, получите!

Последние достижения, особенно в области вооружений, дают нам всем чувство удовлетворения, гордости за страну, которая, наконец, возрождается и уже способна поставить на место некоторых зарвавшихся политиков. Да и некоторые страны тоже.

Гипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА

Системы РЭБ, подводные лодки, системы залпового огня и комплексы ПВО. ПАК ФА и новейшие танки. Наше оружие становится на порядок лучше мировых образцов. Большое количество перспективных тем и направлений. За короткое время, оборонный комплекс удалось вывести из хаоса, наладить производства и работу по перспективным разработкам. Отставание от мировых образцов вооружений, если не полностью ликвидировано, то, во всяком случае, близко к этому. А в некоторых случаях (как в комплексах ПВО, к примеру) и опережает зарубежную технику.

ПАК-ДА

В 2009 году между Минобороны РФ и ОАО «Туполев» подписан контракт на проведение НИОКР по разработке принципиально нового самолета для Дальней авиации РФ. Уже к 2012 году техническое проектирование было закончено и начались опытно-конструкторские работы.

Самолет, выполненный по схеме «летающее крыло», вероятно, будет оснащаться отечественными двигателями самарской двигателестроительной фирмы «Кузнецов». Фирма «Кузнецов», входящая в ОДК, разрабатывает перспективные газогенераторные двигатели для самолетов ДА и ТА на ближайшее десятилетие. Это будет унифицированный, усовершенствованный двигатель линейки НК-32, который сейчас применяется на Ту-160 .

Основные параметры комплекса пока неизвестны. Ясно только что ориентировочная взлетная масса будет от 100 до 200 тонн. Будет также применена технология малозаметности. Самолет должен нести все типы видов авиационного вооружения, как существующих, так и перспективных.

Сроки первого полета отложены

В июле этого года, генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Владимир Маслов, заявил, что первый полет комплекса ПАК-ДА переноситься на 2023-2024 годы. Это подтвердил Юрий Борисов, замминистра обороны РФ. В первую очередь перенесение сроков связано с решением о возобновлении выпуска ТУ-160. По утверждениям экспертов, самолет Ту-160 аэродинамически совершенен, а значит, имеет задел на десятилетия вперед по перевыпуску. Достаточно обновлять БРЭО, навигационное оборудование, комплексы вооружения, модернизировать двигатели. Самолеты этих типов долгое время еще могут оставаться в строю.

Новый комплекс – новая начинка

Авионику для ПАК-ДА уже разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» КРЭТ. Астронавигационная система позиционирования бомбардировщика, не будет иметь жесткой привязки к навигационным спутникам, а значит, будет более эффективна в условиях жесткой РЭБ. Также самолет будет оснащен бесплатформенной интегральной навигационной системой (БИНС), на основе волоконно-оптических гироскопов.

Комплекс ПАК-ДА будет дозвуковым, что будет компенсироваться комплексом мер по малозаметности и гиперзвуковыми ракетами большого радиуса действия, которые уже разрабатываются концерном «Тактическое ракетное вооружение».

В Америке тоже существует подобная программа разработки стратегического бомбардировщика – Long Range Strike Bomber LRS-B. И американская и наша программы идут примерно в одном направлении. И там и у нас отказались от гиперзвуковой режима, и от сверхзвукового крейсерского режима, в силу дороговизны разработок. Возможные лучшие качества малозаметности американского аналога, решено компенсировать большим радиусом действия крылатых ракет и их гиперзвуковой скоростью. Такие ракеты позволять с более дальнего расстояния производить пуск, что позволит минимизировать взаимодействие с ПВО противника.

Объединенной приборостроительной корпорацией разрабатывается уникальная система связи для перспективных самолетов. Все корпорации «Ростех» подключены к созданию бомбардировщика будущего, а значит, это действительно будет перспективный авиационный комплекс будущего.

Похожие публикации