Наблюдение за природой летом в старшей - подготовительной группе. Наблюдение за птицами зимой и осенью Осенние миграции птиц

Лето – это пора отдыха, летних забав, солнца, пляжа. Но даже на отдыхе можно дать ребенку множество полезной и познавательной информации о природе. Это все вокруг нас.

Наблюдаем за солнцем.

Гуляя с малышом, покажите ему солнышко, скажите, что оно светит ярко, стало очень тепло. Поговорите о сезонной одежде. Скажите, что солнышко греет сильнее, поэтому дети не одеваются тепло. Назовите летнюю одежду. Какое солнышко? (развитие речи) – желтое, теплое, яркое, светлое, ласковое. Что оно делает? Светит, греет, освещает и т.д. Люди носят летом солнцезащитные очки. Поговорите, для чего. Чем еще лето отличается от другого времени года? Все зеленое, много цветов. Расскажите стишок про солнышко.

Наблюдаем за облаками.

В облачный день понаблюдайте с ребенком за облаками. Что они делают? Плывут, движутся, летят. Они какие? Мягкие, пушистые, дождевые. Расскажите малышу, что они могут двигаться медленно, а могут и быстро (дует ветер). Иногда облака закрывают солнышко, и становится не так жарко. Рассматривайте облака – на что они похожи, сочините сказку об облачках. Спойте с малышом песенку «Облака, белогривые лошадки».

В пасмурный день понаблюдайте за тучами. Они бывают темные, грозовые, тяжелые. Когда небо покрывается тучами, это говорит о приближении дождя. Расскажите крохе про гром и молнию.

Наблюдаем за ветром.

В ветреный день посмотрите с ребенком на раскачивающиеся деревья. Расскажите малышу, что это дует ветер. Понаблюдайте за тем, как колышется трава, деревья. Возьмите вертушку и подставьте ее под порыв ветра – она будет вертеться. Расскажите ребенку о ветре в разные времена года: зимой дует ледяной ветер. Придумываем еще эпитеты – холодный, зимний и т.д. Летом – теплый, легкий, приятный ветерок. Предложите ребенку подставить лицо для ветра, закрыть глаза. Ветер ласкает щечки, лицо. Вы тоже можете дуть, как ветер. Возьмите перышко, положите его на ладошку и предложите малышу подуть. Между прочим, это отличное упражнение для развития речи.

Наблюдаем за дождем.

Выходя на улицу, когда идет дождь, отметьте, что сегодня погода дождливая, ненастная, пасмурная. Посмотрите на капли дождя – они крупные или мелкие. Обратите внимание ребенка на то, что образуются лужи. В лужи можно побросать камешки, измерить глубину палочкой, пускать кораблики. Прислушайтесь к звукам капающего дождя. Понаблюдайте, как капли стекают по окнам. Расскажите малышу о том, как дождь поливает все растения и они растут. Сравните сухую землю и мокрую, сухой асфальт светлый, а мокрый темный. После дождя все мокрое – и земля, и листья. Капли блестят на солнышке. У нас с сыном это «Капитошки». Мы любим их стряхивать с деревьев, трогать пальчиками.

Наблюдаем за грозой.

Пронаблюдайте за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.

Наблюдаем за радугой.

Расскажите ребенку, что после дождя бывает радуга. Расскажите о цветах радуги, нарисуйте с малышом радугу. Обратите внимание крохи, что она постепенно появляется и постепенно исчезает.

Наблюдаем за деревьями.

Гуляя с ребенком, показывайте ему различные деревья, называйте их. Предложите потрогать кору – она шершавая (для тактильных ощущений). Расскажите о том, как меняют свой внешний вид деревья в разные времена года. Сейчас они зеленые, на них много листьев. У каждого дерева свои листья, непохожие на другие. Посмотрите на хвойные деревья. У ели, сосны есть не листья, а иголочки. Они зеленые и летом и зимой. Научите ребенка бережно относиться к деревьям – они очищают воздух.

Наблюдаем за цветами.

Рассматривайте цветы. Говорите об их цвете, размере. Предложите ребенку понюхать цветок. Расскажите строение цветка. Называйте цветы – ромашка, одуванчик, пион и т.д. Цветы бывают комнатные, садовые и полевые. Рассмотрите, чем они отличаются. Предложите ребенку отгадать .

Наблюдаем за водой.

Все дети любят играть с водой. И это замечательно! не только развивают кроху, но и снимают стресс. Расскажите ребенку, что вода бывает жидкая и твердая (лед). Вода может иметь разную температуру: теплая, если нагрелась на солнышке или на печке, прохладная, если положить в холодильник. Какая вода? Жидкая, прозрачная, льющаяся. Определите, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Обратите внимание, что летом люди купаются в море. Почему?

Наблюдаем за животными и насекомыми.

Познакомьте малыша с животными, встречающимися вам и насекомыми. Расскажите о том, где они живут, что едят. Понаблюдайте за поведением животных. Обращайте внимание на внешний вид – у одних шерсть, у других – перья. Одни ползают, другие летают, третьи ходят.

Все перечислить невозможно, но главное, говорите и показывайте ребенку все, что видите, слышите и чувствуете сами.

Задачи:

— формировать представление о том, что летом ветер бывает разной силы и температуры: в жару ветер может обжигать, а без влаги — высушивать землю и губить растения; в теплую

погоду — быть теплым и ласковым; после дождя и при понижении температуры воздуха — прохладным; при грозе — сильным, порывистым, может ломать ветви деревьев; в ясную погоду его можно заметить по чуть шевелящимся листочкам на верхушках деревьев; ветер очень большой силы может вызывать смерч — стихийное бедствие;

— учить определять направление ветра (по наклону веток деревьев, направлению движения облаков); определять силу ветра по времени высушивания земли после дождя;

— вызывать интерес к играм с ветром, желание изготовить поделки из бумаги, целлофана и другого легкого материала;

— развивать силу воздушной струи с помощью игр с бумажными корабликами на воде через имитацию силы ветра.

Словарная работа : ветер, ветерок, ветрище, ветрено, ветреный день, ветер теплый, прохладный, обжигающий, ласковый, сильный, слабый, приятный, колючий, освежающий, свежий, резкий, порывистый; гнет, качает, шевелит, валит, гоняет, разгоняет, движет, сушит, ласкает, обжигает, охлаждает, колышет, взъерошивает, дует, обдувает, теребит, разносит, перекатывает, шумит, гудит, воет, налетает, освежает, закручивает, срывает и уносит (лист, шляпу), бросает (пыль в глаза); суховей, шквалистый ветер, смерч.

Наблюдение за тем, как ветер приводит в движение вертушки, флажки, султанчики

Наблюдение за окружающими участок деревьями — за силой ветра на открытом и защищенном от ветра участке; за тем, что приводит в движение ветер (поднимает пыль, создает рябь на лужах после дождя, разносит лепестки и пыльцу с цветков, поднимает вверх легкие предметы, переносит семена растений).

Наблюдение за тем, летают ли насекомые в ветреную погоду.

Вопросы

♦ Как можно узнать, есть ли сегодня ветер?

♦ Как можно определить силу ветра? Его направление?

♦ Если ветер сильный, как можно назвать такую погоду?

♦ Где ветер дует сильнее — на открытом или закрытом участках?

♦ Почему насекомые в ветреную погоду прячутся?

♦ Почему в жаркую погоду ветру все рады?

♦ Почему люди опасаются очень сильного ветра?

♦ Какое значение ветер имеет в жизни растений? Животных?

♦ Чем ветер летом отличается от ветра осенью или зимой?

♦ Почему от летнего ветра не надо защищаться как от осеннего или зимнего?

Загадывание загадок о ветре

Задача: развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерные особенности явления.

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В дом просится.

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Неизвестно, где живет.

Налетит — деревья гнет,

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Пыль поднимает,

Деревья качает,

Воет-завывает,

С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет,

Волны поднимает.

Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой.

Озорной повеса

Пролетел над лесом,

Крыльями взмахнул —

Лист с дерева отряхнул.

Опыты

Задача: развивать любознательность, пытливость, умение делать умозаключения.

Задания

♦ Подуть с разной силой на бумажные кораблики, плавающие в емкости с водой.

♦ Около листа, разрезанного на полоски, создать движение воздуха с помощью плотного листа или книги.

♦ Побегать с вертушкой.

♦ Пройти спокойным шагом и быстро пробежать.

♦ Поиграть в ветреную погоду в бадминтон, с воздушными шариками.

♦ Сделать вывод о том, что ветер образуется в результате движения воздуха.

Чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне...», «Сказка о царе Салтане...»

Задача: формировать интерес к природному явлению, поэтическому творчеству.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Дидактическое упражнение «Ветер — хорошо и плохо»

Задачи:

— формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений, животных;

— объяснять свои умозаключения.

Воспитатель предлагает детям выделить положительное в явлении неживой природы — ветре для людей, животных и растений и отрицательное, разрушительное, уничтожающее. Ребенок не только должен выделить положительное или отрицательное значение, но и объяснить, почему он так считает.

Разучивание стихотворения Е. Алябьевой «Проказник-ветер»

Задачи:

— закреплять представления детей о силе ветра;

— развивать память, выразительность речи.

Проказник-ветер прилетел, Дети обе руки стремительно выдвигают вперед.

Густой листвой зашелестел. Шевелят пальцами рук.

Подул немного посильней Руки поднимают вверх, покачивают ими.

И ветки закачал скорей. Раскачиваются.

Совсем плутишка разошелся Сильно раскачиваются и машут руками.

И по стволам уже прошелся. Закрывают лицо руками.

Тут закачался целый лес, Имитируют движение руки, открывающей и закрывающей дверь за ручку.

Не видно стало и небес. Хватаются за голову.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы. Шевелят опущенными вниз пальцами

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным снова стал. Замирают.

Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «Ветер»

Задачи:

— развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание;

— закреплять представления о ветре.

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.

Поднимает пыль столбом:

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом: Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Может вызвать бурю он: Поднимают руки вверх и делают вращательные движения.

Страх-страх, страх-страх!

Не удержится и слон:

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»

Задачи:

— формировать умение находить однокоренные слова, выделяя общий корень;

— определять разную силу ветра.

Ветерочек, ветерок,

Поиграй со мной, дружок!

Будет ветреной игра.

Не играли мы вчера.

Можешь ты ветрищем стать,

По деревьям погулять.

Можешь флаги потрепать.

Не пристало ветру спать.

Е. Алябьева

Подвижная игра «Два ветра»

Задачи:

— развивать физическую силу, устойчивость, воображение, внимание;

— активизировать знания о разной силе ветра;

— формировать чувство коллективизма.

Дети разбиваются на две команды, одна из которых — «Ветер», другая — дети.

Команды выстраиваются в две линии напротив друг друга, обозначенные на земле. Команда детей произносит слова:

Все мы сильные ребята,

Мы — ребята-дошколята.

Против ветра устоим,

В схватке с ветром победим.

Команда «Ветер» отвечает:

Я могучий, сильный ветер.

Я сильнее всех на свете.

Победить меня нельзя,

Зря стараетесь, друзья!

После этих слов команды сближаются друг с другом, дети попарно упираются руками и ногами, пытаясь пересилить противника и сместить его за черту (ветер средней силы). Затем команды встают спинами друг к другу, обхватывают в шеренге друг друга за талию. Играющие пытаются столкнуть друг друга за линию уже целой командой (ветер сильный).

Выигрывает команда, победившая в обеих схватках.

Рисование символов, отражающих разную силу ветра

Задача: развивать знаково-символическую функцию, образное мышление, речь, изобразительные умения.

Дидактическое упражнение в стихах «Установи причину и следствие»

Задача : развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложноподчиненное предложение.

Воспитатель читает стихотворение и задает по его содержанию вопросы.

Вчера был очень сильный ветер,

Он поломал большие ветви.

Они дорожки перекрыли,

Все утром ветки обходили.

♦ Почему утром люди не могли пройти по дороге?

♦ Что людям нужно сделать, чтобы можно было свободно передвигаться?

В песочнице играли дети.

Поднялся очень сильный ветер,

Запорошил глаза песком,

Игрушки разбросал кругом.

♦ Почему песок попал детям в глаза?

♦ Почему игрушки оказались разбросанными?

♦ Какие правила игры в песок нужно соблюдать?

Облака на небе спали

И по небу не гуляли.

Ветер дунул свысока,

Передвинул их слегка.

Дунул ветер посильней,

Они уплыли прочь быстрей.

♦ Почему облака стояли в небе на месте?

♦ Почему после появления ветра они медленно поплыли?

♦ Почему облака быстро уплыли?

Одуванчики созрели,

На лугу от солнца млели.

Ветер с ними поиграл,

Семена все разбросал.

♦ Почему одуванчики из желтых стали белыми?

♦ Почему белые семена одуванчика разлетелись во все стороны?

♦ Почему без ветра одуванчик не может переместить свои семена на расстояние?

Чтение сказки П. Воронько «Сказка про Суховей»

Задачи:

— дать представление о пагубном воздействии суховея на рост и развитие растений, жизнь животных и людей;

— развивать память, произвольное внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, речь;

— формировать интерес к явлениям природы, их неоднозначности;

— развивать артистические способности.

Вопросы и задание

♦ Что такое суховей?

♦ Какие беды принес Суховей в сказке? С кем он дружил? Почему?

♦ Какой характер у Суховея в сказке? Кто помешал Суховею?

♦ Что больше всего огорчило его? Кто встал на борьбу с Суховеем?

♦ Как вы понимаете слово «пионер»?

♦ Какие изменения произошли после того, как люди вступили в бой с Суховеем?

♦ Разыграйте сказку по ролям.

Прогулка по первому снегу.


Медведева Татьяна Петровна, учитель математики МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области.
Описание: Осень – чудная пора. Сколько удивительных явлений происходит в этот короткий период времени: «бабье лето» с паучками, летящими на паутинах, «золотая осень», листопад, отлёт птиц в тёплые края, первый снег…
Данная публикация – это рассказ - наблюдение за природой парка, её обитателями. Читатель вместе с автором публикации отправится в незабываемое путешествие по первому снегу.
Публикация адресована младшим школьникам, может быть полезна учителям начальных классов, учителям биологии на уроках, во внеклассной работе.
Цель: расширение кругозора детей, знаний об окружающем мире.
Задачи:
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций;
- формировать экологическую культуру школьников, создавать положительную мотивацию к сохранению духовных ценностей;
- способствовать развитию интеллектуальных сил и умений понимать явления природы в их причинно-следственных связях;
- прививать интерес к изучению природы родного края, наблюдательность, бережное отношение к природе.

Прогулка в парк по первому снегу.

Первый снег! Удивляет, восхищает, радует…
В этом году он выпал совсем неожиданно, в начале ноября.
Он шёл всю ночь, только под утро перестал, побелил крыши домов, дороги, припорошил, словно пудрой, поля и леса. Деревья сказочно красивы: снег прикрыл их голые ветки белоснежным покрывалом, особенно нарядными казались ели.
Приятно прогуляться по первому снегу.

Я отправляюсь в дальний уголок парка, располагаюсь под любимой раскидистой сосной и снимаю бинокль, чтобы понаблюдать за мирной жизнью обитателей парка.
Вдруг что-то свалилось мне прямо на голову…
Да ведь это белочка, перепрыгивая с ветки на ветку, случайно стряхнула ком снега. Где же она сама? Я навожу бинокль на верхушки деревьев. Белочка сидит в густых ветках старой сосны и что-то грызёт.


Она занята своими делами и долго не замечает меня. Когда же, наконец, увидела, то громко зацокала и поспешила спрятаться.
Стрекот сороки разнёсся по всему парку. Она сидела на верхушке сосны и зорко следила за мной.


Это она оповестила об опасности.
Я притаилась. Через несколько минут сорока – «часовой » улетела.
Мимо пролетел своим неровным ныряющим полётом дятел с шишкой к своей «кузнице» - трещине в сосне.


Пустую шишку ловко вытащил из щели клювом и откинул в сторону, за новую принялся, долбит её, семена выколачивает. Под «кузницей» уже валяется до сотни пустых шишек.


Когда только успел?
Стайка весёлых синиц тут как тут.


Они обычно летают в компании с дятлом. Порхают, посвистывают под тем деревом, где только что работал дятел.
Я достала из кармана семечки и высыпала их на снег.
Первыми корм заметили большие синицы, потом лазоревки, за ними прилетели воробьи, привлечённые всеобщим шумом.


Пожаловала даже сойка – любительница лёгкой наживы, птица яркая, крикливая, но увидев меня, сразу же улетела. А, может, улетела по другой причине…


В клюве она держала желудь, наверное, не хотела делиться своей добычей ни с кем.
Но когда прилетел снегирь, у меня даже дыхание перехватило – это необыкновенное зрелище: белый снег и красногрудый снегирь, красивый, важный, гордый!


Я с интересом наблюдала за птицами: суетятся, пищат на разные голоса. Маленькая лазоревка храбро отгоняла больших синиц от лакомства. Погнавшись за одной синицей, другие быстро хватали семечки и, усевшись на ветках, долбили их.
В зарослях бурьяна перепархивали стайкой пёстрые щеглы.


Щегол - одна из самых красивых птиц, встречающихся в наших краях. Семена репейника и чертополоха - любимое лакомство.
Я долго наблюдала за птицами и думала: вот-вот закрутит, запуржит вьюга, ударят сильные морозы, всё заледенеет, туго придётся этим милым пташкам, ведь они боятся не столько холода, сколько голода.
На западе заалела красная полоска – это заходило солнце. День кончался. Я немного устала, но, несмотря на это, была довольна прогулкой и интересными встречами с обитателями парка.

Лидия Масагутова

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа . Как важно предоставить им возможность полнее испытать все эти приятные, радостные ощущения. Кто как не мы-педагоги и родители поможем детям помочь в ознакомлении с окружающим природным миром .

Данный материал я сделала для оформления уголка для родителей "Наблюдение за природой ", которое обновляется в кадое время года и является подсказкой для родителей . Материал составлен для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя разделы : "Расскажите детям", "Запомните" "Выучите с детьми стихотворения", "Народные приметы", "Загадайте загадки", "Прочитайте сказки".

Вот что у меня получилось!

ВРЕМЯ ГОДА - ЗИМА !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Зима наступает после осени. Зимой вся природа замирает , засыпает.

Ночи зимой очень длинные, а дни совсем короткие.

Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко

проглядывает солнце. Говорят «зимой солнце светит, но не греет» .

Морозно, идет снег. Чем больше выпадает снега, тем лучше

для растений и животных. Снег укрывает их от мороза как одеяло.

Частые ветры, метели наметают сугробы.

Иногда появляется изморозь и гололед.

Вода в реках и прудах замерзает.

Лиственные деревья и кусты сбросили листья, но на некоторых

(калина, рябина, терн, шиповник) остались плоды. Хвойные

деревья (сосны и ели) остались зелеными, на них созрели семена.

Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к

человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками

и семенами деревьев.

Медведи, ежи засыпают на всю зиму. Засыпают и лягушки,

ящерицы, змеи. Белки, лисы, зайцы меняют летние шубки на

зимние – другого цвета, с длинным, густым мехом.

Люди зимой убирают снег на улицах городов и сел. Задерживают снег

на полях, чтобы он закрыл от мороза озимые посевы, а весной

дал много талой воды.

Прорубают лед на реках, чтобы вода «дышала» и к речным

жителям поступал кислород.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия зимних месяцев :

СНЕГОВИК

Снеговик, снеговик жить на холоде привык.

Вы не бойтесь за него и во мгле морозной

Оставляйте одного зимней ночью звездной.

В трубке у снеговика иней вместо табака.

И, метлой вооружен, он стоит, не дышит,

И часов домашних звон

Он сквозь стены слышит.

Морис Карем

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Зинаида Александрова

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Если шишки на ели растут низко –

к ранним морозам, а если высоко –

к холодам в конце зимы.

Синица прилетает к дому – к скорому

наступлению зимы.

Осенью птицы летят низко –

к холодной, высоко – к теплой зиме.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

С неба звёздочка упала

Белая, хрустальная.

Я рукой её поймала,

А она растаяла (снежинка)

Он всегда на что-то злится

И всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица,

А всех старых – молодит. (мороз)

Что за нелепый человек,

Пробрался в двадцать первый век.

Морковка - нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла (снеговик)

Вот серебряный лужок.

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь (каток)

ПРОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ЗИМНИЕ СКАЗКИ!

«Двенадцать месяцев»

«Зимовье зверей»

«Рукавичка»

«Лиса и волк»

«По чущьему велению…»

«Морозко»

«Снежная королева»

ВРЕМЯ ГОДА - ВЕСНА !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Весна наступает после зимы. Начинается весна

Погода весной неустойчивая : то тепло, то холодно.

Снег тает, сходит лед с рек и озер. Наступает половодье –

вода в реках поднимается.

День равен ночи. Солнце начинает светить ярче. Теплеет. Тает снег, повсюду бегут ручьи. Начинаются первые грозы.

Первые признаки наступления весны : на ветвях набухают почки, распускаются листья. Затем появляются зеленая трава и первоцветы (медуница, подснежник, мать-и-мачеха) . Зацветают деревья и кустарники.

Появляются насекомые. Возвращаются перелетные птицы, вьют

гнезда и откладывают яйца. Пробуждаются медведи, ежи и барсуки. Белки и зайцы меняют шубку на летнюю – другого цвета, с коротким, легким мехом.

Весной начинаются сельскохозяйственные работы : люди сеют рожь и пшеницу. Сажают деревья, кусты, цветы, огородные растения. Белят стволы плодовых деревьев – для защиты от вредителей. Обрезают

сухие ветки.

Приводят в порядок улицы, парки и скверы.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия весенних месяцев : МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ

ГУЛЯЙ ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ!

Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?

Какие съедобные грибы появляются первыми?

Зачем грачи ходят по пашне?

Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

Сколько крыльев у жука?

Весной или летом цветет сирень?

Какая птица прилетает первой из теплых стран?

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

С 9 марта начинаются утренники (утренние морозы) и продолжаются ровно 40 дней : «На Сороки – сорок утренников» .

Если утро туманное, то днем будет ясная погода .

Если много талой воды, значит, будут хорошие всходы на полях : «Апрель с водою – май с травою» .

Майские жуки громко жужжат –

к ясной погоде.

Май холодный – год хлебородный.

Если у мая начало теплое, то во второй половине будут холода.

Дождливый май – сухой сентябрь.

Если вороны купаются в лужах, значит, весна будет теплой.

ВЫУЧИТЕ С ДЕТЬМИ СТИХОТВОРЕНИЯ!

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Распустился ландыш в мае

В самый праздник – первый день.

Май, цветами провожая,

Распускается сирень.

С. Я. Маршак

ВРЕМЯ ГОДА - ЛЕТО !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Лето начинается после весны. Летний сезон длится с

Летние дни намного длиннее ночей. Солнце светит ярко, небо синее, ясное. Жарко. Дожди идут теплые. Бывают сильные, но скоротечные грозы с градом. После дождя на небе видна радуга. По утрам

выпадает роса.

Цветут и плодоносят растения. Созревают ягоды и фрукты.

Появляются грибы. Листва на деревьях и кустарниках сочная, зеленая.

Взрослеют детеныши животных, готовятся к самостоятельной жизни. Птенцы вырастают, учатся летать. Много насекомых.

Люди заготавливают сено. Ухаживают за посевами и посадками : поливают, борются с сорняками и вредителями. Собирают урожай некоторых фруктов, ягод и овощей. Ловят рыбу.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия летних месяцев : ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Воробьи летают стайками – к сухой ясной погоде.

Перед ненастьем птицы сильно кричат, много и низко летают.

Ласточки низко – к дождю.

Если муравьи строят большой муравейник, значит, зима будет

долгая и холодная.

Если в первые два дня идет дождь, то месяц будет сухим.

Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.

Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.

Если утром на восходе душно, значит, вечером будет дождь.

ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ!

БАБОЧКА, ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты.

Ну, а дождь пройдет над садом

Волноваться зря не надо!

Ни о чем не беспокойся

Под моей панамой скройся.

А. Сарсеков

ВЕСНУШКИ

Разбросало по опушке

Солнце рыжие веснушки.

Собирают девочки,

Собирают мальчики

Не малину, не грибы – одуванчики.

Прибегут домой с цветами

В золотых веснушках сами.

В. Степанов

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это ?

Угадать нетрудно - … (лето)

Я любой девчонке, прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.

От солнца я защита – для того и сшита (панама)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

По соломинке ползет (улитка)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Она ярка, красива –

Насекомое такое.

Платье в горошек,

И у нее шесть ножек (божья коровка)

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост –

Я б достал рукой до звезд! (радуга)

ВРЕМЯ ГОДА - ОСЕНЬ !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Осень наступает после лета. Осенью природа увядает ,

готовится к зимнему отдыху.

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

На небе появляются серые тучи, идут долгие, холодные дожди, а после них остаются лужи.

На деревьях желтеют и опадают листья – начинается листопад.

Желтеет и вянет трава. Цветы отцвели, семена созрели.

Пропали насекомые, питания для птиц стало совсем мало.

Поэтому с наступлением холодов перелетные птицы улетают

на юг. Белки и мыши делают запасы на зиму.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Заготавливают корм для домашних животных. Утепляют дома, а также

помещения для животных.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия осенних месяцев : СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.

ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ!

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый,

Утешает осень : «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета.

З. Федоровская

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут – будет

стоять хорошая осень.

Чем теплее и суше сентябрь, тем позднее придет зима.

Если листья начинают желтеть с верхушки – весна будет

ранняя, снизу – поздняя.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Жаль озябшего бедняжку…

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам (осенний лес)

Кто-то струны за окошком натянул.

Кто-то песню так уныло затянул,

Что слова навряд ли разберешь

Без плаща, зонта и без галош (осенний дождь)

Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки (листопад)

Изменили цвет монетки,

И к зиме слетели с ветки (листья)

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем…

Когда это бывает? (осенью)

ЛИТЕРАТУРА :

1. Илларионова Ю. Г. – Учите детей отгадывать загадки – М.: Просвещение, 1985 г.

2. – 1000 загадок – Я.: «Академия развития» , 1996 г

3. Рез З. Я., Гурович Л. М., Береговая Л. Б. – Хрестоматии для детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1990 г.

4. - Журнал «Мурзилка» - 1986 г., № 5.

5. «Времена года » - дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром – ООО «Маленький Гений-Пресс» , 2000 г.

6. Шаблоны "Зима, Весна, Лето, Осень". http://forchel.ru/9378-shablony-zima-vesna-leto-osen.html

Похожие публикации