Правда ли что раньше фотографировали мертвых людей. Странная традиция конца ХIХ века: фото мертвых детей. Посмертные фото не для слабонервных


После изобретения дагерротипа в конце 19 века, фотография начала стремительно вытеснять дорогую и не столь реалистичную живопись. В период викторианской эпохи вокруг семейных фотографий сложились весьма странные практики. Пожалуй, самой странным из них стал обычай фотографировать умерших людей непосредственно в контексте их обычной жизни. Впрочем, странным это выглядит с точки зрения современного человека - для нас кажется естественным, что умершие находятся за границами нашего предметного мира. Мы избегаем физического контакта с мертвыми, мы прячем факт смерти от детей (считая что они будут чересчур "переживать" или получат "травму"), мертвые внушают нам страх и ужас. Иными словами, умерший человек - это Чужой, образ пугающий и активно вытесняемый на периферию общественного внимания: в фильмы ужасов, в кошмары, в комиксы. Современная культурная матрица явно тяготеет к бессмертию: образы совершенного, божественного тела, которое не страдает и не болеет, не испытывает боли и не умирает, явно пропагандируются всей мощью современных медиа. Фокус внимания - на юных и здоровых. Гонку вооружений заменила гонка совершенства: невероятными темпами развивается косметология и отрасли хирургической медицины. Цель - одна: омоложение тела. Морщины, старость, умирание - все это немного постыдно, неуместно. Достаточно открыть любой глянцевый журнал, включить телевизор, посмотреть любую программу - их героями и основными действующими лицами будут люди, лишенные физических недостатков, с идеальной на вид кожей, зачастую немножко даже как бы не вполне материальные.
История показывает нам совершенно другое отношение к смерти.
Умерший традиционно был неотъемлемой частью мира, в котором он жил. Его тело хоронили (в очень многих культурах) - поблизости от того места, где он жил. С ним разговаривали, как с живым, с ним прощались, призывали и оплакивали, его провожали, трогали и одевали. Некоторое время умерший находился среди живых и его права на имущество, на одежду и на постель сохранялись, он никого не пугал, но некоторое время был частью мира живых. То, что для современного человека выглядит как "глумление", для вполне морального и религиозного человека викторианской эпохи было поучительным и трогательным христианским жестом по отношению к умершему. При том, что подавляющая часть современных визуальных образов с точки зрения викторианского человека является абсолютно "неприличным" и немыслимым. Обнаженные тела, поцелуи, прямые выражения страсти и похоти - все это было под строжайшим моральным запретом и резко осуждалось. Доходило до того, что считалось крайне неприличным статусной даме совершать какие-то телодвижения в момент, когда муж реализовал свой супружеский долг.
Интересно, что эмансипация политической борьбы, выражения чувств, женщин, секса, расы и труда на протяжении последнего столетия привела частично к обратным процессам: дискриминации смерти, а также вытеснению на обочину социальных трендов визуальных изображений смерти, болезни, старости, уродства.

Мода на посмертные фотографии началась в викторианскую эпоху и окончательно выродилась вместе с самой кровавой войной ХХ века.

Младенцы и дети
Надо сказать, что детская смертность была очень высокой и посмертная фотография зачастую была единственным напоминанием об ушедшем ребенке.
Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.
Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя - для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.

Умершему часто придавали положение естественного сна.


В окружении братьев и сестер.

Умершая сестра, по-видимому.

В окружении любимых кукол.



Умершая девушка с букетом

Семейные портреты






На этой фотографии - умершая девушка.

Фотографии с гробом

Король Баварии Людвиг II - истинный герой Вагнера.

Взрослые

Джон О"Коннор был сфотографирован через 2 года после смертии за 5 дней до захоронения.

Устройство с помощью которого тело умершего человека фиксировалось стоя.

Смотришь порой на викторианские фотографии, и дрожь берёт - какие они странные и нередко чудовищные в прямом смысле этого слова. Снимки мёртвых людей, загримированных и закреплённых так, чтобы казаться живыми; изображения физических недостатков и травм; коллажи с отрезанными головами и «призраки», снятые на длительной выдержке. Кому и зачем нужны были эти фотографии? Давайте полистаем старинный альбом и попытаемся найти объяснение содержимому его страниц.

Осторожно, в статье присутствуют шокирующие иллюстрации

Стоячие мертвецы

Фотографии мёртвых людей - это очень популярная и растиражированная история. В Сети можно найти много подобных подборок: красивые, нарядные мужчины, женщины и - чаще всего - дети с закрытыми глазами полусидят или лежат в окружении живых родственников. Далеко не всегда можно догадаться, что центральный герой композиции уже в лучшем мире. Такие снимки были широко распространены в Европе и Америке второй половины XIX века. Книги мёртвых действительно существовали, были даже фотографы, специализировавшиеся на запечатлении мертвецов - и по отдельности, и в кругу ещё здравствующих членов семьи. Чаще всего снимали детей и стариков, крайне редко фотографировали молодых покойников.

На этом семейном снимке крайняя слева девочка мертва

Объяснение этой традиции, распространённой с 1860-х по начало 1910-х, крайне простое. В те времена собственных фотокамер почти ни у кого не было, дагеротипия, а после коллодионная фотография были сложными технологиями и требовали профессионального подхода. Частных снимков почти не делалось, работа фотографа была престижной и требовала высокой квалификации, поэтому очень неплохо оплачивалась.

Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Поход в студию для семейного фотоснимка был делом дорогостоящим, а уж приглашение фотографа на дом могли себе позволить только обеспеченные люди. К фотографированию готовились заранее, наводили причёски, надевали лучшие костюмы - именно поэтому люди на снимках XIX века кажутся такими горделивыми и красивыми. Они просто очень старательно позировали. Вспомните, например, знаменитую фотографию «Дикой банды» Бутча Кэссиди (справа): разыскиваемые преступники одеты с иголочки, в новенькие костюмы и котелки, выглядят как настоящие денди и не стесняются сниматься. Почему? Да потому что фотограф получил хороший гонорар, а не лишённый самолюбия Кэссиди хотел иметь красивое фото своей организации. Банки и поезда эти люди грабили в совсем другом виде.

Так вот, из-за высоких цен на снимки и сложности процесса многих просто не успевали сфотографировать при жизни. Особенно это касалось детей - детская смертность в XIX веке была чудовищной и при этом совершенно привычной. Семьи были большими, в среднем 2-3 из 10 детей умирали от болезней в отсутствие антибиотиков, вакцин и других современных средств. Старики тоже при жизни снимались редко - во времена их молодости фотографии не было, а в старости им было уже не до того.

В результате люди спохватывались, что у них нет семейных фотографий, только после смерти кого-либо из близких. Тут же спешно нанимали фотографа, тело напомаживали и усаживали в «живую» позу. Нередко такие снимки были вообще единственными, где был запечатлён покойный. Умерших среднего возраста, от 20 до 60, снимали гораздо реже, потому что они обычно успевали сфотографироваться при жизни.

Здесь глаза мёртвой девушки не нарисованы, а зафиксированы в открытом положении

Фотографы хорошо зарабатывали на таком жанре. Существовало множество хитростей и приспособлений, которые позволяли выдать мертвеца за живого человека. Например, специализированные (запатентованные!) подпорки для придания мёртвому естественной позы - хотя чаще делали фотографию, где покойник имитировал спящего. В глаза вставлялись распорки, а зрачки поворачивали, чтобы умерший «смотрел в камеру». Иногда о том, что на снимке мертвец, догадаться было вообще невозможно, разве что по едва заметному штативу у его ног.

Порой фотографии известных покойников распродавались как сувениры: например, в 1882 году, посмотрев на выставленное в назидательных целях тело убитого грабителя Джесси Джеймса, можно было на выходе купить фотографию его трупа.

Жанр пошёл на спад уже в начале XX века, а к 1920-м годам исчез окончательно. Распространились компактные личные камеры, съёмка стала повсеместной и дешёвой, трудно было найти человека, ни разу не попадавшего в объектив. А нам на память осталось множество кошмарных фотографий. Впрочем, многие из них кажутся очень элегантными и интересными, пока ты не догадываешься, что изображённые на них викторианские красавицы мертвы.


Помимо подставки, состояние главного героя выдают нарисованные поверх снимка выпученные глаза



Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Спрятанные матери

У многих детей не было прижизненных снимков потому, что ребёнка трудно ровно усадить и заставить не дёргаться. А выдержки в те времена были очень долгими. Если нужно было сфотографировать ребёнка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой трюк. Мать садилась на стул, и её тщательно драпировали, накрывая руки, лицо, ноги, как будто она предмет мебели. Ребёнка сажали на колени матери, где он мог какое-то время вести себя прилично. При этом со стороны фотографа всё выглядело так, как будто на снимке никого, кроме ребёнка, нет.

Правда, если присмотреться, эти фотографии создают жуткое ощущение. Заметно, что под покрывалом, в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрёт ничего не подозревающее невинное дитя.

Викторианский фотошоп




23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни из Брайтона (Суссекс, Великобритания) разместил в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и породило целый жанр фотоманипуляций. Оно гласило: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Фотографов в Брайтоне хватало, а Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. И он изобрёл способ фотоманипуляции, основанный на совмещении нескольких негативов. По сути, это стало предтечей современного фотошопа. Как ни странно, идея Балбирни не снискала успеха. Привыкшие к традиционной фотосъёмке жители Брайтона не спешили сниматься в безголовом или летающем виде. Через два года фотограф закрыл студию и ушёл служить армейским врачом.






Но, как ни странно, дело его продолжало жить. Немногие фотографии, сделанные Балбирни, расползлись не только по частным альбомам заказчиков, но и по газетам. В результате простейшую манипуляцию с негативами освоили десятки фотографов в Англии и за её пределами. «Безголовые портреты» стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х.

К слову, скорее всего, не Балбирни был изобретателем технологии. Известна как минимум одна «безголовая фотография», сделанная в 1875 году, до открытия студии, другим мастером из Брайтона, Уильямом Генри Уилером, - он держал фотосалон на Хайстрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не стал родоначальником нового направления.

Взрывающийся мул


Самая известная безголовая фотография принадлежит не человеку, а мулу. Причём у мула на ней действительно нет головы! Сделал её британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт 6 июня 1881 года исключительно в научных целях.

Беннетт был сыном суррейского шляпника, но в 1870-х решил открыть бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс, уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Но и он не смог добиться достаточной скорости закрепления из-за того, что в желатине было слишком много жидкости. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса и быстро добился успехов. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды.

Первым делом Беннетт решил показать технологию военным, причём американским, а не британским, и ему требовался эффектный и одновременно эффективный эксперимент. Способ демонстрации он выбрал своеобразный: привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эбботта и ещё нескольких военных с базы Уиллетс-Пойнт (Нью-Йорк). Снимок он успел сделать в тот момент, когда ошмётки головы уже разлетались, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это демонстрировало скорость фотосъёмки.

Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в Scientific American. Технология была успешно внедрена, Беннетт получил патент и заработал на своём изобретении. Но пресса обрушила на него гору критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес».

Лечение или пытка?

В Интернете широко растиражирована вторая фотография. На первой девушка с искривлённым позвоночником, на второй - процесс выпрямления, на третьей - тугая перебинтовка, удерживающая позвоночник в выровненном состоянии.

Другое популярное направление фотоснимков XIX века - люди, которых явно кто-то пытает. Хлещет по спине, бьёт током, сжимает голову тисками. На деле в большинстве этих снимков нет ровным счётом ничего страшного. Представьте, что человек, никогда не видевший стоматолога, увидит снимок, на котором вы сидите с широко открытым ртом, а туда лезет какой-то мужик со страшными инструментами. Он ужаснётся, не так ли? Вот и мы, впервые сталкиваясь с давно забытыми и порой ошибочными врачебными методиками XIX века, ужасаемся, хотя в те времена они казались совершенно нормальными.

Например, в Сети широко распространена фотография, на которой стройная полуобнажённая женщина привязана за руки к странной конусообразной раме. Рядом стоит полностью одетый мужчина средних лет и, похоже, смотрит на женскую грудь. Что это - викторианский БДСМ-клуб? Нет, конечно. Эта фотография всего-навсего иллюстрирует методику исправления сколиоза, разработанную знаменитым американским хирургом-ортопедом Льюисом Сэйрой.

Он был настоящим революционером своего дела. С помощью конусообразной рамы Сэйра временно выпрямлял изувеченный сколиозом позвоночник, а затем туго бинтовал пациента, не позволяя снова изогнуться. После нескольких недель таких процедур позвоночник заметно выпрямлялся. Фотография с девушкой наиболее известна из-за того, что её героиня молода, стройна и выглядит всё это загадочно и эротично. На самом деле снимков Сэйры за работой пруд пруди. На большинстве запечатлены мужчины с кругленькими пузиками или, наоборот, костлявые, с торчащими из сползших штанов волосатыми, простите, задами. Конечно, популярной стала по-настоящему красивая фотография.

И, кстати, это вы ещё не видели другие приспособления для исправления сколиоза, распространённые в XIX столетии.

Дюшен демонстрирует улыбку. На самом деле из-за паралича лица пациент физически не мог улыбаться. Дюшен просто «включил» нужные мышцы с помощью электроимпульсов.

Живший в XIX веке французский невролог Гийом Дюшен исследовал реакцию мышц и нервов на электрические импульсы. Впоследствии его работы легли в основу электронейромиографии, диагностического теста, позволяющего выявить повреждения нерва.

В числе прочего Дюшен запечатлевал выражения лиц пациентов при подаче импульсов на тот или иной лицевой нерв. Проблемой была фотосъёмка того времени - длительная выдержка не позволяла осуществить подобную процедуру. Но Дюшену повезло - в его распоряжении оказался сапожник средних лет, страдавший от паралича лицевого нерва (паралича Белла). Иначе говоря, если Дюшен с помощью тока получал на лице пациента какое-то выражение, оно держалось там без изменений несколько минут, пока мышцу не «отпускало». Это позволяло сделать качественный снимок на длительной выдержке.

Врач сделал с сапожником более 100 опытов, подключая электроды к различным мышцам и получая самые разные выражения лица. Исследование, снабжённое снимками, было опубликовано под названием «Механизм человеческой физиогномики». Благодаря этой работе Дюшен определил назначение ряда лицевых мышц и, в частности, выявил механизм возникновения улыбки.




А на снимках - тот самый сапожник во время одного из опытов.

Портрет Финеаса Гейджа


Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. 13 сентября 1848 года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, - в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом - друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Всё нормально, просто листайте дальше

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного - мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.

При расследовании преступлений, связанных с убийствами, са­моубийствами, дорожно-транспортными происшествиями, наруше­ниями правил техники безопасности и другими, часто главным объ­ектом исследования является труп. Фотографическая фиксация места происшествия по данным категориям уголовных дел имеет особое значение для расследования. Фотосъемка таких мест про­исшествий помимо общих закономерностей имеет и свои отличи­тельные особенности, поскольку особое внимание при осмотре уделяют исследованию всех обстоятельств, связанных с обнару­жением трупа либо его частей, установлением причин смерти. При осмотре места происшествия методами и средствами фотографии фиксируют:

Место обнаружения трупа (частей трупа);

Возможные или установленные пути следования на это место погибшего, преступника, пути ухода с него;


Положение трупа и размещение окружающих его предметов и следов;

Позу трупа и состояние участка, на котором он находится на период осмотра;

Состояние одежды, повреждения на одежде и теле трупа, по­ложение предметов, которые могут указать на причину смерти;

Следы крови, выделений человеческого организма, связан­ные струпом;

Орудия убийства или средства, которые могут являться при­чиной смерти;

Предметы, вещи, оставленные преступником или принадле­жащие потерпевшему;

Следы рук, обуви, частей тела или одежды, оставленные пре­ступником, иные изменения, произведенные в окружающей обста­новке.

Общее представление о месте обнаружения трупа, границах осматриваемого участка дает ориентирующая съемка. На местно­сти труп или его части и вещественные доказательства, относя­щиеся к данному событию, часто обнаруживают на значительном расстоянии друг от друга. Ориентирующую съемку в таких случаях обычно ведут с возвышений. В кадр включают ориентиры, позво­ляющие точно установить место проведения следственного дейст­вия. Выбор направлений съемки должен обеспечивать наглядность размещения узловых элементов на месте происшествия относи­тельно друг друга (вехи - указатели на ориентирующих и обзор­ных снимках); способствовать отражению других, характерных для данного события обстоятельств - возможных или установленных путей следования на место погибшего или преступника, удален­ность места от жилых построек, дорог и др. Место обнаружения трупа и материальных следов преступления, неразличимые из-за мелкого масштаба, скрытые складками местности, кустарником и т. п., обозначают при съемке вехами-указателями.

При обнаружении трупа в помещении информация об обстоя­тельствах преступления может находиться как в самом здании, так и на прилегающей к нему территории. Поэтому на ориентирующих и обзорных снимках отражают размещение здания на местности; возможные пути следования к нему; следы перемещения (доставка или вынос) трупа; обстановку в помещении; на узловых - место и способ проникновения преступника в помещение, обнаруженные следы и предметы как в помещении и на самом здании, так и на прилегающей к нему территории.


Общее положение трупа фиксируют, ориентируясь относи­тельно ближайших неподвижных предметов (дерева, стены и т. п.). Направления съемки и их число определяют особенности рельефа местности, условия обзора места обнаружения трупа. Наиболее точную связь всех элементов на месте обнаружения трупа дает крестообразная съемка под углами, близкими к 45° к оси трупа. Ес­ли условия съемки не позволяют выполнить эти рекомендации, поло­жение трупа фотографируют с направлений, имеющих наибольший обзор, обеспечивая минимально возможные искажения пропорций тела. Дистанция до объекта несколько превышает расстояние, не­обходимое для узловой съемки. Предпочтение отдают верхним точкам. В случаях, когда для дела могут иметь значение точные данные о дистанции между предметами обстановки, используют методы измерительной фотографии.

Позу трупа фиксируют крупным планом и, в первую очередь, без изменения его положения. Признаки, свидетельствующие о ином положении трупа к моменту осмотра, в процессе съемки сле­дует подчеркнуть. Например, след волочения отображают с точки, передающей на снимке его начало и конечное положение трупа. Если эту информацию невозможно передать на одном снимке, применяют круговое или линейное панорамирование. Трупы, засы­панные землей, снегом, закрытые различными предметами, фото­графируют в том виде, в каком они были обнаружены. После из­влечения и освобождения от посторонних предметов фиксируют их положение и состояние. Съемку можно вести и по мере освобож­дения трупа от маскирующих элементов. Фотографируют и предме­ты, использованные для сокрытия трупа.

Позу лежащего трупа фиксируют с трех направлений: сбоку - с противоположных сторон, перпендикулярно его оси и сверху. Точ­ки съемки размещают против середины трупа под углом 45° к по­верхности пола (земли). Не рекомендуется съемка со стороны го­ловы и ног, особенно с близких расстояний, так как при этом пропорции тела сильно искажены. При съемке с верхних точек оп­тическую ось объектива направляют перпендикулярно плоскости расположения трупа. При небольшом наклоне оси фотокамеры перспективные искажения исправляют трансформацией изобра­жения при печати. В небольших по размерам помещениях позу трупа передают способом линейного панорамирования. Панораму составляют из двух кадров, выбирая направления съемки напротив груди и колен трупа.


Иногда для съемки возможна лишь одна точка, например, при обнаружении трупа в шкафу, ящике и т. п. В этом случае дополни­тельную информацию о позе трупа дают снимки, получаемые после извлечения, особенно если его состояние осталось неизменным. Обязательна после извлечения трупа съемка места, где он нахо­дился.

Позу сидящего трупа по возможности фиксируют с 3-х, 4-х сто­рон. Например, труп у стены фотографируют спереди и с двух бо­ковых сторон. Уяснению обстоятельств расследуемого события способствует съемка с верхней точки, с которой отображается по­ложение предметов около трупа.

Позу висящего трупа фотографируют спереди и сзади. На­правления съемки выбирают на уровне его пояса. Для укрупнения плана или при съемке с небольших дистанций применяют линейное вертикальное панорамирование. Особо фиксируют место крепле­ния веревки, положение петли на шее трупа, вид узла и его осо­бенности. После снятия петли фотографируют странгуляционную борозду, показывая ее расположение и особенности. На отдельном снимке фиксируют форму и особенности завязывания узла. Харак­терные особенности позы трупа, например, согнутые и касающиеся пола ноги, связанные руки, расстояние до пола или ближайшей опоры и т. п., передают в более крупном масштабе с боковых, верх­них, нижних точек.

Самостоятельным объектом съемки являются руки трупа, когда они связаны; на них имеются следы, указывающие на самооборону или возможную причину смерти; в них зажаты какие-то предметы, например, кусок ткани, пуговица и т. п. Сначала фиксируют их со­стояние на момент осмотра. Затем кисти рук распрямляют и фото­графируют имеющиеся на них повреждения. Руки с зажатыми в них предметами фотографируют таким образом, чтобы на снимках бы­ли видны эти предметы. Фотографируют и сами предметы после их извлечения детальным планом.

Части расчлененного трупа фотографируют на месте их обна­ружения в том виде и в той упаковке, в которой обнаружены. Сначала фиксируют состояние упаковки, затем каждую из частей отдельно. Если части трупа составляют единое целое, то их фотографируют вместе.


Особое внимание при съемке уделяют отображению состоя­ния одежды на трупе и повреждений (их формы, особенностей, трупных пятен). Направление съемки и дистанцию подбирают с учетом передачи этих особенностей. При большом числе повреж­дений положение каждого из них отмечается указателем. Если по­ложение трупа не позволяет отобразить все характерные особен­ности одежды и повреждений, то прибегают к дополнительной съемке. Так, состояние одежды и характер повреждений на груди у ничком лежащего трупа фотографируют после его переворачивания.

Повреждения на одежде и теле трупа (огнестрельные, холод­ным оружием) фотографируют при увеличении, достаточном для отображения их особенностей. При наличии оставшихся в ранах ножей и других предметов их положение фиксируют относительно участков тела, где они находятся. После извлечения предмета фо­тографируют и само повреждение, и предмет.

Предметы, расположенные на трупе или рядом с ним, фотогра­фируют, применяя узловую, а затем и детальную съемку. При не­обходимости после фиксации предметов, следов на одежде и теле трупа и рядом с ним фотографируют его ложе, концентрируя вни­мание на объектах, которые могут иметь значение вещественных доказательств и указать на причину смерти.

Большое значение уделяют отображению на снимках следов крови. По их расположению, форме можно судить о месте и позе потерпевшего в момент ранения, о направлении движения после нанесения раны, о высоте, с которой падали капли крови и др. При их наличии фиксируют взаимное расположение пятен, размеры, характер и форму.

Лицо неопознанного трупа фотографируют по правилам опозна­вательной фотографии.

Раны, ссадины, кровоподтеки, трупные пятна с течением непро­должительного времени меняют цвет. Дополнительную информацию о свойствах таких объектов получают с помощью цветной фото­графии. На месте обнаружения трупа ее применяют, когда сложно описать цветовые оттенки предмета, например одежды; если цвет является идентификационным признаком объекта.

Помните «Других» с Николь Кидман, тот эпизод, где она рассматривает фотографии покойников? Это вовсе не фантазия режиссера. Традиция делать посмертные фотографии (postmortem), причем нередко открывая покойникам глаза и усаживая их в привычные для живых позы, существовала довольно долго. Считалось, что именно в посмертной фотографии теперь и будет жить душа умершего. Postmortems редко показывают посторонним, но они существуют, и их количество исчисляется тысячами...

Какой ужас! Вовсе нет. С давних пор с покойников снимали гипсовые маски и делали портреты. Конечно, это было доступно не всем. В 1839 г. Луи Дагер изобрел дагерротип, это были маленькие фото на полированом серебре. Дагерротип могли себе позволить и не очень богатые люди, но только один раз, а именно после смерти...

Традиция посмертных фото сложилась в викторианской Англии, оттуда распространилась в США и другие страны, в том числе в Россию....

Существуют различные виды postmortems. На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим...

Фотографии умерших детей были особенно драгоценны для родителей, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. А так у родителей хоть что-то оставалось...

Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей...

Нередко братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком...

И очень часто позировали родители...

Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам.

Такие фотографии считались скорее памятными по-дарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти.

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть. «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»...

Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Снимки именно из этого архива были использованы в фильме «Другие»...

Тогда таких фото никто не боялся, они никого не отталкивали, даже очень маленькие дети не боялись не только фото, но и самих покойных родственников...

Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище...

В последнее время посмертная фотография считается тяжелой для восприятия. Стараются избегать подобных снимков...

В наши дни зачастую фотографирование умерших воспринимается как странный викторианский обычай, однако оно было и остается важным, если не признанным явлением жизни, причем, не только американской...

Наряду с надгробными камнями, похоронными открытками и другими изображениями смерти, эти фотографии представляют собой способ, которым люди попытались сохранить свои тени, память о себе...

Так, американцы снимают и используют фотографии покойных родственников и друзей вопреки общественному мнению о неуместности таких снимков...

Посмертная фотография по-прежнему интересует людей, в том числе и следователей по уголовным делам...

Особенно много детских фотографий. Это объясняется, в частности, очень высокой детской смертностью в те годы...

Уже в 20-30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография - это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым...

Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке - за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Вот это смело! Но таких фото я не видела...

Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы. Для родственников все это были милые сердцу лица...

Когда на смену дагерротипу пришла дешевая фотография, фотографа приглашали на каждое значимое событие: свадьбу, крестины, покупку дома или машины, дни рождения и праздники. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду. Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека...

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее...

Нередко постмортемы оказывались и на надгробных памятниках...

В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней...

Традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и после Отечественной войны. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы...

Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь. Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности, например, память рода - уходили в прошлое...

Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление - съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию...

Сейчас фотографии с мертвецом вытеснены фотографиями с могилой. До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает...

Предваряя вопросы, хочу сказать, что меня эти фото не пугают и не отталкивают. Историки смотрят на подобные вещи, как на свидетельства эпохи. И еще очень грустно и немного трогательно...

Посмертные изображения великих Вас не пугают?.. Чувствую, что огорчила, ладно, в следующий раз развеселю...

Ссылок не даю, потому что тема очень популярная, при желании вы можете найти массу текстов, картинок и видео...


Написано

В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть.

Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.


Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки.


Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы имитировать открытые глаза. Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными - птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает - мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки - одна мертвая, другая живая.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки. Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода - люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека - его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное - таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших. А в случае с детьми - это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее. Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых - ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.


Похожие публикации