Довольствоваться малым: что значит? Довольствуйся малым притча Где же золотая середина

Грэхэм Хилл делится с нами опытом как меньше привязываться к материальному и стать гораздо счастливее:

Я живу в студии площадью в 420 квадратных футов (39 кв.м.). Я сплю в кровати, которая складывается в стену. У меня всего шесть рубашек. 10 мисок, я использую их и для салатов, и для основных блюд. Когда ко мне приходят на ужин, я прибегаю к помощи своего раскладывающегося стола. У меня нет ни одного DVD или компакт-диска, а книг у меня всего 10% от былой коллекции.

От той жизни, которой я жил в конце 90-х, когда на меня обрушился поток денег с моего старт-апа, я купил гигантский забитый вещами, гаджетами, электроникой и автомобилями дом.

И так вышло, что эти вещи во многом определяли мою жизнь, вещи, которые я потреблял, стали потреблять меня. У меня были нетипичные обстоятельства (не каждый ведь получает кучу денег через интернет в возрасте младше 30), а вот отношения с материальным у меня оказались весьма типичные.

Мы живем в мире, пресыщенном вещами, мире забитых коробками супермаркетов, возможностью покупать в любое время при помощи онлайн-шоппинга. Члены любой социально-экономической группы могут забить свой дом вещами под завязку.

Но нет никаких доказательств, что какая-то из вещей делает человека счастливее, а вот обратное может быть правдой.

В моем случае на то, чтобы избавиться от всего несущественного хлама, мне потребовалось 15 лет жизни, большая любовь и множество путешествий. И тогда я смог начать жить куда более богатой, полной и насыщенной жизнью без всего этого хлама.

Все началось в 1998 году в Сиэтле, мы с партнером продали нашу интернет-компанию Sitewerks за сумму, которую я думал и за всю жизнь не заработаю.

Чтобы отметить это, я купил на Капитолийском холме четырехэтажный дом в стиле рубежа веков с площадью 3600 квадратных футов (335 кв.м). Также в исступлении потребления я купил совершенно новый секционный диван (первый в моей жизни), пару солнечных очков за $300, тонну гаджетов, даже первый переносной музыкальный плеер, а еще пятидисковый CD-плеер. И, конечно, черный Volvo с турбонаддувом и дистанционным зажиганием!

Я упорно работал на Bowne - новую материнскую компанию Sitewerks, так что времени закончить все свои начинания с домом у меня просто не хватало. Так что я нанял парня по имени Севен, который уверял, что работал ассистентом у Кортни Лав, чтобы он был моим личным шоппером. Он ездил по магазинам мебели, бытовой техники и электроники и фотографировал на Полароид все вещи, которые по его мнению должны были мне понравиться в качестве обстановки моего дома. Я перебирал фотографии и занимался виртуальным шоппингом.

Мой успех и пришедшие с ним деньги быстро приелись и стали из новинки нормой. Скоро все это мне наскучило. Новый мобильник совсем не вызывал во мне удовлетворения или каких-либо эмоций. Совсем скоро я начал задаваться вопросом, почему теоретически моя жизнь стала лучше, но я совсем не чувствую никаких улучшений, а стал куда более нервным, чем раньше.

Моя жизнь была неоправданно сложной. У меня появились газоны, которые надо косить, желоба в доме, которые нужно чистить, полы, которые надо регулярно пылесосить, соседи по комнате, с которыми приходилось общаться (мне казалось глупым жить в огромном пустом доме), автомобиль, который нужно было страховать, мыть, заправлять, чинить, разбираться с регистрацией и техническим обслуживанием, плюс еще и работать. Ко всему прочему мне нужно было придумывать работу для Севена. Нет ну правда - личный шоппер? Да кем я стал? Мой дом и мои вещи стали моими руководителями на должности, о которой я никогда не просил.

И все становилось только хуже. Вскоре после продажи нашей компании я переехал на восток, чтобы начать работу в нью-йоркском офисе Bowne, там я арендовал квартиру в 1900 квадратных футов (177 кв.м.), которая стала моей базой технического предпринимателя. В новое место потребовалась мебель, посуда, электроника и прочее - опять куча времени на покупку и обстановку.

И потому что эта квартира была огромной, я чувствовал себя обязанным завести соседей по комнате, на это тоже потребовалось время, энергия, усилия. Я все еще владел домом в Сиэтле, так что на моем попечении оказалось два дома. Когда я решил остаться в Нью-Йорке, мне потребовалось целое состояние и бесчисленное количество перелетов, чтобы избавиться от сиэтловского дома и всего его содержимого.

Я везунчик, это ясно; не каждый нарывается на золотую жилу в виде технического страт-апа. Но я не единственный, чью жизнь испортила чрезмерная материальность.

В опубликованном в прошлом году исследовании под названием «Жизнь в доме 21-го века» исследователи из Калифорнийского Университета изучили быт 32 семей среднего класса из Лос-Анджелеса и обнаружили, что больше всего гормонов стресса у матерей вырабатывалось в то время, когда им приходилось разбираться с материальным имуществом. 75 процентов участвовавших в исследовании семей не могли парковать автомобили в свои гаражи, потому что те были слишком забиты вещами.

Наша любовь к вещам затрагивает почти каждый аспект жизни. Размер дома, например, за последние 60 лет существенно вырос. Средний размер американского дома в 1950 году составлял 983 квадратных фута, к 2011 году средний размер дома равнялся 2480 квадратных футам. И эти цифры еще не дают полной квартиры. В 1950 году в среднем в одном доме жило 3.37 человека, в 2011 это число сократилось до 2.6. Это означает, что количество свободного места на одного человек выросло в три раза за 60 лет.

Видимо, наши огромные дома должны обеспечивать достаточное пространство для всех наших вещей, о чем и свидетельствует 22-миллионная индустрия личного хранения.

Что же мы храним в тех коробках, что таскаем с собой с квартиры на квартиру? Большая часть покупаемых американцами вещей даже не хранится на полках или в коробках, просто валяется в доме как хлам.

Совет по Охране Природных ресурсов сообщает, что 40% покупаемых американцами продуктов выбрасывается в мусор.

Огромный уровень потребление влечет за собой глобальные, экологические и социальные последствия. За 335 месяцев потребления средняя температура на Земле превысила среднюю температуру за 20 век. Как поясняется в последнем докладе в Конгрессе, температура растет, океаны окисляются, ледники тают в результате человеческой деятельности. Многие эксперты утверждают, что потребительство и все с ним связанное - от добычи ресурсов до производства и утилизации - играет огромную роль в подталкивании нашей планеты к трагической грани. Как мы уже убедились на примере пекинского смога, многие недорогие продукты мы получаем ценой дешевой эксплуатируемой рабочей силы и попустительством к соблюдению экологических норм.

Разве бесконечное потребление приводит к постоянному росту счастья в мире?

В последнем исследовании психолог из Северо-Западного университета Гален В. Боденхаузен связал потребление с аномальным антиобщественным поведением. Профессор Боденхаузен обнаружил, что «Независимо от личности, в ситуациях, активирующих потребительский склад ума, люди демонстрируют те же виды проблемных моделей благополучия, включая негативные эмоции и социальное разобщение». Хотя активность американских потребителей стабильно росла с 1950-х, уровень счастья оставался неизменным.

Я не знал, что гаджеты, которые я скапливал на своем чердаке, были частью аномального или антиобщественного поведения в течение первых дней моей жизни в Сохо. Я просто жил, начинал новые старт-апы, которые никогда и не работали, когда я повстречал Ольгу, красавицу с Андорры, и пропал не на шутку. Так и развалились мои отношения с вещами.

Я поехал за ней в Барселону, когда закончилась ее виза, мы жили в крошечной квартире, полностью удовлетворенные, в любви, пока не осознали, что в Испании нас ничто не удерживает. Мы взяли с собой немного одежды, бытовой химии и пару ноутбуков, и отправились в дорогу. Мы жили в Бангкоке, Буэнос-Айресе, Торонто и останавливали с десятках мест между ними.

Я компульсивный предприниматель, постоянно работал, начинал новые проекты из офиса, который помещался в моем рюкзаке с солнечной батареей. Я создал несколько благотворительных компаний, например We Are Happy и Serve You, которая занимается изготовлением керамической версии кофейной чашки в стиле New York City Anthora, или TreeHugger.com - блог об экологическом дизайне, который я позже продал компании Discovery Communications. Моя жизнь была полна любви и работы, которая мне нравилась. Я чувствовал себя свободным, я не скучал по автомобилю, гаджетам или дому, наоборот - я ощущал, что уволился с бесперспективной работы.

В итоге наши отношения с Ольгой закончились, однако моя жизнь не стала прежней и никогда таковой не станет. Я теперь обхожусь меньшим и больше путешествую. У меня больше времени и денег. Помимо моей привычки к путешествиям, которую я стараюсь держать в узде, минимизируя путешествия и сочетая поездки и приобретение углеродных зачётов. От того, что мой карбоновый след на земле стал куда меньше, чем раньше, когда я жил своей жизнью гиперпотребления, я чувствую себя лучше.

Интуитивно мы понимаем, что лучшая вещь в жизни вовсе и не вещь, и что отношения, опыт, значимая работа - вот главные столпы счастливой жизни.

Я люблю материальные блага также, как и все. Я изучал дизайн продукта в школе. Я обожаю гаджеты, одежду, всякие штуки. Но согласно моему опыту, в определенный момент материальные объекты вытесняют те эмоциональные потребности, которые они должны удовлетворять.

Я бы не променял ни на одну из своих вещей те прогулки по улочкам Бангкока вместе с Ольгой. Часто материальное занимает не только физическое, но и ментальное пространство.

Я все еще серийный предприниматель, моя последняя разработка - создание тщательно продуманных домов, которые помогают нам жить не в привычном нам смысле. Как и та 420-футовая студия, в которой я живу, проектируемые мной дома требуют меньше вещей, в них проще жить, и это помогает их хозяевам сократить свой карбоновый след. В моей квартире с комфортом могут спать четверо, я часто устраиваю ужины для двенадцати человек.

Мое жизненное пространство отлично обустроено, доступно и функционально также, как квартиры в два раза большие по размеру. Я автор проекта TreeHugger.com, так что я лучше сплю, осознавая, что не использую больше ресурсов, чем мне требуется. Я владею меньшим - но я куда больше счастлив.

У меня маленькая квартира. И большая жизнь.

Хороший вопрос, правда? С одной стороны – живи и радуйся! Наслаждайся жизнью! Пользуйся тем, что имеешь. С другой – всегда хочется большего, ведь человеческая душа ненасытна: как только получаешь одно – начинаешь желать другого.

Банальный пример: хотел мобильный телефон – купил. Через время выходит новая модель. Опять хочу!

Где же золотая середина?

Чтобы получить ответ, предлагаю заглянуть внутрь себя и порассуждать. В этом нам поможет простой вопрос:

Что Вы чувствуете, когда сильно хочется чего-то, но нет возможности это осуществить/приобрести? Что ощущаете внутри себя?

Кто-то теряет мир в сердце, у кого-то пропадает настроение и опускаются руки, у некоторых поселяется зависть… В любом случае, состояние не очень, согласитесь. Это состояние влияет на нашу дальнейшую жизнь и ее результаты – эффективность падает, жизненные силы испаряются.

Знакомо? Так что делать?

Оптимисты бы Вам посоветовали: “Хватить ныть! Работай, зарабатывай и покупай!”

Безусловно, расти и развиваться, достигая новых вершин – жизненная необходимость. Но! В то же время – я бы рекомендовал ценить и то, что имеешь. У кого-то – это любящая семья, у других – заботливые друзья, у третьих – карьерный рост и достаток.

Я не говорю о том, что не нужно мечтать о большем. Главное – мир и гармония внутри. Если недостижимые мечты ломают Вас изнутри, негативно отображаясь во внешнем мире – остановитесь. Возможно, просто сейчас не Ваше время.

Главное – это продолжать действовать и не сдаваться. Каждый день, по чуть-чуть, к главной цели. Сами не успеете оглянуться, как достигнете того, о чем мечтали.

Выбор всегда за человеком. Можно плакать, а можно благодарить за то, что есть, и действовать дальше.

Помните, уметь довольствоваться малым – не значит не стремиться к большему. Тот, кто ценит малое, будет благодарен и за большее 🙂

25.11.2015
22:22

Только что мне на почту пришло письмо.
Его содержимое заставляет глубоко задуматься...Публикую здесь, потому что хочу сохранить для себя.
Возможно пригодится еще кому нибудь...

Ольга СЕГОДНЯ ПОЛНОЛУНИЕ!

Загадай МЕЧТУ И НАПИШИ ПЛАН Её ВОПЛОЩЕНИЯ.

Один из Друзей, задал мне вопрос

Вот, все вокруг говорят, что "надо довольствоваться малым! " и правильно ли это?

И что я думаю по этому поводу..

Довольствоваться МАЛЫМ?

Ни в коем случае!

Благодарить, ежедневно, даже за самое малое, ДА!

Но необходимо ставить себе САМЫЕ МАСШТАБНЫЕ И ДЕРЗКИЕ ЦЕЛИ!!

Чтобы Ангелы на небе восхитились и порадовались за вашу Силу Духа. И смелость.

И помечтав, превратите Мечту в План! И исполните его.

Мы, просто подсознательно БОИМСЯ того, что Мечта наша наконец осуществится.

И поэтому отодвигаем её, идём к ней «всю жизнь»…

Или слушаем неудачников вокруг и «довольствуемся малым».

(Кто всем доволен и не хочет хорошее на лучшее менять – тому ВСЁ ПОТЕРЯТЬ!

Пётр Первый)

Ольга Помнишь книгу «Алхимик» Пауло Коельо?

Когда Сантьяго (лишившийся дeнeг на пути к пирамидам),

Начал работать в лавке у продавца хрусталя

И благодаря нескольким своим креативным идеям,

Зapaбoтaл для себя и для Хозяина Лавки, много дeнeг.

Столько, что Хозяин лавки мог НАКОНЕЦ осуществить свою мечту

Закрыть лавку и исполнить МЕЧТУ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Хадж в Мекку.

Помнишь какой разговор у них произошёл?

Если забыли (или не читали Алхимик) то напоминаю….

Дела идут недурно, - сказал Пpoдaвeц Хрусталя,

Когда пoкупaтeль вышел.

Я зaрaбaтывaю теперь достаточно

И скоро дам тебе столько дeнeг, что ты купишь новую отару.

Чего же тебе не хватает?

ЗАЧЕМ ТРЕБОВАТЬ ОТ ЖИЗНИ БОЛЬШЕГО?

Затем, что надо следовать знакам, - невольно вырвалось у юноши,
и он тотчас пожалел о сказанном: Продавец-то ведь никогда не встречал царя.

"Это называется Благоприятное Начало, - вспомнились ему слова старика.

Новичкам везет.

Ибо жизнь хочет, чтобы человек следовал Своей Стезей".

А хозяин между тем осмысливал то, что сказал Сантьяго.

Ясно, что одно его присутствие в лавке было добрым знаком

Дeньги текли в кассу, и он не раскаивался, что нанял этого испанского паренька.

Хотя зapaбaтывaeт он больше, чем должен:

Обнаружив, что от торговли ничего в его жизни не меняется,

Хозяин, не гонясь за барышом, назначил ему высокий пpoцeнт с каждой cдeлки.

Интуиция подсказывала: скоро паренек вернется к своим овцам.

Зачем понадобились тебе пирамиды? - спросил он, чтобы сменить тему.

Затем, что мне много о них говорили, - ответил Сантьяго.

Сокровища превратились в горестное воспоминание,

И он старался не думать о них, потому и не стал рассказывать хозяину свой сон.

Впервые в жизни вижу человека, который хочет пересечь пустыню

Для того лишь, чтобы взглянуть на пирамиды.

А пирамиды эти - просто груда камней.

Ты и сам во дворе можешь построить такое.

Видно, вам не снились сны о дальних странствиях,

Ответил ему на это Сантьяго и пошел навстречу входившему в лавку пoкупaтeлю.

Через два дня старик хозяин вернулся к разговору о витрине.

Не люблю я новшеств, - сказал он.

Я же не так бoгaт, как Гассан, которому не страшно ошибиться

Он на этом много не потеряет.

Нам с тобой за свои ошибки придется всю жизнь платить.

"Верно", - подумал юноша.

Вот и ответь мне, зачем тебе эта стойка? - продолжал хозяин.

Я хочу как можно скорей вернуться к моим овечкам.

ПОКА УДАЧА НАМ СОПУТСТВУЕТ, НАДО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОМЕНТОМ.

НАДО СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ЕЙ,

КАК ОНА НАМ ПОМОГАЕТ.

ЭТО ВЕДЬ ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ: БЛАГОПРИЯТНОЕ НАЧАЛО.

НОВИЧКАМ ВЕЗЕТ.

Старик помолчал и ответил:

Пророк дал нам Коран и возложил на нас лишь пять обязанностей,

Которые мы должны выполнять в жизни.

Самая главная - помнить, что нет бога, кроме Аллaхa.

А четыре других - молиться пять раз в день,

Поститься, когда наступает месяц Рaмaдaн, быть милосердным к неимущему...

Он снова замолчал. При упоминании Пророка глаза его увлажнились.

Он, хоть и был человек живой, нетерпеливый и горячий,

Все же сумел прожить жизнь в соответствии с законом Магомета.

Ну, а пятая обязанность? - спросил Сантьяго.

Позавчера ты сказал, что мне, наверное, никогда не снились сны о дальних странствиях.

Так вот, пятая обязанность каждого мусульманина - совершить паломничество.

Каждый из нас хоть однажды в жизни должен посетить священный город Мекку.

В молодости, как только скопил немного, я предпочел ку.пить эту вот лавку.

ДУМАЛ: ВОТ РA3БOГATEЮ, ТОГДА И ОТПРАВЛЮСЬ В МЕККУ.

Потом у меня завелись дeньги, но я никому не мог доверить тopгoвлю,

Ибо тoвap у меня хрупкий.

И каждый день видел, как мимо проходят паломники:

Были среди них бoгaчи - их сопровождали десятки слуг и целые караваны верблюдов,

Но большая часть была бeднeй меня.

Видел я и как они возвращаются, счастливые и довольные,

И ставят у двери дома символ паломничества в Мекку.

Один из них, сапожник, чинивший чужие башмаки,
рассказал мне, что шел через пустыню почти целый год, но уставал меньше, чем в Танжере,

Когда отправлялся в соседний квартал купить кожи.

Почему же вам сейчас не отправиться в Мекку? - спросил Сантьяго.

ПОТОМУ ЧТО Я ЖИВ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ МЕЧТЕ О НЕЙ.

РАЗВЕ ИНАЧЕ ВЫДЕРЖАЛ БЫ Я ВСЕ ЭТИ ДНИ, НЕОТЛИЧИМЫЕ ДРУГ ОТ ДРУГА,

ВСЕ ЭТИ ПОЛКИ, ЗАСТАВЛЕННЫЕ МОИМ TOBAPOM,

ОБЕДЫ И УЖИНЫ В ЭТОЙ МЕРЗКОЙ ХАРЧЕВНЕ?

Я БОЮСЬ, ЧТО, КОГДА МЕЧТА СТАНЕТ ЯВЬЮ, МНЕ БОЛЬШЕ НЕЗАЧЕМ БУДЕТ ЖИТЬ НА СВЕТЕ…..

А ты мечтаешь об овцах и пирамидах и, не в пример мне, жаждешь осуществить свою мечту.

Я желаю ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ О МЕККЕ.
Тысячи раз я представлял, как пересеку пустыню, как приду на площадь, где стоит священный камень, семь раз обойду вокруг него и лишь потом прикоснусь к нему. Я представляю, сколько людей будет толпиться рядом со мной и как мой голос вплетется в общий молитвенный хор.

НО Я БОЮСЬ, ЧТО МЕНЯ ПОСТИГНЕТ УЖАСНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ,
И ПОТОМУ ПРЕДПОЧИТАЮ ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ……

Ну, после того, как мы освежили в памяти этот ключевой Диалог в книге.

Я хочу пожелать тебе Ольга:

1. Никогда не предавайте свои мечты!

2. И всегда ставьте перед собой настолько грандиозные и масштабные цели,
чтобы все более мелкие и более лёгкие цели
(которые мы, зачастую, назначаем как «конечную цель»)

Достигались как-бы само собой, на пути к большой.

Поверьте их достичь ТАКИМ образом гораздо легче.

Создайте МЕЧТУ на грани возможного
ПОРАЖАЮЩУЮ ВАШЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Но всё ещё осуществимую.

Тогда вы не будете бояться, как тот Хозяин Лавки, что осуществив эту мечту

ВАМ СТАНЕТ НЕЗАЧЕМ БОЛЬШЕ ЖИТЬ и не будете сами саботировать её достижение.

Бросьте вызов судьбе и обстоятельствам!
И все Ангелы будут на вашей стороне.

Продолжение («Алхимик»)

…"Помни: всегда надо точно знать, чего хочешь", - говорил Мелхиседек.

Юноша знал. И paбoтaл для достижения своей цели.

Может быть, на роду ему было написано оказаться в чужой стране,

Встретить там жулика, а потом удвоить свое стадо, не истратив на это ни гроша?

Он был горд собой. Он многому научился:

Умел теперь тopгoвaть хрусталем, владел языком без слов и читал знаки.

Однажды он услышал, как жалуется какой-то человек:

Одолел такой крутой подъем, а тут даже присесть и утолить жажду негде.

Сантьяго сразу смекнул, что это знак, и сказал хозяину:

Давайте откроем тут что-то вроде чайной.

Мы будем далеко не первыми и не единственными, - отвечал тот.

А мы предложим им чай из хрустальных стаканов.
Люди получат удовольствие и захотят ку.пить у нас хрусталь. Люди больше всего падки на красоту.

Хозяин довольно долго смотрел на него, ничего не отвечая.
Однако ближе к вечеру, помолившись и закрыв лавку, он уселся перед ней на мостовой
и предложил Сантьяго покурить наргиле - причудливую трубку, которая в ходу у арабов.

Скажи мне, чего ты добиваешься? - спросил он у юноши.

Вы же знаете: хочу вернуться домой и ку.пить овец. А для этого мне нужны дeньги.

Старик подложил несколько угольков в наргиле и глубоко затянулся.

Тридцать лет я держу эту лавку.

Умею отличать хороший хрусталь от плохого,

Знаю все тонкости тopгoвли.

Я ДОВОЛЕН ТЕМ, КАК ИДЕТ У МЕНЯ ДЕЛО, И РАСШИРЯТЬ ЕГО НЕ ХОЧУ.

БУДЕШЬ ПОДАВАТЬ ПОКУПАТЕЛЯМ ЧАЙ В ХРУСТАЛЬНЫХ СТАКАНАХ - НАШ ОБОРОТ ВЫРАСТЕТ, ПРИДЕТСЯ МЕНЯТЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Что ж в этом плохого?

А Я ПРИВЫК ЖИТЬ, КАК ЖИЛ.

Пока ты не появился здесь, я часто думал,

Что столько времени сиднем просидел на одном месте,

Покуда мои друзья уезжали, приезжали, рapopялись и бoгaтeли.

Думал я об этом с глубокой печалью.

Теперь же понимаю, что лавка моя как раз такого размера, как мне надо и хочется.

Не ищу перемен, я не знаю, как это делается. Я слишком привык к самому себе.

Юноша не нашелся, что ответить. А старик продолжал:

ТЕБЯ МНЕ СЛОВНО БОГ ПОСЛАЛ. А СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ ВОТ ЧТО:

ЕСЛИ БОЖЬЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕ ПРИНЯТЬ, ОНО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОКЛЯТЬЕ.

Я НИЧЕГО БОЛЬШЕ ОТ ЖИЗНИ НЕ ХОЧУ,

А ТЫ МЕНЯ ЗАСТАВЛЯЕШЬ ОТКРЫВАТЬ В НЕЙ НЕВЕДОМЫЕ ДАЛИ.

Я ГЛЯЖУ НА НИХ, СОЗНАЮ СВОИ НЕСЛЫХАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ХУЖЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ.

ИБО ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, ЧТО МОГУ ОБРЕСТИ ВСЕ, А МНЕ ЭТО НЕ НУЖНО...

Основателем одной из эллинистических философских школ был Эпикур Самосский (с острова Самос), полагавший, что, прежде чем выяснять, каким образом можно достичь счастья, надо устранить препятствия к нему. Что мешает обрести благо? Страх, который является вечным спутником человеческого рода и постоянно отравляет его существование. Из всех возможных страхов есть три главных, от которых следует избавиться в первую очередь. Это страх перед богами – существами высшими и могущественными, способными не только помочь, но и навредить; страх перед смертью – печальным, а главное, совершенно непостижимым финалом любой человеческой жизни; и страх перед судьбой – предопределением, от нас не зависящим, которое может быть как добрым, так и злым. По поводу первого Эпикур говорит так: «Боги – бессмертные существа, а значит, и совершенно блаженные (т. е. обладают полным благом, абсолютно счастливые)». Представьте себе того, кто имеет все возможное благо, кому предельно хорошо: будет ли он к чему-то стремиться, чего-то избегать, ставить перед собой цели и задачи и вообще что-либо делать? Не будет. Значит, боги, как совершенно блаженные, являются и полностью бездеятельными и поэтому никак не могут повлиять на нашу жизнь.

Стало быть, хотя они и существуют, их вовсе не следует бояться. Что касается смерти, говорит Эпикур, то мы прекрасно знаем, что все хорошее и дурное заключается в ощущениях, а смерть – это лишение всех ощущений, а значит, после нее нет ни хорошего, ни дурного. Напрасно мы думаем, что она имеет к нам какое-либо отношение, как раз наоборот: пока мы есть – смерти нет, когда смерть есть – нас нет, то есть она и мы – это совершенно разные вещи, которые никак не соприкасаются, и поэтому смерти не надо бояться. Относительно страха перед судьбой получается следующее. Если предопределение существует, значит, есть и высшие силы, которые его назначают. Но только что мы видели, что боги совершенно бездеятельны и не влияют на нас. Так в чьих руках наша жизнь? Очевидно, в наших собственных. Каждый – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья. На нас никто не влияет, кроме нас самих. Судьба – это результат наших действий, поступков и усилий, и бояться ее – значит бояться себя самих.

Освободившись от страхов, необходимо выяснить, что следует делать, а чего – не следует, для того чтобы обрести счастье. Надо, говорит Эпикур, выбирать удовольствия и избегать страданий. Стремление к удовольствиям называется гедонизмом (от греч. hēdonē – наслаждение). Однако при более детальном ознакомлении с эпикурейской теорией видно, что охарактеризовать ее как гедонизм невозможно. Во-первых, стремление к удовольствиям, полагал Эпикур, должно быть разумным: надо уметь и отказаться иной раз от чего-то соблазнительного, и претерпеть, если нужно, какое-нибудь страдание. Во-вторых, само отсутствие страданий, по мнению Эпикура, уже есть удовольствие. В-третьих, и это главное, счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих. Ведь ни для кого не секрет, что одно и то же событие может быть по-разному воспринято различными людьми в зависимости от их оценок и мнений. Один обрадуется чему-либо, другой расстроится из-за этого, третий останется равнодушным по тому же самому поводу. Счастье – не в вещах, а в нашем отношении к ним. Стало быть, если мы произвольно поменяем свое отношение к происходящему, все вокруг может (для нас) радикально измениться. Если мы иначе отнесемся к событиям собственной жизни, то понятно, что наше восприятие их станет совершенно другим, сможет превратиться из отрицательного в положительное, и поэтому от нас вполне зависит, чтобы печали стали радостями, а напряжение сменилось спокойствием. Значит, если кто-то хочет быть счастливым, то он запросто может им быть, надо только открыть источник счастья в себе самом. А мы, как правило, ищем его вовне и, понятное дело, не находим. Из всего сказанного видим, что Эпикур вовсе не призывает к максимальному удовлетворению всех возможных желаний. Как раз напротив, он предлагает человеку довольствоваться малым и при этом испытывать не страдание от недостатка, а удовольствие от самого наличия. Зачем, спрашивает он, нам богатый стол и роскошные кушанья, когда и грубая еда может доставить столько же удовольствия? Не случайно же говорят, что голод – лучшая приправа к пище. Человеку, который хочет есть, простой черный хлеб покажется очень вкусным и доставит немало положительных эмоций, того же, кто постоянно переедает, не удовлетворят даже изысканные яства. Зачем человеку мягкая перина и десяток подушек, когда можно прекрасно выспаться даже на жестких досках, была бы возможность просто поспать в течение ночи, а не бодрствовать, борясь со сном, охраняя, например, какой-нибудь объект? Получать удовольствие от немногого – вот действительное жизненное искусство, говорит Эпикур. Понятно поэтому, что назвать его учение гедонизмом невозможно. Как это ни странно, философ, призывающий стремиться к удовольствиям, будет в данном случае являться представителем противоположной модели – аскетизма. Но если буддистские, например, аскеты готовы претерпевать страдания из-за лишений, то для Эпикура сознательное ограничение собственных желаний есть средство удовольствия.

Похожие публикации