В помощь школьнику. «История одного города» как сатирическое произведение Розыгрыш титула команды

Вариант уроков 2–4.

«История одного города» как сатирическое произведение

Цель: дать общее представление о романе «История одного города».

Метод: лекция с сообщением обучающегося.

Ход урока

I . Оформление тетрадей

План.

1. История создания романа «История одного города».

2. Жанровые особенности романа.

3. Анализ текста.

II. Слово преподавателя (эпиграф)

История одного города – в сущности

сатирическая история русского общества.

И.С. Тургенев

Трудные для России шестидесятые годы 19 века оказались наиболее плодотворными для М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В течение десяти лет (1858 по 1868 год), исключая два с половиной года (с 1862 по 1864), Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить ей все годы. Писатель был человеком справедливым, честным, неподкупным, требовательным, принципиальным, боролся со злоупотреблениями чиновников и помещиков, поэтому отношения с «высшим обществом» у него не сложились.

Ведь именно в северном городе Салтыков защищал крестьян, так как он видел, что в провинции существует не действие, а произвол полицейской власти, совершенно убеждённой, что не она существует для народа, а народ для неё.

«Губернские очерки» были первым сатирическим произведением и подготовили появление сатирического романа – обозрение «История одного города».

В 1868 г. Салтыков-Щедрин оставляет государственную службу. Накопленные впечатления нашли отражение в этом необычном произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы произведений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина. Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя ещё в очерках начала 60-х годов.

В январе 1869 года сатирик создаёт первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». В 1870 году Салтыков продолжает работу над романом и публикует в журнале «Отечественные записки» в 1–4, 9 номерах. В этом же году роман вышел отдельным изданием под названием «История одного города».

Этот роман вызвал много толкований и негодований, что заставило Салтыкова ответить на статью публициста Суворина, под названием «Историческая сатира», напечатанной в журнале «Вестник Европы». Суворин, не вникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории. После появления этой статьи прежний интерес читающей публики несколько угас. Но это произведение нашло своих читателей: спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине 19 века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости...».

III. Сообщение обучающегося

Жанровые особенности романа «История одного города»

Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчиванию зла.

Смелый взгляд писателя позволил иначе смотреть на мир. Щедрин освоил и крупные, и малые сатирические жанры: роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказку, драматическое произведение, рассказ, пародию. Писатель ввёл в мировую литературу сатирическую хронику. Важное место в творчестве принадлежит этому роману. «У нас установилось такое понятие о романе, что он без любовной завязки быть не может. Я считаю, мои «Современная идиллия», «Головлёвы», «Дневник провинциала» и другие настоящими романами: в них несмотря даже на то, что они составлены как бы из отдельных рассказов, взяты целые периоды нашей жизни», – говорил автор. Один критик в 1881 г писал: «Для будущего историка русского общества, когда он подойдёт к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного клада, как сочинения г-на Салтыкова, в которых он найдёт живую и верную критику современного общественного строя». Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идёт о том, чтобы схватить типические черты переживаемого общественного времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта».

Тема России всегда интересовала и притягивала своей неповторимостью русских писателей: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова... Но их Россия была реальной, она жила, страдая и радуясь, любя и ненавидя, прощая и жалея. Россия же Щедрина особенная, её можно понять, только глубоко задумавшись и проникнув в её тайны, приблизив её к себе, и тогда слова сатирика найдут своего читателя.

Понять идею «Истории одного города» невозможно без проникновения в её художественную сущность, без глубокого осмысления её своеобразия и неповторимости. Произведение написано в форме повествования летописца – архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены – с 1731 по 1826 год.

Салтыков-Щедрин не следовал исторической канве развития России, но некоторые события, а также лица, исторически узнаваемые, оказали влияние на сюжет романа и своеобразие художественных образов. История одного города – это не сатира на прошлое, потому что писателя не интересовала чисто историческая тема: он писал о настоящей России. Однако некоторые правители города Глупова напоминают реальных правителей: Павла I – в образе Грустилова, Николая I – в образе Перехват-Залихватского; некоторые градоначальники отождествляются с государственными деятелями: Беневоленский – со Сперанским, Угрюм-Бурчеев – с Аракчеевым. Особенно связь с историческим материалом ощутима в главе «Сказание о шести градоначальницах». Дворцовые перевороты после смерти Петра I «организовывались» в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах «злоехидной Ираидки», «беспутной Клемантинки», «толстомясой немки Щтокфиш», «дуньки-толстопятой», «Матрёнки-ноздри». Кто конкретно завуалирован – не важно, потому что писателя интересовали не конкретные лица, а их действия, согласно которым осуществлялся произвол власти имущих.

Рассказывая якобы о прошлом России, писатель, тем не менее, говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.

Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи 18 века, Салтыков-Щедрин выступает в разных ипостасях: сначала он ведёт повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполнявшего функции издателя и комментатора архивных материалов.

Писатель-сатирик к истории обратился для того, чтобы сгладить неизбежное столкновение с цензурой.

Автор в этом произведении сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто доступно донести до читателя антибюрократические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах россиян.

Роман начинается с главы «Обращение к читателю», стилизованной под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».

Глава «О корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало – подражание «Слову о полку Игореве», перечисление историков 19 века, имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс. Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными, так как поступки народов, живших в давние времена, далеки от осознанных поступков.

«Опись градоначальникам» представляет собой комментарий к последующим главам, и, согласно биографическим данным, каждый правитель Глупова уходил из жизни по совершенно нелепой причине: одного заели клопы, другого растерзали собаки, у третьего испортился головной инструмент, пятый пытался понять сенатский указ и умер от натуги и т. д. Каждый образ индивидуален и в то же время типичен. Салтыкова-Щедрина считают новатором в разработке методов сатирической типизации.

Рассказ о деятельности глуповских градоначальников открывает глава «Органчик», повествующая о Брудастом, образ которого олицетворяет основные черты бюрократизма, тупости и ограниченности. «Эзоповский язык» позволяет писателю назвать Брудастого дураком, прохвостом и злобной собакой.

Наипростейший деревянный механизм, с помощью которого Брудастый выкрикивает свои приказы – команды, является преувеличением, образ этого градоначальника, как и остальных фантастичен и гиперболизирован. Но поступки, совершаемые человеком с деревянной головой, почти ничем не отличались от деятельности реальных людей.

«Сказание о шести градоначальницах» – это не только сатира на царствование коронованных особ, но и пародия на многочисленные произведения на историческую тему, появлявшиеся в 60-е годы.

Глава «Известие о Двоекурове» содержит в себе намёк на Александра I. Двоекуров сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Но биография градоначальника не дошла до современников, которые могли бы разобраться в теории его правления.

В главах «Соломенный город» и «Фантастический путешественник» выведён образ Фердыщенко. Знакомство с ним происходит в главе «Голодный город». Бедствия принимают огромные масштабы, а народ безмолвно терпит эти испытания судьбы и не пытается защитить свои интересы. Сатира на мужика приобретает силу негодования автора, не терпящего унижения и притеснения русского народа. Пожары, наводнения, голод – всё довелось испытать русскому мужику, который ещё не умеет отстаивать свои интересы.

Не менее уродливым, фантастичным является образ градоначальника Негодяева, выведенный в главе «Эпоха увольнения от войны». Согласно «Описи», «он размостил вымощенные предместниками его улицы», т.е. пытался скрыть деяния своих предшественников. Градоначальник Михаладзе отменил строгую дисциплину, поддержал изящество манер и ласковое обхождение.

В одном из своих писем, сатирик заметил: «Я могу каждое своё сочинение объяснить, против чего они направлены».

Во вступлении к главе «Поклонение мамоне и покаяние» даются некоторые обобщения и итоги. Речь идёт о народе, который живёт, несмотря на смертный бой. «Одну из... тяжких исторических эпох, вероятно, переживал Глупов в описываемое летописцем время», – сообщает писатель.

I V . Анализ текста. Слово преподавателя

Ведущей темой в творчестве русских писателей на протяжении многих веков является тема Родины. Достаточно вспомнить А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и многих других. Как мы уже сказали выше, это была реальная Россия, близкая и понятная. Принять боль страны как свою собственную, пропустить её через своё сердце смогли немногие, но именно мы, читатели, помним о них и в наши дни.

Россия и народ. Народная Россия. Неисчерпаемая тема, неразрешимые вопросы. Но М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «История одного города» сумел рассказать правду о русской действительности, спрятав её за мрачными картинами быта глуповцев. Настоящее и прошлое соединились в этом произведении.

Трагическая судьба глуповцев закономерна. Они веками живут в этом выдуманном, фантасмагорическом городе, призрачном и реальном, нелепом и страшном.

В отношениях обывателей Глупова писатель смешивает их социальные, бытовые, служебные, профессиональные признаки и характеристики. К какому сословию ни относились бы глуповцы, в них сильны традиции и пережитки, которые необходимо преодолеть ради собственного будущего.

Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром. Крестьяне, мещане, купцы, дворяне, интеллигенция – социальная и политическая номенклатура Глупова включает все основные классы, сословия, группы и государственно-административные силы России.

«Эти люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно. Поэтому о действительных «свойствах» и речи нет, а есть речь только о наносных атомах», – пишет автор во введении к главе «Поклонение мамоне и покаяние». Таким образом, в глуповцах писатель критикует и осмеивает не конкретную социальную группу и не русский народ, а только «завещанные историей» социально отрицательные черты общественной линии поведения. Среди «наносных атомов», которые следует устранить, писатель выделяет общественно-политическую пассивность. Это главный исторический грех русской жизни.

И всё же были времена, когда тихий «бунт на коленах» готов был перерасти в настоящий бунт. Об этом можно узнать из главы «Голодный Город». Городу грозила голодная смерть. Ходок Евсеич, «Самый древний в целом городе» не добился правды для мужиков, хотя трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко, а лишь обрёк себя на ссылку: «С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только старатели русской земли».

Следующий «старатель», Пахомыч, отправил прошение, а народ сидел и ждал результата, радуясь в душе, что нашёлся человек, болеющий за всех. Вооружённая карательная команда навела «порядок».

Автора «Истории одного города» обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии народных масс. Но по мысли автора, «В слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и тому подобных, я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал...».

Вывод, к которому автор пришёл в заключительных строках своего романа, ясен и понятен: населению Глупова пришло время устыдиться бессмысленной и гибельной несамостоятельности, но, перестав быть глуповцами, необходимо начать новую, неглуповскую, жизнь. Писатель твёрдо убеждён, что строителями будут другие люди, не глуповцы.

Таким образом, основное художественное средство – гротеск. Он помогает Щедрину обнажать социальные и нравственные пороки русского общества. Тургенев, рецензируя это произведение, восхищался «серьёзным и глубоким юмором» сатирика, отмечал свойственный Щедрину «честный и трезвый реализм при самой необузданной игре воображения» и делал вывод, что писатель-сатирик «знает свою родную страну лучше кого бы то ни было».

V . Домашнее задание

В литературоведении две версии:

    появление «оно» означает предсказание народной революции или народный бунт, бессмысленный и беспомощный;

    «оно» знаменует начало ещё более жёсткой реакции;

    или ваша версия?

Аргументируйте её.

Дополнительный материал для преподавателя

«История одного города» в школьном изучении »

Творчество Щедрина в программном изучении представлено односторонне. Достаточно ли полно раскрывается писатель-сатирик в «Господах Головлёвых»? А «История одного города» представляет собой как социальную сатиру, так и сказочные мотивы. Наконец, сатирическая повесть Щедрина по праву может быть отнесена к жанру антиутопии, и актуальность её обусловлена не только общечеловеческим смыслом, присущим классике вообще, но и пророческим провидением.

У обучающихся, прочитавших повесть, как правило, складывается впечатление, что «История одного города» задумана как карикатура на историю России вплоть до начала 19 века, как пародия на труды русских историков. Это естественное первое впечатление, и надо сказать, что таким же в основном было и восприятие читателей – современников Щедрина. Так А.С. Суворин усмотрел в «летописи» Глупова «уродливейшую карикатуру» на историю государства и «глумление над русским народом». Даже Тургенев, высоко оценивший произведение, писал: «Это, в сущности, сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия».

Неудивительно, что вначале обучающиеся поддерживают такую трактовку. Наша задача – углубить восприятие, показать, что повесть Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего.

Обзор произведения завершим беседой об отношении русской истории и истории города Глупова: действительно ли повесть Щедрина – только пародия на труды учёных, карикатура на реальные государственные события? Многочисленные исторические параллели говорят, на первый взгляд, в пользу именно этой точки зрения: путешествие глуповцев к князю и теория «варяжского» происхождения государственности на Руси; смена градоначальниц и период дворцовых переворотов в 18 веке; Угрюм-Бурчеев и Аракчеев; Беневоленский и Сперанский; Парамоша и Магницкий и т.д.

Но прислушаемся к самому автору: «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее». И ещё: «...я совсем не историю предаю и осмеянию, а известный порядок вещей». С этой точки зрения и анахронизм, и фантастика, и гротеск, и ограниченность пространства – всё это средства художественного обобщения, создающего картины – варианты государственного устройства. Не пародия, а предупреждение (важнейшая функция жанра антиутопии), выведенное из печального опыта и устремление в будущее, нам, – вот истинный пафос произведения сатирика.

Но в начале знакомства с «Историей...» ещё рано делать такой вывод. Однако важно посеять зерно сомнения в первоначальной интерпретации.

Текстуальный анализ, который мы применяем, должен, несмотря на фрагментарность, выявить художественную целостность произведения. Наиболее эффективен в этом случае приём сопоставления фрагментов и деталей, позволяющий выйти на идеи, цементирующие текст. Покажем логический ход – сопоставление двух эпизодов анализируемых глав.

При обсуждении главы «Органчик», конечно, в центре нашего внимания образ Брудастого. Раскроем обобщающий смысл щедринского гротеска – органчика на плечах градоначальника, двух «мелодий», вполне достаточных для победного управления глуповским народом... Сосредоточимся, однако, на самом факте поломки органчика: действительно, а есть ли причина аварии этой государственной машинки? Попросим обучающихся найти эпизод, который описывает внешние обстоятельства поломки. Вот он: «То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала.

Он вышел, и на лице его в первый раз увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошёл всех обывателей, и хотя молча, но благосклонно принял от них всё, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. «П...п...плю!» – наконец вырвалось у него из уст; с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».

Конечно для нас важнее обобщенное значение образа, но внимательное отношение к обстоятельствам «аварии» позволит отметить необычность происшествия не только в самом факте поломки, но и в деталях, её сопровождающих: «прекрасный весенний день», «приветливая улыбка»...

Глава «Подтверждение покаяния...» рисует ещё один социально-психологический тип правителя. Маниакальная идея уравниловки, овладевшая Угрюм-Бурчеевым воплощена во внешнем облике «идиота». Символическим становится образ шинели, долженствующий внушить обывателям иллюзию безгрешности и бескорыстия тирана (приём с «простой солдатской шинелью» использовался ещё Фридрихом Прусским и затем русскими деспотами разных мастей: чем бездушнее и жёстче режим, тем больше заботится тиран об аскетизме своего быта и облика). Антиутопизм и пророческий смысл главы достаточно ясны: извращённая идея равенства оборачивается казарменной уравниловкой, единодушие подменяется единомыслием и поддерживается системой тотального доносительства, а оправдываются эти кошмары наяву «бедствиями минувшими и настоящими»... Подтверждений грозному пророчеству Щедрина, увы, немало.

Природа, ставшая для Щедрина олицетворением нормальной, живой жизни, – вот главный и, к сожалению, единственный до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Таков вывод нашей беседы.

«Наш город не будет Глуповым». Литературный вечер - состязание

На проводимом вечере вполне возможно представить несколько команд и устроить состязание молодых талантов. Главная цель вечера – научиться читать произведения Салтыкова-Щедрина как одного из русских классиков, понять своеобразие и смысл его сатиры, которая была направлена не против самодержавия как такового, а «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают её вполне удобною».

Конкурс первого балла. Разминка.

В кабинете (на сцене, в зале) две команды. Ведущий задаёт вопрос:

    Как наименовался народ, живший «далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря»? («Головотяпы».)

У каждой команды есть труба (горн, свиток). Представитель команды, которая знает ответ, должен успеть дать сигнал первым. Эта команда при правильном ответе и получает первый балл.

Затем командам по очереди предлагается называть племена, которые соседствовали с глуповцами (их 19, и они приведены в главе «О корени происхождения глуповцев»). Команда, назвавшая имя племени последней, получает один балл. Если же противоборствующая команда больше не помнит имён, но их знает команда, выигравшая балл, за каждое имя начисляется ещё по 0,5 балла.

Розыгрыш титула команды.

Право отвечать первой получает команда, капитан (представитель) которой подаст сигнал после того, как будет задан вопрос, и прозвучат слова: «Ваш ответ» (так же далее по необходимости в ходе игры).

    Известно, что Угрюм-Бурчеев переименовал в Глупов, но и сам автор надеялся, что со временем город Глупов будет называться… На какое переименование надеялся Салтыков-Щедрин; как прежде назывался Глупов? (Город Умнов .)

Если первая команда правильно даст ответ на вопрос, второй команде задаётся следующий вопрос:

    Как г. Глупов стал именоваться при Угрюм-Бурчееве?

(«Вечно – достойная память великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск».)

Если команда даёт полный ответ, она, получив звание команды глуповцев, зарабатывает два балла (первая команда становится командой градоначальников и получает 1 балл).

Если первая команда, подав сигнал первой не дала правильного ответа на вопрос об Умнове, она получает титул команды глуповцев без баллов. Второй команде даётся право ответить на первый вопрос, а затем на второй (по одному баллу или: 1+2).

В случае равенства очков (1+1) даётся дополнительный вопрос:

    Какой ещё город называет Щедрин как пример для Глупова, пожелавшего стать городом Умновым? (Город Буянов .) (0,5 балла).

    Как известно, Угрюм-Бурчеев ввёл для глуповцев два праздника. Каких?

Команда, вызвавшаяся отвечать первой, должна назвать один праздник. Другая команда называет второй. Если вторая не знает, отвечает первая, получив ещё один балл, отвечает первая, получив ещё один балл за правильный ответ.

Затем капитан команды, отвечавшей первой, выбирает один из двух конвертов. Командам предлагается подготовить театрализованные репортажи с празднования «Праздника неуклонности» и «Праздника подтверждающих властей».

Конкурс домашних заданий.

При предварительной подготовке команд к домашним заданиям они могут быть предупреждены об их общем характере.

Далее в течение игры командам предлагается ещё несколько конкурсов. Если домашнее задание может представлять собой театрализованное состязание, конкурсы также дадут возможность молодым людям проявлять свои художественные задатки и интеллектуальные возможности.

Конкурс художников «Топография города Глупова».

Здесь проверяются не только знание произведения и умение рисовальщиков, но и их способность остроумно прокомментировать созданный план-рисунок города Глупова.

Конкурс писателей.

Как известно, один из градоначальников, Двоекуров, создал сочинение «Жизнеописания замечательнейших обезьян». Участникам конкурса (один – два человека) предлагается представить свой вариант этого произведения.

Командный конкурс-пантомима.

Участники из разных команд без слов изображают градоначальников так, как они представлены в «Описи градоначальникам». Противоборствующая команда должна угадать изображаемый персонаж. Каждая команда может представить по три – пять персонажей. Можно предусмотреть вариант, по которому состязающиеся будут вынуждены изображать одного и того же градоначальника. Это поможет сравнить пластические возможности и фантазию разных участников.

Конкурс капитанов. «Градоначальник должен действовать чрез посредство мероприятий» (Василиск Бородавкин).

В основе этого состязания – знание современной политической жизни в России и мире.

Здесь может быть проведён конкурс «Обмен цитатами», где капитаны назовут самые нелепые и абсурдные цитаты, прозвучавшие из уст политических деятелей современной России.

Литература

    А. Бушмин. «Художественный мир Салтыкова-Щедрина». Л., 1987.

    Д. Николаев. «История одного города» М.Е. Салтыкова Щедрина».

    В.В. Прозоров. «Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении». Ленинград: Просвещение, 1979.

    Справочные материалы. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Москва: Дрофа, 1998.

Обличительная сила сатиры в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Салтыкова-Щедрина со всей уверенностью можно назвать истинно народным писателем. Весь свой та-лант, все художественное мастерство он посвятил за-щите угнетенного народа и бесстрашному обличению господствующего класса. По словам Л. Н. Толстого, у Салтыкова-Щедрина было «все, что нужно» для того, чтобы завоевать народное признание: «сжатый, силь-ный настоящий язык», «веселый смех», «знание ис-тинных интересов народа».

Главным врагом русского народа в эпоху деятель-ности Щедрина было самодержавие. Именно его пре-жде всего обличал сатирик в своих произведениях Самым примечательным в этом смысле является кни-га «История одного города».

Если до этого обличительная сила писателя была обращена на провинциальных губернских чиновни-ков и бюрократов, то теперь смелым нападкам под-верглись правительственные верхи. Открытая борьба с ними была опасна, поэтому Салтыков-Щедрин по своему обыкновению обратился к жанру сатиры.

«Историю одного города» он представил в виде най-денных в архиве городских летописей, написанных будто бы в XVIII веке. Сам сатирик взял на себя скромную роль «издателя» этих записей, что позволи-ло выразить на страницах повести самые смелые мыс-ли. Цари и царские министры были показаны в образ-ах градоначальников, а сам город Глупов стал обра-зом государственного режима.

Очень верно подобрал Щедрин обличительные средства и способы, основной целью которых было стремление вызвать презрение, отвращение к деяте-" лям самодержавия. Это проявляется уже в «Описи градоначальников» с ее краткими биографическими справками правителей города Глупова. Так, напри-мер, о статском советнике Грустилове сказано: «Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительно-стью сердца, любил пить чай в городской роще, и не мог без слез видеть, как токуют тетерева... Умер от ме-ланхолии в 1825 году». Завершается справка корот-ким замечанием: «Дань с откупа возвысил до пяти ты-сяч рублей в год». Историческим прототипом Грусти-лова можно считать как императора Александра Первого, так и Александра Второго. Упоминание о причинах смерти всех градоначальников является художественным приемом, направленным на усиление восприятия всех отвратительных черт характера этих людей. Все градоначальники умирают от причин ничтожных, противоестественных или комичных, достойным образом оканчивающих их постыдный жизненный путь. Один был растерзан собаками, дру-гой заеден клопами, третий умер от обжорства, чет-вертый — от порчи головного инструмента и т. д. Был еще градоначальник Прыщ, чью голову — фарширо-ванную колбасу проглотил ненасытный предводитель дворянства.

За «Краткой описью градоначальников» показана развернутая картина деятельности наиболее «отли-чившихся» правителей города Глупова. Их злоб-ность, бездушие и глупость с особой силой отражены в образах двух градоначальников — Брудастого-Органчика и Угрюм-Бурчеева.

В описании первого Щедрин использовал прием фантастического гротеска — в черепную коробку Брудастого был вмонтирован механизм, способный вы-крикивать два слова: «непотерплю» и «разорю». «Не-слыханная деятельность вдруг закипела во всех кон-цах города», однако расстройство нежного механизма погубило его обладателя.

Самой зловещей фигурой во всей веренице градона-чальников был Угрюм-Бурчеев. Идеалом человече-ского местообитания для этого правителя была пус-тыня. Весь мир он мечтал превратить в военную ка-зарму, всех заставить маршировать, всему придать единство форм — помещениям, одежде, поведению. «Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир...». Своим требо-ваниям Угрюм-Бурчеев хотел подчинить даже брач-ные союзы, допуская их только между молодыми людьми одного роста и телосложения.

Этот вызывающий отвращение образ показывает, с каким презрением и негодованием относился Салтыков-Щедрин к царизму, с каким мастерством умел он выявить все нелицеприятные черты враждебной народу власти.

Но не только представители власти стали мишенью обличающего пера сатирика, в "Истории одного города" появляется и сатира на мужика. Щудрин с горькой иронией рассказывает о массе, безропотно переносящей надругательства и издевательства над своей личностью. Но сатира на русского мужика не была осуждающей, она была проникнута заботами об интересах народа, целью ее было исправление нравов, политическое просвещение простых людей, освобождение силы - один градоначальник повелевает огромной массой горожан - раскрывает мысль писателя о том, что самодержавие не так уж сильно, как это кажется угнетенному обывателю.

"История одного города" стала итогом творческой эволюции писателя, показала, что политическая сатира писателя вышла на новый уровень, откаывающий целую плеяду новых творческих свершений.

Салтыкова–Щедрина называют одним из самых знаменитых и великих русских сатириков 19-го века.

И ключевое произведение, с которым ассоциируется творчество Салтыкова-Щедрина, это «История одного города», наполненное символизмом и тонкой сатирой.

Шедевр общественно-социальной сатиры Салтыков-Щедрин начал писать в 1868 году, а в 1870 году «История одного города» была окончена.

Естественно, что замысел и основная тема этого сатирического произведения вызвала определенный резонанс не только в литературных кругах, но и в куда более широких, совершенно различных, кругах общества.

Искусство сатиры в «Истории одного города»

В центре внимания произведения Салтыкова-Щедрина – история города Глупов и его народа, который именуется глуповцами. Первоначально, критиками и многими читателями общая концепция истории и ее сатирические мотивы были восприняты как изображение прошлого России – 18-го века.

Но писателем было задумано изобразить общую систему национального самодержавия, которая относится, как и к прошлому, так и к жалкому настоящему. Жизнь города Глупова и сознание его населения – это обширная карикатура на жизнь и государственное устройство всей России, а также на поведение и смысл существования россиян.

Центральным персонажем истории является сам народ, образ которого писатель раскрывает с новыми главами все шире и шире. Детальнее разглядеть картину критического отношения Салтыкова-Щедрина к обществу можно с помощью градоначальников, которые постоянно меняются на протяжении повествования.

Образы градоначальников

Образы градоначальников разные, но схожи в своей ограниченности и нелепости. Глуповец Брудастый деспотичен, ограничен в своем уме и осознании действительности, он представляет собой точнейший образец самодержавной системы, поглощающей людские чувства и души на своем пути.

А градоначальник Прыщ, имя которого говорит само за себя, представлен образом «головы, живущей отдельно от тела». Салтыков-Щедрин символически показал, как однажды его голова была съедена чиновником.

Деятельность другого градоначальника – Угрюм-Бурчеева – автор гротескно высмеивает в организованных им «военных населений» и образе мышления, который представлял собой «что хочу, то и ворочу».

Гротеск, пафос, эзопов язык как средство изображения действительности

Силу творчества Салтыкова–Щедрина можно назвать силой сатирического обличения той действительности, которая многим людям по привычке и бесхарактерности кажется нормой.

Самое парадоксальное то, что описанное им оказывается самой настоящей правдой, несмотря на весь гротеск и пафос, используемый писателем, как средство изображения прошлого и настоящего.

Пародия, которую писатель создает в «Истории одного города» настолько точна и искусно обыгранная, что не имеет ничего общего с нелепостью и простым юмором.

Салтыков-Щедрин, родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, тем не менее, выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке. Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике власти. Что же помогало произведениям Салтыкова-Щедрина пройти жестокую цензуру? Прежде всего, это стиль его письма. Надо обладать большим талантом, чтобы писать эзоповым языком, придающим многозначность произведению, герою, ситуации.
В предисловии к «Истории одного города» Щедрин говорит о связи событий в Глупове с событиями в правительственных сферах России. Роман является политическим обобщением. Каждый образ полон политического смысла. Город Глупов - олицетворение самодержавной России.
Салтыков-Щедрин писал Пыпину: «…я не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей, мне нет никакого дела до истории, я имею ввиду только настоящее».
В «Описи градоначальников» подчёркнуты такие свойства градоначальников, которые роднят их с реальными фигурами администраторов «Олимпа». В то же время шаржированные, доведённые до гротеска образы щедринских администраторов воплощали в себе черты современных автору исторических лиц. О статском советнике Грустилове, например, сказано: «Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительным сердцем, любил пить чай в городской роще, и не мог без слёз видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллистического характера и умер от меланхолии в 1825 году». Эта биографическая справка завершена кратким замечанием «Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год». Можно говорить об императоре Александре I как историческом прототипе Грустилова. Но Грустилов в такой же мере злая насмешка над проявлением Александра II.
Писатель ставит себе цель сопоставить различные эпохи (Киевская Русь,XVIII век, начало XIX века, 60-е годы XIX века), чтобы определить, что общего между всеми этими эпохами. Сатирик приходит к выводу, что во все времена со стороны властей преобладает деспотизм, а со стороны народа - рабство. Это две характерные черты, которые есть в любой эпохе. Салтыков-Щедрин сближает эпохи парадоксально и делает выводы о современности.
Щедрин создавал такие художественные образы, в которых соединял черты многих императриц, более того, даже черты многих императоров. Сатирик ядовито обличал аморализм самодержавия, бесчинство фаворитов монарха, авантюры дворцовых переворотов. «Сказание о шести градоначальницах» особенно богато язвительными историческими аномалиями и намёками. Угадываются здесь нравы царствования Екатерины I, Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны, Елизаветы, Екатерины II.
В главе «Фантастический путешественник» рассказывается о том, как Фердыщенко вздумал путешествовать. Ведь все уважающие себя самодержцы время от времени составляют свою резиденцию и отправляются обозревать подвластные им земли. По краткой описи градоначальников Фердыщенко обозначен как бывший денщик князя Потёмкина. Намёк ясен. Любовь Потёмкина к путешествиям, чествованиям и подношениям стало своего рода «притчей во языцах». Александр II, ещё будучи царевичем, путешествовал по России и очень любил, чтобы его всюду торжественно встречали. Матушка его после смерти своего супруга Николая I с огромной свитой отправилась путешествовать за границу.
Само путешествие Фердыщенко отражает реальную действительность не прямо, а сатирически деформированно. Самодержавные правители все года путешествовали со свитами, причём многочисленными. Фердыщенко тоже путешествовал не один: вся его свита состоит из денщика и двух солдат инвалидной команды. Самодержавных правителей встречали ликующие толпы народа, с пушечными залпами, торжественной музыкой. Толпа, встречающая Фердыщенко, насчитывает четыре человека, а вместо торжественной музыки раздаётся звон тазов и бубна.
Градоначальник Бородавкин знаменит «войнами за просвещение», то есть за внедрение горчицы и ромашки. Войны он ведёт при помощи оловянных солдатиков. Эпопея «Войны за просвещение» тоже была подсказана событиями из жизни России. В 1842 году императорским указом было предписано разведение картофеля государственными крестьянами. Крестьяне Вятской губернии отказались сеять картофель. Бунт был прекращён губернатором Мордвиновым с помощью батальона из шестисот человек. Крестьяне были высечены.
Глава «Соломенный город» напоминала о пожаре 1862 года, послужившим властям предлогом борьбы с прогрессивной молодежью.
Самым обобщённым выражением сущности самодержавия является образ Угрюм-Бурчеева. Это не просто Павел I, Николай I, Аракчеев, хотя черты их вошли в тип Угрюм-Бурчеева. Это символ самодержавия, символ всякого угнетения и произвола. Он сконцентрировал в себе многие конкретные черты антинародных правителей России и Западной Европы, тем самым став нарицательным образом правителя эксплуататорского строя вообще.
Угрюм-Бурчеев целиком разрушил город Глупов, построил на его месте казармы, а из глуповцев создал роты и батальоны. Он даже задумал прекратить течение реки-жизни, но она не покорилась ему.
Идиот, оказавшись у власти в самодержавном государстве, может натворить столько бед, что размер их невозможно будет даже измерить, так как он полновластный, единодержавный правитель.
Образ народа рисуется сатириком сочувственно. Он говорит о двух понятиях, связанных с понятием народа – народ исторический и народ, воплощающий в себе идею демократизма. Салтыков-Щедрин говорит о негативной стороне, неразвитости народа, его исторической недееспособности. Сатирик пытается объяснить причины покорности, начальстволюбия, равнодушия к своей судьбе. На сознание народа многие века действовали жестокости правителей, а потому о действительно хороших свойствах не может быть и речи.


«История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова-Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя-сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического. Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и воспользовался Салтыков-Щедрин.

Автор представляет историческую хронику якобы реального города, но мы понимаем, что здесь скрыта вся история России. Вероятно, замысел возник после реформы 1861 г. – он не привела к ожидаемым результатам. Полностью разочаровавшись в своих прежних политических идеалах, Салтыков-Щедрин принимает решение написать «Историю одного города».

Столь едкой сатиры на государственный строй Россия никогда не видела прежде. Ощущая всю несправедливость отношения к простым людям, автор задался целью показать все недостатки политической системы России. Ему это вполне удалось. Сатира Салтыкова-Щедрина затрагивает несколько сторон, основным из которых можно считать государственный строй страны. Каким же образом один город стал воплощением целой страны? Ответом на этот вопрос можно считать чисто щедринский прием смешения географии, исторических событий, фантастического и реального. Город Глупов предстает перед нами то как столица, то как провинциальный городишко, то как село. В его описании постоянно встречаются противоречия: то он построен на болоте, то, как «великий город Рим» – на семи холмах, и тут же граждане этого «великого града» пасут скот на своем выгоне. Такие противоречия, как ни странно, не только не путают, но помогают выстроить целостную картину. Город становится воплощением парадокса, который так свойствен русскому человеку. Смешение времени (в том случае, когда, например, историк, записывающий хроники в XVIII – начале XIX вв., упоминает о событиях, происходивших намного позже) тоже играет свою роль в облике Глупова. Словно автор видит свою страну квартирой, в которой бардак, где никогда ничего нельзя найти и ничего нет на своих местах.

Другим объектом сатиры предстают градоначальники города Глупова, те, кто вершит историю. К сожалению, не было достойных правителей, способных изменить жизнь города Глупова в лучшую сторону. Органчик в голове, или фарш вместо мозгов – очень красноречивые образы бездумных царей. Но и народ Глупова не вызывает симпатии. Глуповцы наблюдают за чередой сменяющихся самодуров, оставаясь, при этом практически совершенно пассивными. Ничто не способно заставить их изменить себя. Меняются лишь формы покорности. Создается впечатление, что сами глуповцы не достойны благородного и здравомыслящего правителя.

На смену глупым, но в принципе достаточно безобидным правителям приходит жестокий диктатор и тиран Угрюм-Бурчеев, мечтающий превратить город в тюрьму, обнесенную высоким забором. Возможно, в этом случае и воцарится в городе долгожданный порядок, но цена за него будет непомерно высока. Обнадеживает сцена гибели Угрюм-Бурчеева, хотя и здесь не обходится без некоторой доли сожаления. Да, деспот погибает, погребенный смерчем, разбушевавшейся стихией народного гнева, не сознательным протестом, а сметающим все на своем пути порывом. Самое ужасное, что в результате к власти приходит еще больший тиран. Разрушение не порождает созидания, – предупреждает нас автор.

Похожие публикации