Световая кисть в фотографии как снимать. Световая кисть для светописи. Сделать световую кисть своими руками

Cветографика (англ.light graphic ) или лайтпейнтинг (калька с англ.light painting - рисование светом) - стиль фотосъёмки, техника рисования светом.

Особенности съёмки

В полностью затемнённом помещении фотоаппарат размещается на штативе. Устанавливается длительная выдержка, и в поле зрения фотоаппарата фонарями «рисуются» объекты или узоры. Инструменты освещения - бытовые фонари (светодиодные и с галогеновой лампой).

Если дневной свет или освещение в студии предлагает уже готовую композицию в кадре, то в светографике на полученный снимок попадёт только то, на что будет направлен свет.

Основные методы

Два основных метода светографики - статический и динамический.

Метод статической отрисовки

  • Монокомпозиция . Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
  • Мультикомпозиция . Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.

Метод динамической отрисовки

  • Перемещающийся свет . Рисование с помощью источников света (световыми мечами) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.
  • Перемещающаяся плоскость отрисовки , световой сдвиг (СС). Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.
  • Размывание . Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.
  • Искажения и преломления . Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.

Световая кисть

Световая кисть - техника фотосъёмки. Принцип использования световой кисти заключается в том, что объекты освещаются отдельно, а источник света при этом передвигается. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение в натюрморте.

Световая кисть - инструмент рисования светом. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч, направленный пучок света. Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. В качестве световой кисти используют бытовой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Световой меч - один из инструментов, используемых в динамической отрисовке.

Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече - люминесцентная лампа. Представляет собой постоянный источник света, напоминающий меч, палку, шест.

Среди фотографов очень большой интерес вызывает техника фотосъемки с инструментом «световая кисть» (или иногда говорят «светографика») — это редкая и необычная техника съёмки. Она заключается в высвечивании пучком света именно тех деталей нашей композиции, которые мы хотим получить на будущем изображении. Сегодня рассмотрим: как можно сделать для этой техники простую «световую кисть» своими руками.

Изготовление «Световой кисти»

Для начала необходимо сделать саму «Световую кисть». Весь процесс изготовления занял всего 15-20 мин.

В качестве источника света лично я использовал фонарик «Яркий луч». Конечно, можно использовать и другой фонарик.

Для уменьшения угла луча света я использовал картонный каркас от рулона туалетной бумаги. Он плотно одевался на отражатель этой марки фонарика.

В него плотно вставляем трубочки от коктейля длиной 6 см. Получилась аккуратная сотовая насадка на фонарик для уменьшения рассеивания света.

Пятно света на расстоянии 1 метр от фонарика стало 10 см, на расстоянии 50 см - 6 см - для моих целей вполне было приемлемо. Фото готовой к применению конструкции «световой кисти».

Фото, сделанные с помощью «световой кисти»

Немного о тонкостях этой методики освещения

Теперь берём наш источник света со световым пятном и рисуем им всё, что и как захотим. Хочется сказать о нескольких подводных камней в этой технологии. Отсутствие одновременного освещения для всего объекта. Обычно мы снимаем, когда свет, освещающий объект, попадает на него с разных направлений, создавая световой рисунок, контраст, тональные нюансы и т.д. и весь этот световой поток мы видим одновременно. Мы можем сравнивать различные яркости снимаемого объекта и его частей визуально, без помощи экспонометра. Так строится освещение на самом объекте, так же строится освещение фона. Экспозиция в какой-то мере выступает фактором вспомогательным: главное — уложиться в известную широту фотографического материала и экспозамеры следуют ближе к концу процесса съёмки, когда светопластический рисунок снимка уже состоялся.

В технике световой кисти экспозамеры следуют намного раньше самого процесса съёмки. Есть простая методика подобных съёмок, где в самом начале, после композиционного построения натюрморта, приступают к изготовлению эскиза и просчёту экспозиции.

Нужен эскиз, простой карандашный контурный набросок сюжета съёмки, где, обрисовывая контуры, отделяем предметы друг от друга. Но это в рисунке. В фотографии линии как понятия нет, а есть зона раздела двух тонов, которая может восприниматься (и воспринимается) как линия, как контур предмета.

На этом эскизе мы при помощи штриховки пытаемся прорисовать пересекающиеся и накладывающиеся контуры предметов, заменяя линию на тональность, где-то штрихуя больше, где-то меньше, пытаясь тоном передать объём или, по крайней мере, просто не допуская получения одинаковых тонов на соседних участках предметов, не допуская их слияния по тону. То есть мы, таким образом, уже закладываем разные экспозиции для разных частей объекта. Чтобы прорисовать грани нашего кубика, нам придётся сделать три разные экспозиции для трёх разных граней объекта. Допустим, мы хотим создать максимальный контраст между светлой и тёмной гранями 1:4. Световой поток, попадающий на левую грань, мы условно примем за 100%. Чтобы отделить правую грань, мы должны уменьшить экспозицию, и в нашем случае она составит 25% при заданном контрасте 1:4. Экспозиционная поправка составит -2 EV, то есть свет ослабнет в четыре раза от нормы. Верхняя часть куба по тональности находится между светлой и тёмной тональностями правой и левой гранями куба. Чтобы она хорошо читалась, она должна быть темнее светлой левой грани и светлее тёмной правой. Опять уменьшение экспозиции по отношению к норме, но на меньшую величину: 50% от основной экспозиции составит поправку -1 EV. Можно сделать неожиданный вывод, что при работе световой кистью тональность различных частей предмета впрямую зависит от экспозиции. Но этот вывод лишь на первый взгляд кажется неожиданным — мы и при обычной съёмке получали эту зависимость, только не отдавали себе в этом отчёта.

Как известно, слово «фотография» означает «рисование светом». Световая кисть придает этому слову буквальное значение.

Световой кистью называется инструмент и техника фотографии, в которой этот инструмент используется. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Техника съемки состоит в том, что каждый объект освещается отдельно, «прорисовываясь» на фотографии движущейся световой кистью. В результате получается уникальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести другими способами.

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть - дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек.

ЧТО НЕОБХОДИМО

Съемка со световой кистью не так сложна, как может показаться. Если у вас нет навыков такой съемки, то вам потребуется цифровая камера. Она даст вам возможность сразу же просматривать результат и корректировать свои действия. Очень важно внимательно просматривать каждый кадр сразу же после съемки, пока вы еще точно помните порядок своих действий со световой кистью. Маленького дисплея камеры недостаточно для изучения всех деталей фотографии, поэтому желательно подсоединить камеру к компьютеру и фотографировать с автоматическим отображением снятого кадра на мониторе. Все цифровые зеркалки и многие компактные цифровые камеры имеют такую возможность. Для этого требуется наличие на фотоаппарате разъема для подсоединения к компьютеру (обычно это USB, иногда FireWire) и специальной программы, которая чаще всего прилагается в комплекте. Если у вас нет такой возможности, то рекомендуется снимать небольшими сериями с контролем по дисплею фотоаппарата, а затем переносить их в компьютер для более детального изучения.

Если у вас нет спускового тросика (пульта) для камеры, то используйте режим спуска с задержкой по таймеру. Если есть, то установите режим ручного контроля выдержки (Bulb), а на пульте используйте блокировку кнопки спуска на время выдержки. Бывают пульты с собственным таймером (например, Canon TC-80N3), которые позволяют выставить время длительной выдержки и отрабатывают ее автоматически.

Что делать, если максимальная выдержка вашей камеры недостаточна для воплощения замысла, спускового тросика нет и в программе, управляющей съемкой с компьютера, нет возможности выставить нужную выдержку? В этом случае можно отснять фотографию в несколько экспозиций, а затем совместить кадры в один при помощи графического редактора.

Установите камеру на штатив, включите ручной режим съемки. Наведите и сфокусируйте объектив. Если вы использовали автофокус, отключите его. Выключите яркий свет. Оставьте лишь приглушенный, достаточный для того, чтобы четко видеть объект, который фотографируете. Если вы снимаете объект с гладкой блестящей поверхностью, например стеклянный или металлический, то постарайтесь убрать или прикрыть все предметы с бликующими поверхностями, находящиеся поблизости, - на них может попасть свет от световой кисти, и вы получите их отражения на фотографии.

СЪЕМКА

При работе со световой кистью экспозицию приходится подбирать экспериментально. Установите диафрагму исходя из необходимой вам глубины резкости. Выдержки длительностью 1 минуту будет достаточно на освещение небольшого предмета или композиции из нескольких предметов. Чтобы избежать шумов на такой длинной выдержке, используйте низкую чувствительность, например 100 ISO. Если в процессе съемки вы обнаружите, что выдержки не хватает для создания задуманного светового рисунка, или, наоборот, она слишком длинна - скорректируйте ее так, как вам требуется.

Принцип создания освещения прост. Сначала необходимо высветить нужные фрагменты объекта. То, что хотите сделать ярче, освещайте дольше. Если вам требуется яркое пятно света с небольшими размерами и резкими границами, то держите световую кисть ближе к объекту. Напротив, если требуется размытое неяркое пятно, то держите световую кисть дальше. В конце экспозиции дайте немного заполняющего света - поводите по воображаемой полусфере над объектом на таком расстоянии, чтобы весь объект попадал в пятно света. Можете просто подержать световую кисть на таком расстоянии неподвижно - тогда получатся тени. Еще можно создать контровый свет - осветить объект с тыльной стороны, тогда светом будут четко обрисованы контуры.

Особо следует заметить, что прежде чем открывать затвор камеры, необходимо четко представить себе будущую фотографию. Это вообще полезная привычка, а при съемке со световой кистью просто необходимая. Вы должны решить, что и как вы хотите осветить, и представлять, каким образом это сделать. Для удобства можно набросать эскиз будущей фотографии и обозначить на нем схему движения световой кисти с длительностью освещения на каждом участке. При съемке вам будет намного легче точно отрабатывать все движения по этой схеме и с секундомером в руках, чем по памяти и руководствуясь внутренним чувством времени. Кроме того, вы ничего не забудете и сделаете меньше дублей.

ХИТРОСТИ

Интересный эффект дает использование двух разных фонариков: светодиодного и с лампой накаливания. Лампа накаливания дает свет с низкой цветовой температурой (проще говоря, желтый).Бывают фонарики с галогенной лампочкой, их свет имеет более высокую цветовую температуру (такие фонарики выпускаются под известными марками Phillips, Energizer и т.д.). Свет фонарика на белом светодиоде практически неотличим от дневного света. Если установить баланс белого на камере (или для уже готового снимка, в графическом редакторе) в промежуточное значение между светом лампы накаливания (примерно 2800 К) и дневным светом (5500 К), то на снимке вы получите световой рисунок с сочетанием желтого и голубого цветов. Такое сочетание выглядит красиво, потому что голубой и желтый являются дополняющими цветами.

Вместо фонариков с разными типами источников света можно просто использовать светофильтры. Тогда вы не будете ограничены только желтым и голубым цветами, а сможете выбирать практически любые цветовые сочетания.

В качестве светофильтров можно использовать цветные фильтры для объективов. Например, красный, оранжевый, зеленый и другие. Можно использовать цветную полимерную пленку. Такая пленка применяется в качестве светофильтра для студийных источников освещения, а также в оформительских целях. Можно поискать ее в магазинах художественных материалов, канцелярских магазинах и отделах упаковки. Кусок незасвеченной и проявленной цветной фотопленки тоже может быть использован в качестве цветного фильтра, создающего свет приятного янтарного цвета.

Отдельно стоит упомянуть съемку предметов с бликующими поверхностями. На фотографиях таких объектов блики должны быть обязательно, ведь иначе их поверхность потеряет свою форму и будет безжизненно черной. Но блики легко дают пересветы на снимке. Чтобы избежать этого, освещайте блестящие поверхности, проводя по ним лучом световой кисти без остановки. Чтобы отражение источника света попало на снимок, помните, что угол падения луча на поверхность равен углу отражения. Для упрощения задачи можно воспользоваться описанным выше приемом - снимать блики отдельной экспозицией и совмещать кадры в графическом редакторе.

Съемка со световой кистью - сложный и увлекательный процесс. Не все будет получаться сразу. Запаситесь терпением - первые несколько кадров почти наверняка будут неудачными. Внимательно рассматривая каждый кадр, постарайтесь понять причину ошибок и старайтесь исправить их при следующей попытке. В итоге результат будет все лучше и лучше.

Научитесь создавать эффектные фотографии с помощью техники «световая кисть»! Мастер-класс OPEN FOTO пройдет 26 января 2019 года в Библиотеке ремесел ВДНХ.

Техника «световая кисть» дает необычный световой рисунок, который невозможно получить при помощи других способов съемки. Световая кисть – это точечный луч света, которым фотограф управляет во время съемки, чтобы выделить нужные ему объекты в кадре и расставить акценты на снимке так, как того требует замысел. Световая кисть используется преимущественно для создания натюрмортов и предметной съемки.

Эта техника доступна каждому. Чтобы сделать фотографию с применением техники «световая кисть», вам понадобится фотокамера, у которой есть мануальный (ручной) режим съемки, штатив и фонарик. Разумеется, существует специализированные устройства – профессиональные световые кисти, весьма дорогостоящие. Но, поверьте, и фонарик позволит вам добиться потрясающего эффекта. А сколько удовольствия доставляет сам процесс съемки!

Программа практического мастер-класса «Обыкновенное чудо фотографии, или Световая кисть»

  • Основные принципы создания фотографий в технике «световая кисть».
  • Демонстрация технологии процесса создания таких снимков.
  • Разбор часто встречающихся ошибок.
  • Как при съемке с использованием техники «световая кисть» обойтись без штатива, если у вас его нет.
  • Как использовать световую кисть для технической съемки «предметки» в тех случаях, когда иные способы съемки слишком сложны.
  • Практика съемки с использованием техники «световая кисть» в студии.

Для участия в практической части мастер-класса необходимо принести с собой:

  • фотокамеру,
  • штатив,
  • карманный фонарик (если карманного фонарика нет, подойдет фонарик, встроенный в смартфон; это менее удобно, но возможно),
  • несколько небольших предметов, которые вы будете снимать; из них можно составить композицию или снимать каждый по отдельности – на ваше усмотрение.

Мастер-класс проводится в рамках Зимней образовательной программы ВДНХ .

Дата проведения мастер-класса: 26 января 2019 года.
Начало: в 18.00.
Продолжительность: 3 часа.
Место проведения: Библиотека ремесел ВДНХ (пр. Мира, 119, стр. 47, павильон 47 – Дом ремесел).
Автор и ведущий мастер-класса: , основатель Школы фотографии OPEN FOTO.

Библиотека ремесел на карте ВДНХ

Регистрация на мастер-класс закрыта. Приглашаем вас на ближайшие мероприятия Школы фотографии OPEN FOTO!

Если у вас есть вопросы, обращайтесь, пожалуйста, по электронной почте или по телефону +7 977 835-93-53.

Все фотографии в этом материале созданы с использованием техники «световая кисть». Автор фотографий – , основатель Школы фотографии OPEN FOTO.

Источники света для фотографа являются инструментами, именно с их помощью появляется картина, прорисовываются детали, добавляется интрига и создается сюжет и внутренняя философия. Световая кисть – тонкий точечный луч, управляемый художником при создании шедевров. С ее помощью можно аккуратно и ненавязчиво выделить сразу несколько участков снимка, расставить акценты и подчеркнуть фактуру, форму или цвет объекта съемок. Существуют несколько видов техники применения световой кисти в фотографии, возможности и рамки ограничены только фантазией фотографа.

Что такое световая кисть

Если говорить технически, световая кисть – небольшой пучок света, направляемый фотографом на небольшой участок снимаемого объекта. Таким образом источник должен быть подвижным, регулируемым и компактным. Самый простой пример световой кисти – обычный карманный фонарик. Он дает узкий направленный луч при настройке на самый узкий диаметр, расстояния вполне достаточно, чтобы комфортно управлять его местоположением на снимаемом объекте.

Существуют специализированные устройства для подачи света точечно, главный их недостаток – высокая цена, как и любого профессионального оборудования. Лампа такого источника имеет постоянную цветовую температуру (примерно 5500 К), а также позволяет использовать цветные фильтры и различные насадки. Если вы снимаете натюрморты и портреты световой кистью достаточно часто и занимаетесь таким жанром профессионально, то целесообразно будет ее приобрести. Фотографу любителю, когда он редко пользуется этим приемом, достаточно будет самодельно устройства. Светит хороший фонарик также, а некоторые неудобства можно потерпеть.
Световая кисть используется наиболее часто в съемках натюрмортов, а также для портретной или предметной фотографии. Высшим пилотажем можно считать использование данного приема в пейзаже, но тогда «фонарик» должен быть значительно мощнее.

Сделать световую кисть своими руками

Можно приобрести оборудование в магазине, тогда будет проще настраивать подачу света, диаметр пятна, добавлять фильтры. Но можно сделать световую кисть самостоятельно и сэкономить. В интернет магазинах устройство будет стоить от 3000 до 15000 рублей.
Первое, что нужно взять – правильный фонарик. Лучше всего использовать галогеновый, он достаточно яркий и не изменяет цвета объекта. При выборе попробуйте максимально сузить световое пятно, чем меньше диаметр можно сделать, тем точнее будет прорисовка на фотографии. Еще один важный момент – вес фонаря, его придется держать долгое время, если он будет тяжелый, руки быстро устанут и точность направления луча значительно снизится.

Для более точной направленности света можно применить просто дополнение – тубу из картона или бутылки. Они крепятся на фонарик создавая ограничитель для светового потока. Свет меньше рассеивается и в большем объеме попадает на объект съемки. Конструкция с возможностью перемещать фонарь внутри трубки даст возможность регулировать ширину пучка света.

Такое устройство позволит вам «рисовать» по объекту бликами света, высветляя из темноты нужные элементы. Конструкция достаточно легкая, рука не устанет даже после нескольких часов работы с ней, быстро разбирается и собирает, а также просто дополняется фильтрами для создания нужных эффектов.

Готовимся к съемке

Процесс подготовки к съемкам можно условно поделить на 2 этапа: Приобретение необходимого оборудования и детальная проработка макета или задумки. Все это необходимо для упрощения создания фотографии, чтобы не отвлекаться и не нарушать творческий процесс. Для создания снимка световой кистью понадобятся:

  • Камера. Ваш фотоаппарат должен давать возможность настроить экспозицию, выдержку, ISO и диафрагму. Необходимо использовать ручные настройки, они позволяют создать нужные акценты. Хорошим плюсом будет возможность удаленной связи с ПК, чтобы отсматривать уже снятые кадры.
  • Объектив. Выбирайте модель с фокусным расстоянием от 85 мм, такая оптика позволит снизить искажения перспективы до минимальных значений, что актуально при съемках с близкого расстояния.
  • Источник света. Использовать можно все варианты, остановимся на фонарике небольшого размера. Выбирать нужно яркий и с одной лампочкой или светодиодом, несколько будут выдавать блики и точки. Первый вариант подходит для создания эффекта состаренных фото, лампочки дают мягкий теплый свет. А вот светодиоды будут более холодные и отлично подойдут для металлических и стеклянных поверхностей. Важный момент – кнопка включения фонаря, она должна быть мягкой, чтобы в момент нажатия рука не дрогнула от усилий.

  • Штатив. Съемка будет производиться с длинной выдержкой с фиксированным фокусом, камера должна быть зафиксирована. Выбирайте штатив по весу камеры с регулировкой положения в 3 плоскостях минимум, тогда можно выбрать оптимальный ракурс.
    - Спусковой механизм – пульт ДУ, тросик, кнопка, то есть любое приспособление, позволяющее удаленно открывать затвор, исключая колебания и движения руками.
  • Секундомер или таймер. Он позволит правильно отмерить экспозицию.
  • Дополнительные инструменты и атрибуты для создания различных эффектов : стекло, фильтры, насадки, отражатели, горючие жидкости для обрамления объектов в пламенное кольцо, рамки, декоративные элементы.

Фонарики можно брать нескольких вариантов, даже на одном снимке комбинируя ламповые и светодиодные модели, можно добавлять цвет, фоновый свет, блики и другие эффекты. Все зависит от задумки автора, его творческого видения ситуации и возможностей камеры.

Основная «борьба» ведется в графическом редакторе при составлении слоев, настройке баланса белого, усилении или ослаблении подаваемого света, наложении эффектов. Шедевр создается совокупностью всех важных элементов и способностью автора на эксперименты и интересные решения.

Проработка макета должна быть максимально детальной, начиная от расположения каждой семечки и ниточки, заканчивая маршрутов световой кисти по объектам и времени экспозиции каждого элемента. Для этого делаются пробные кадры незафиксированной камерой, выбирается лучший ракурс, композиция и подбираются эффекты. Затем тестируются скорость движения световой кисти по объектам, экспозиция, выдержка, моменты включения и выключения фонаря. На пробных снимках отмечаются элементы, которые необходимо подсветить, последовательность и интенсивность освещения.


Настройки камеры при применении световой кисти

После подготовки всех необходимых инструментов и аксессуаров, после проработки композиции и процесса съемки, можно начинать настраивать камеру. Основные параметры, необходимые для фотографии с применением световой кисти:

  • ISO или светопоглощение;
  • Степень открытие диафрагмы;
  • Длительность выдержки и экспозиции
  • Баланс белого.

Выбираем полностью ручной режим настроек, выставляем максимальный уровень ISO, потому что будет важен каждый квант света. Диафрагму ставим, исходя из мощности фонаря и фокусного расстояние, обычно выходя средние параметры f/8-16. С показателем можно «поиграть», получая интересные эффекты. После настроек диафрагму не трогаем, нам нужна постоянная глубина резкости, а менять резкость и другие параметры можно, за счет ISO и выдержки.

Снимать световой кистью нужно при длительной выдержке, только так можно прорисовать во времен отдельные элементы. Длительность выдержки придется выбирать опытным путем, только так можно понять, оптимальное время на подсвечивание нужного объекта. Обычно ставится не менее 20 секунд.

Можно двигать кистью в реальном времени и получать освещенность большого участка, а можно делать отдельные кадры на каждый луч света, если детали маленькие и такого подхода будет достаточно. Потом все кадры собираются в один путем наложения слоев.

Большинство настроек будут выставляться на месте по ситуации, подбирая оптимальное сочетание «на объекте». Единых рекомендаций и требований невозможно найти, каждый натюрморт уникален, как и творческий подход фотографа.


Процесс съемки с использованием световой кисти

Камера настроена, фотограф готов, все подготовительные мероприятия завершены. Пришло время для решающего этапа – съемки со световой кистью. Поднимается затвор и начинается самое интересное. Нужно перемещать луч фонаря по заданному маршруту не спеша, без резких рывков, для этого используется секундомер. После оформления одного объекта, фонарик выключается или створки закрываются. А луч света переводится на второй объект и так продолжается до момента достижения необходимой освещенности натюрморта или портрета.

С первого раза вряд ли получится высокий уровень, обычно требуется несколько часов, чтобы отработать объект на 100%. Создается нужное количество вариантов с запасом, чтобы затем использовать их в редакторе для сборки общей картины.

Снимать лучше в RAW, чтобы было больше возможностей для редактирования. В процессе работы выводите на экран гистограмму кадра, она четко покажет, что изменить, а где подкорректировать. Если есть возможность вывода снимков на большой экран, обязательно используйте ее, на дисплее не всегда видны детали.


Обработка финальных снимков в редакторе

С камеры фотографии или их заготовки попадают в ПК в графический редактор, самый популярный уже многие годы – Adobe Photoshop, его используют 90% фотографов для работы со слоями и эффектами. Для начала выравниваем баланс белого на всех снимках, отрегулировать яркость и контрастность, особенно актуально, если использовалось несколько источников света.

Для наложения слоев используем режим черной маски, обозначая кисточкой нужные участки на каждом кадре. Соединяем слои, проходим штампом, регулируем резкость и получаем снимок, готовый к наложению эффектов – огонь, текстуры, блики.

Светографика – вариант использования световой кисти

Совсем другой смысл приобретает прием «световой кисти», если использовать его в качестве основного объекта. На длинной выдержке при максимальном ISO в темноте фонарем или другим источником света можно нарисовать практически любую фигуру. Такой прием используется для съемок огненных или световых шоу, когда участники на высокой скорости двигаются огненными шариками или светодиодными фигурами. На выходе получается картина перемещении яркого объекта в течении работы камеры. Длительность выдержки следует выбирать, исходя из скорости движения объекта, если передержать, можно получить хаотичные блики или непонятный узор.






Маленький постскриптум

Чтобы создавать шедевры не требуется специализированная техника, инструменты и аксессуары. Для съемок в технике «световая кисть» понадобится объект, камера, штатив и источник света. Какую подсветку бы вы не выбрали, при правильном применении можно создать уникальную композицию. Этим и отличаются профессионалы от любителей – нужно уметь снимать в любых условиях.

  1. Снимайте как можно больше, берите камеру с собой. Только опыт и выработка интуиции помогут вам легко создавать фотографии.
  2. В качестве световой кисти берется обыкновенный фонарик, им прорисовываются отдельные элементы на снимке.
  3. Съемки должны проходить в абсолютно темном помещении, весь свет создается искусственно.
  4. Тени создаются подсветкой с одной стороны, если хотите добавить их на снимок, подержите фонарик подольше в таком положении.
  5. Комбинируйте фоновый контровый, заполняющий свет, остальное дорисовывайте точечно.
  6. Камера работает в ручном режиме с длительной выдержкой, поэтому крепится к штативу.
  7. Одевайтесь в темную одежду, исключите блики, в том числе и от дисплея камеры.
  8. Не бойтесь экспериментировать с освещением, в этом и заключается «работа» фотографа.
  9. Технику «световая кисть» можно с успехом применять для портретов и натюрмортов, но и в пейзажной съемке добавление точечных участков света может дать интересные эффекты. Тут можно брать фонарик помощнее и побольше, выделять участки стены, деревья, машины и многое другое. Световая кисть поможет вам создавать сюрреалистические композиции, фантастические сюжеты и качественные правильно освещенные снимки. Некоторые эффекты невозможно изобразить никаким другим методом.

В исполнении данная техника считается одной из самых простых, даже новичку будет несложно тренироваться создавать фотографии с подобной подсветкой. Тренируйтесь больше и создавайте шедевры.

Похожие публикации