Себе и нацеленной на успех. Нацеленность на результат - это что такое? Сравнительная характеристика двух подходов

Аффирмации или положительные утверждения – главная тема в сфере самосовершенствования. Но многим людям достаточно сложно ежедневно перед зеркалом говорить нечто вроде: «Я преуспеваю во всём и достоин процветания», «Я – уникальная личность: особенная, творческая, удивительная», «За пять дней я стану королём всего мира, я уверен». Это заставляет вас чувствовать себя глупо, а иногда даже приводит к негативному результату. Нельзя думать, что аффирмация – это плохо, возможно, нужно пробовать различные подходы.

Разница в образе мышления преуспевающего человека и неудачника

Как показывают исследования, посвящённые мышлению успешных людей, нет ничего удивительного в том, что преуспевающая натура выделяется сильной мотивацией к достижению цели. Нереализованная личность чаще всего концентрирует внимание на попытке избежать неудачи.

Люди, нацеленные на результат, стремятся выполнить что-либо важное, получив при этом наслаждение от удачного решения трудновыполнимой задачи. Следовательно, воплощая свою идею, они готовы прилагать неимоверные усилия на протяжении длительного периода времени. Пожалуй, это и есть главный секрет успеха.

Избегающие провала больше сфокусированы на том, чтобы миновать затруднения и избавиться от ощущения собственного несоответствия, которое часто сопутствует неудачам. Поэтому, весьма маловероятно, что они будут стремиться к победе. Они быстро сдаются, если дело не предвещает благополучного исхода в ближайшее время. Когда уклонение от выполнения необходимого невозможно, человек начинает прокрастинировать (откладывать важные дела), работать вполсилы или препятствовать самому себе, что в случае фиаско позволяет ему отыскать оправдание, сохранив при этом репутацию (например, сильно напиться накануне серьёзного экзамена).

Сравнительная характеристика двух подходов

Естественно, эти два способа мышления представляют собой две крайности. Большинство людей находится где-то посередине. В научной литературе есть понятие относительной движущей силы. Эта сила соотносится с конкретной матрицей убеждений, которая определяет, будет ли человек прикладывать значительные усилия для осуществления желаемого или же откажется от своих стремлений.

Основополагающие убеждения, которые отличают целеустремлённых людей:

1 . Секрет успеха – это ваша личная ответственность

Люди, мечтающие о триумфе, склонны верить, что инициатива, усилие и настойчивость – ключевые моменты благополучного осуществления задуманного. А уклоняющиеся от неприятностей смотрят с точки зрения доступных ресурсов или принуждающих факторов (например, проблема оказалась слишком сложной, либо поступить подобным образом вынудили обстоятельства).

2. Решение задач – это возможности.

Личность, нацеленная на результат, рассматривает препятствия, в благополучном преодолении которых не уверен, как вызов или очередную возможность. А натура, опасающаяся провала, видит в подобных жизненных уроках угрозу, которая приведёт к затруднительной ситуации в случае поражения. Процветающие люди полагают, что любое стоящее дело имеет определённые трудности.

3. Целеустремлённость доставляет радость.

Победитель по жизни ассоциирует старания добиться желаемого с такими качествами, как преданность, сосредоточенность, ответственный подход и самоотверженность. Индивидуум, сознательно занимающий позицию проигравшего, полагает, что подобные усилия – чрезмерная нагрузка и стресс.

4.Стремление к успеху имеет ценность.

Преуспевающая личность ценит тяжёлый труд: как свой, так и чужой. Неудачники же могут высмеивать целеустремлённость, считая это чем-то непрестижным. Подобные устремления в их понимании ассоциируются с недостатком социальной жизни.

5. Навыки можно улучшать.
Целеустремлённая натура твёрдо убеждена, что любые умения можно развить благодаря практике, тренировке, занятиям с наставником, преданности учёбе. А тот, кто опасается невезения, искренне верит, что способности – это нечто неизменное, зависящее от врождённого таланта.

6. Настойчивость помогает.

Психология победителя предполагает, что постоянные попытки и заинтересованность помогут преодолеть препятствия. Индивидуум, избегающий промаха, сдаётся при первом же поражении, считая его предвестником дальнейшего невезения. Целеустремлённые люди советуют: «Не стоит думать, будто вы чего-то не можете до тех пор, пока не попробуете сделать это. Под словом «попробовать» подразумеваются настоящие попытки, количество которых должно быть не менее 3 тысяч раз. Если же вы попытаетесь три раза и сдадитесь, вероятнее всего, у вас ничего не получится».

Убеждения личности, ориентированной на развитие, не обязательно более логичны или объективно верны, нежели взгляды того, кто избегает промаха. По крайней мере, не во всех ситуациях. Однако, исходя из опыта преуспевающих людей, подобная вера обеспечивает более высокую вероятность достижения задуманного.

Понимание разницы между двумя вышеописанными способами мышления позволяет без труда распознавать направление мыслей. Достаточно обратить внимание на то, что собеседник говорит о своих целях, мечтах, свершениях или потерях. Также вы можете отслеживать направленность собственного мышления, намеренно культивируя мировоззрение, которое будет служить поддержкой во всех начинаниях. Подобный подход и есть секрет успеха. Он гораздо эффективнее, нежели простые попытки мыслить позитивно, полагаясь на закон притяжения.

Если в основе нашей деятельности лежат побуждения, которые не исчерпываются стремлением к ценностям, значимым самим по себе, к ценностям, с которыми мы непосредственно имеем дело, то наша мотивация искажена изначально, поскольку вторгается во владения не подвластного нам успеха. Попытка сориентировать человека на успех противоестественна, обречена на экзистенциальную фрустрацию. В сущности, такая попытка чревата тремя последствиями, а именно:

чувством пустоты (его часто принимают за проявление депрессивности)
внутренним спазмом (который сопровождается мышечным)
вселением неуверенности (психической и духовной неустойчивости).

Человек, нацеленный на успех, сосредоточен на своем желании достичь успеха и постепенно все больше отрывается от реальности (того фундамента, на котором зиждется настоящий успех). К тому же, его цель, то, «ради чего» он действует, - достижение успеха. Когда успех приходит, «ради чего» больше не существует. В любом случае - приходит успех или нет, - рано или поздно наступает внутренняя пустота. Либо он не пришел (что вполне возможно), либо, поскольку успех был единственной целью, она оказывается бессодержательной.
Возникшая пустота требует заполнения. В попытках компенсировать ее люди снова и снова устремляются на штурм вершины под названием счастье, вооруженные все той же концепцией успеха - то ли потому, что не знают, то ли потому, что не хотят знать иного пути. Но вершина не покоряется, и усилия становятся все более интенсивными. Упорствуя в попытках достичь счастья, человек цепляется за свою модель поведения (ригидность). Напряжение распространяется на тело (развивается спазм плечевых мышц, повышается кровяное давление, дыхание становится поверхностным). Начинается стресс.
Глубоко внутри зарождается чувство неуверенности - часто неосознанное, не замечаемое в течение долгого времени. Это состояние подпитывается двумя переживаниями:
а) Люди ощущают угрозу, постоянно сталкиваясь с тем, что их успех зависит от чего-то, кроме их усилий. Чувствуют себя отданными на произвол этой неведомой силе. Страдают от сознания ограниченности собственной возможности влиять.
б) Высокие ставки, «пост-успешная пустота» или постепенно растущее ощущение бесплодности собственных усилий, направленных на успех, порождают все более серьезные сомнения в том, стоит ли жить ради успеха. Эти сомнения могут привести к потрясению мировоззренческих основ, и тогда любая собственная деятельность начинает казаться человеку пустой и бессмысленной (хотя он и не депрессивен).

Помимо трех перечисленных симптомов, нацеленность на успех может приводить и к некоторым формам психических расстройств, а именно - к поведению, сходному с манией, к фобиям и к психической блокаде.

Обратимся для начала к поведению, сходному с манией, в первую очередь - к одержимости успехом. Зависимость от успеха очень похожа на болезненную страсть. Успехозависимый способен работать день и ночь только ради того, чтобы продвинуть свою карьеру; ценность всей жизни в его глазах определяется обладанием того, в чем он видит успех: престижем, деньгами, властью, роскошью, авторитетом. Жажда обладания может завести так далеко, что он готов «играть крапленой колодой» - создавая видимость успеха, манипулировать, хвастать вымышленными победами, приписывать себе чужие заслуги. Успехозависимая деятельность внутренне пуста. Поскольку человек чувствует это, то суетится все больше и больше, чтобы не встретиться со своим экзистенциальным вакуумом, со своей внутренней пустотой. Так он себя одурманивает. На более поздних стадиях в игру включается алкоголь.

Успехозависимый входит в группу риска - что ему остается, когда рушится его карточный домик? Он сознает бессмысленность своего стиля жизни, перед ним раскрывается бездна пустоты и скуки. Успехозависимый нуждается в успехе; он определяет себя через успех; но отчасти он становится чужим себе (потому что успех приходит и благодаря чему-то внешнему).

Кроме того, как уже было сказано, нацеленность на успех приводит и к фобиям, которые проявляются прежде всего в виде страха неуспешности. Страх неуспешности - зеркальное отражение успехозависимости. Он заключается в боязни всего, что сопряжено с риском. Часто возникновению такой фобии предшествует неудачный опыт игры со случаем, который приводит к сверхосторожости. Люди, получившие такой опыт и напуганные им, стараются по возможности подстраховываться - как однажды обжегшиеся дети. В основе этого расстройства тоже лежит завышенная ценность успеха, в котором видится высшая цель жизни. В представлении таких людей нет ничего хуже, чем старание, не приведшее к результату. Они считают позорным вернуться с охоты без добычи, принять участие в соревновании, не прославив себя победой. Эти люди не умеют проигрывать. Из боязни получить отказ, они не приглашают на танец даму сердца. Страшась неуспеха, ошибок, отказов и неудач, они лишают собственную жизнь расцвета.

Расстройство третьего типа приводит к психической бокаде. Тогда процессы, спонтанные от природы, протекающие сами собой (и только тогда - безотказно), становятся принудительными. Франкл подробно разбирает этот феномен на примере «паттерна сексуального невроза», потому что ошибочная установка, лежащая в основе такого расстройства, наиболее заметно проявляется при нарушениях в сексуальной сфере. Однако этот паттерн можно наблюдать не только при сексуальных неврозах; все сказанное о нем относится к любым процессам, которые (после некоторых предварительных усилий) должны происходить самопроизвольно (собственно, в противном случае истинный процесс или подменяется имитацией или вообще не происходит).

Если некто преисполнен решимости быть в определенный час веселым и счастливым и пытается добиться этого напрямую, вряд ли его попытки увенчаются успехом. Чем больше усилий он станет прилагать, тем скованней будет себя чувствовать, тем более принужденным, натужным, а главное - пустым будет его веселье.

В сексуальной сфере подобная установка рано или поздно приводит к таким нарушениям, как импотенция или фригидность. Попытки напрямую регулировать или организовывать процессы, по своей природе спонтанные (благодаря автономности нервной системы на телесном, а в сексуальной области - и на психическом уровне), затрудняют и в конечном счете полностью блокируют эти процессы.

Люди дают себе «установку на счастье» и на протяжении многих лет стремятся быть счастливыми независимо от обстоятельств, пытаются «законсервировать» состояние счастья, защитить его от любых невзгод. Вряд ли что-либо может спугнуть удовольствие сильнее, чем борьба за удовольствие.

Почему? Потому что подлинное переживание удовольствия - следствие чего-то иного. Собственно говоря, адекватное переживание удовольствия приходит как побочный эффект, а именно - как «побочный эффект близости с другим человеком или исполнения своего предназначения».

Попытка изменить чувства директивно (вызвать приятные или подавить неприятные), - насилие, совершаемое над собой: предпринимая такую попытку, мы игнорируем причину, порождающую чувства.

(Цитаты из книги "Жить осмысленно", Альфрид Лэнгле)

Человек, который ставит перед собой задачи, помимо реализации планов, имеет еще одно преимущество - он не проживает жизнь зря. Но мало просто обозначить ту или иную цель. В процессе работы над ней необходимо помнить о концентрации на конечном итоге данной работы.

Определение понятия

Нацеленность на результат - это умение человека придерживаться поставленной цели, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Есть и другое определение данного термина: это умение полностью мобилизовать свою деятельность ради достижения нужного итога. Иногда нацеленностью называют полное сосредоточение внимания человека на работе, направленной на достижение обозначенного результата.

Преимущества

Тот, кто постоянно помнит о желаемом итоге, выполнит задачу быстрее, чем беспорядочно мечущийся от одного дела к другому. Нацеленность на результат имеет немало преимуществ. Человек, который не просто размышляет о достижении некой абстрактной мечты, но ставит перед собой конкретные и измеримые задачи, пользуется следующими выгодами:

  1. Сосредоточенность. Высокая концентрация позволяет четко представить желаемое, а это способствует повышению продуктивности. Также сосредоточенность позволяет обрести умственное спокойствие.
  2. Направленность. Тот, кто нацелен на достижение определенного результата, ощущает движение к намеченному задолго до того, как будут видны первые плоды его деятельности. Например, если человек начинает заниматься спортом, чтобы обрести стройную фигуру, то первые результаты будут видны задолго до того, как он обретет нужные формы. А это подарит ему ощущение направленного движения к своей мечте.
  3. Чувство срочности. Данное ощущение возникает, если человек работает целенаправленно и в темпе. Иногда бывает так, что с самого утра работа спорится, человек не отвлекается на ненужные мелочи, не мечется, словно угорелый, в попытках все успеть. Верно сформулированная задача позволяет зарядиться энергией и выполнить нужную работу в срок.

Работа ради процесса является противоположностью нацеленности на результат. Человек, для которого важнее не конечный итог, а сам путь к нему, ведет себя соответствующим образом. Если это менеджер по продажам, то он общается с клиентами ради самого процесса общения, а не ради работы. Другой пример: студент, который создает презентацию только для красоты, а не ради содержания.

Умение противостоять препятствиям

Нацеленность на результат - это также способность давать отпор текущим трудностям. Ведь в процессе работы над задачей человеку постоянно приходится сталкиваться с препятствиями, которые тормозят его движение вперед. Для того чтобы воплотить мечту в реальность, необходимо постоянно находить для себя мотивацию, поддерживать силу духа, быть смелым и решительным. Ведь никто не гарантирует беспроблемного получения результата.

Упорство и достижение целей

Здесь помогает такое свойство личности, как настойчивость, то есть волевое качество, которое позволяет добиваться нужных результатов, следуя принятому решению. Упорство позволяет работать даже при полном отсутствии у человека мотивации. Этот путь может быть долгим и тернистым, а задачи - непосильно велики; однако когда пропадает желание двигаться дальше, сохранить концентрацию на поставленной задаче позволяют данные личностные свойства.

Каким бы волевым ни был человек, он всегда может стать чуть более настойчивым. Для этого необходимо не только правильно обозначить задачу, но и организовать должным образом свою работу. Она должна выполняться разными методами и не вызывать истощения. Для развития настойчивости, а следовательно и нацеленности, полезно также подобрать для себя образец, пример для подражания. Это могут быть люди, сумевшие преодолеть препятствия и достичь желаемого: ученые, спортсмены, политики, музыканты.

Важность тайм-менеджмента

Не менее значимым показателем нацеленности на результат является умение методично следовать поставленной задаче. Ведь для достижения успеха необходимо практически вплести работу над целью в свой повседневный график. Многие люди мечтают о лучшей жизни, но не делают и шага в сторону изменений. Однако если поставить перед собой задачу заработать первый миллион, затем разбить ее на несколько частных подцелей, то шансы на успех будут гораздо выше.

Планирование и концентрация на задаче

Без умения управлять временем сложно постоянно поддерживать нацеленность на результат. В работе и в реализации личных планов тайм-менеджмент является тем инструментом, который позволяет добиться успеха. Уметь грамотно планировать время для работы над задачей - это настоящее искусство. Однако именно овладение им в конечном счете позволяет добиться желаемого. Психологи считают, что для наилучшей сосредоточенности на необходимом результате требуется планировать день заранее. Ведь когда человек обдумывает и записывает те действия, которые ему необходимо совершить на следующий день, он делает это спокойно и без спешки. А значит такое планирование будет более эффективным.

Правильная формулировка намерения

Чтобы нацеленность на результат была максимальной, необходимо точно обозначить желаемое. Попасть в мишень, которая не видна, невозможно. Поэтому и говорят, что правильно обозначенная задача обеспечивает половину успеха.

Также для формирования подлинной цели необходимо осознать те желания, которые стоят за стремлением добиться цели. Ведь чем большая у человека потребность, тем более сильным будет его желание стремиться вперед. Мотивация является тем «топливом», используя которое, можно достичь поставленного результата. Например, девушка хочет похудеть, чтобы понравиться симпатичному ей молодому человеку. Сын хочет бросить курить, чтобы не расстраивать свою престарелую мать. Женщина хочет открыть бизнес, чтобы обеспечить детей лучшими возможностями. Помня о своих истинных желаниях, человек может постоянно поддерживать нацеленность на будущий результат на достаточно высоком уровне.

Роль ответственности

Еще одно качество личности, с которым непосредственно связана нацеленность на результат - ответственность. Обычно данное понятие в словарях трактуется как обязательство человека отчитываться перед вышестоящим о своих действиях. Также есть и такое определение: ответственность - это особая сфера влияния, в которой личность может оказывать воздействие на окружающих ее людей и обстановку. Именно ответственность является тем инструментом, который позволяет в течение длительного времени сохранять нацеленность на результат. Компетенции, навыки тайм-менеджмента, умение расставлять приоритеты - все это также важно.

Однако если человек не осознает значимости своего влияния на окружающий мир и причинно-следственной связи, существующей между его действиями и конечным результатом работы, он не сможет в должной степени быть сконцентрированным на этом самом результате. Каждый может заметить, что инфантильные и безответственные люди редко достигают поставленных целей. Основная причина заключается в том, что они не сохраняют фокус внимания на задаче, поскольку не видят прямой связи между собственными действиями и изменениями в сфере своего влияния. Таким образом, ответственность за результат - основополагающий компонент длительной концентрации на работе и в конечном счете реализации задуманного.

Исследование деятельности

Постоянный анализ действий позволяет сохранять нацеленность на результат. Развитие личности и работа, учеба и занятия спортом - практически во всех сферах необходимо фиксировать выполненные действия, чтобы получить достойные плоды труда. Лучшим инструментом для этого послужит личный дневник. С его помощью можно постоянно замечать свои успехи и промахи, увидеть, каких именно знаний пока что не хватает, а какими мы уже научились пользоваться. Записи - это реальный опыт, позволяющий спланировать дальнейшую стратегию действий или следующий день, сконцентрироваться на цели. Нацеленность на результат можно существенно повысить, если регулярно анализировать свою деятельность при помощи дневника.

Беспощадная статистика свидетельствует, что целых 40% успеха зависят от того, насколько качественно человек оценивает свои действия и принятые решения. Выходит, что анализ деятельности - практически половина дела в достижении успеха. От такого простого действия, как ведение дневника, вероятность воплощения задуманных планов возрастает практически вдвое. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в дневнике информация предстает в зафиксированном виде, а это на порядок повышает нацеленность на результат.

Каждый человек может мечтать о лучшем будущем для себя, ставить перед собой те или иные задачи. Они могут быть связаны с самыми разными аспектами бытия: работой, семьей, здоровьем, хобби или спортом. Нацеленность на высокий результат позволяет воплотить эти мечты, изменить свою жизнь и стать счастливее. Задачи заряжают человека энтузиазмом, а реализация задуманного делает его жизнь более осмысленной.

| Дмитрий Николаев | 19454

В идеале, став старшеклассником, школьник уже должен хорошо представлять, как сложится его жизнь после школы, кем он хочет стать, и что нужно сделать, чтобы этого добиться, в какой вуз ему лучше поступать, чтобы поступить.

Я закончила в 1977 году.

Девиз: «Компетентность, креативность, ответственность» - это девиз и нашего лицея. Лестница к знаниям – и в прямом, и в переносном смысле.
Девиз лицея и девиз директора лицея.

В принципе сложная задача, но в знают, как решить эту проблему. Благодаря специальной программе школьники, окончив девятый класс, с большой долей уверенности могут сказать, как будет развиваться дальше их образовательная траектория. Об этом мы беседуем с директором лицея Людмилой Владимировной Кузьминой.

- Опираясь на свой опыт, кем по вашему легче работать - учителем или директором?

Эти функции нельзя сравнивать, хотя бы потому что они предполагают решение разных задач. Сейчас я могу сказать - директором работать конечно сложнее, директор сегодня - это «универсальный солдат». Руководителю образовательного учреждения недостаточно просто быть педагогом - нужны юридические, экономические, даже психологические знания, во многое тут приходится вникать самостоятельно - изучать документы, читать специальные журналы, смотреть в интернете, хотя в идеале тут надо говорить о втором высшем образовании - в области управления.

По современным требованиям - директор в большей степени менеджер, чем педагог, его задача - управлять учреждением.

- Как складывалась ваша педагогическая карьера?

Сколько себя помню - хотела быть учителем, и хотя после пединститута я осталась работать на кафедре, спустя семь лет я пришла в школу. Именно в эту школу, где и прошла вся моя педагогическая жизнь. Сначала я работала учителем русского языка и литературы, потом меня назначили зам. директора, а когда прежний директор школы вышел на пенсию, директором стала я - это было в 2006 году. Нашей школе повезло с тем, что за 29 лет существования тут сменилось всего два директора - в моем понимании это показатель стабильности.

- Расскажите о школе, которую вы возглавляете?

За 29 лет школа перепробовала самые разные статусы: общеобразовательная школа, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, и вот с 2003 года мы стали лицеем. Причем, если в большинстве своем лицей ориентирован на реализацию физико-математических программ, то можно сказать, что у нас лицей многопрофильный.
Мы для тех детей, родителей и педагогов, которые готовы работать в режиме самоопределения, развития, открытости и взаимной ответственности.

В этом году лицей внедряет новую технологию построения образовательного пространства: в основу деятельности старшей школы положена новая модель индивидуализации образования. Наряду с традиционными видами занятий (уроки, спецкурсы, индивидуальные консультации) активно применяются технологии блочно-модульного обучения, обучения в сотрудничестве, дистанционного обучения, проектной технологии; лицей работает в режиме активного применения информационно-коммуникативных и интерактивных технологий. В прошлом году мы разработали программу развития лицея «Стратегия гармонизации ». Стратегия лицея исходит из идеи разумного баланса знаниевого, личностно-ориентированного, компетентностного и культурологического подходов в образовании.

- Сокращение числа одиннадцатикласссников в школах города в этом году заметно особенно сильно. Насколько это коснулось вашей школы?

Начать надо, наверное, не с одиннадцатых классов, а гораздо раньше. В старшие классы у нас идет очень серьезный отбор, так из 4-х девятых классов мы формируем только 2 десятых - в них поступают наиболее сильные, подготовленные учащиеся, кто действительно сможет обучаться по углубленным программам. В какой-то степени это и правильно - после предпрофильной подготовки в 9-м классе ребята уже знают свои возможности, на занятиях по выбору профессии им объясняют, что кроме «что я хочу», нужно учитывать и «что я могу», ну и различные пробы, тестирования тоже помогают определиться и с будущим обучением и с будущей профессией.

Проходит все это очень интересно - в начале обучения в девятом классе каждый школьник публично заявляет о своих образовательных намерениях, озвучивает свои цели, например, хочет ли он дальше учиться в лицее, или может быть его интересует профиль, которого у нас нет (тогда он переходит в другую школу), кто-то выбирает себе ссуз.

Ответив на первый вопрос, переходим ко второму - «А что ты для этого делаешь?». Это уже - план на год, тут и учебная работа, и научно-практические конференции и другие виды образовательной деятельности и социальной практики. А в конце девятого класса у нас проходит опять же публичная защита портфолио, где ребята представляют свои образовательные результаты, комиссия дает рекомендации по дальнейшему обучению.

Вот так у нас формируются выпускные классы - очень тщательно. Сегодня у нас 1 одиннадцатый класс, и 2 десятых - то есть в следующем году выпускников будет больше.

- Как у вас сдают ЕГЭ по сравнению с другими школами?

Если говорить именно про наш кластер, то мы занимаем 4 -5 места из восьми лицеев и гимназий города. Если же делать оценку внутреннюю - сравнивать себя не с другими школами, а смотреть на свои потенциальные возможности, то с каждым годом мы наблюдаем динамику результатов итоговой аттестации.

- Что вы вспоминаете в первую очередь, когда спрашивают о достижениях школы?

Вспоминаю призеров всероссийских олимпиад - по этому показателю мы одни из первых в городе, за этот год у нас уже 3 победителя всероссийской олимпиады по праву. Достижений много, вот (показывает кубки) - уже третий год наше объединение «Лидер» становится лучшим школьным объединением района. Или вот грамота - наша команда заняла 3-е место на российских соревнованиях по айсштоку.

В чем мы видим условия успеха? В ставке и ориентации на лидеров (лидера ученика, лидера учителя, лидера администратора). Это, нам кажется, и есть развитие достоинств любой системы. Надо вдохновенно, самоотверженно работать, потому что побеждает профессионал. Мы стремимся, чтобы лицей стал территорией развития интеллекта учеников и учителей.

Каждому шиннику известно, что важнейшим компонентом в производстве резины является технический углерод. При смешении с каучуком он вступает в химическое взаимодействие и придает резине прочность, износостойкость - качества, повышающие срок службы изделия. Технический углерод для заводов массовых и грузовых шин поставляет ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», давний и надёжный партнер ОАО «Нижнекамскшина». Доля отгруженной нижнекамским шинникам продукции в общем объёме производства технического углерода в прошлом году составила 57,5 процента. И эта цифра говорит о многом. Предлагаем совершить заочную экскурсию на «Нижнекамский завод технического углерода», чтобы коротко ознакомиться с историей, достижениями этого славного коллектива, а главное - проследить место ОАО «НКТУ» в технологической цепочке под названием «Как рождается шина».

Нижнекамский завод технического углерода своим рождением обязан бурным семидесятым, когда на Нижней Каме шло активное развитие нефтехимического комплекса. 17 мая 1977 года приказом Миннефтехимпрома СССР за №344 был утверждён технический проект на строительство завода технического углерода. Он призван был стать поставщиком сырья для шинной промышленности, в первую очередь для ОАО «Нижнекамскшина». 26 марта 1984 года вошло в историю предприятия как день ввода в эксплуатацию первой очереди I пускового комплекса, когда двумя технологическими потоками стал выпускаться среднеактивный технический углерод марки П-514. В декабре 1985-го, с введением второй очереди I комплекса, т.е. ещё двух технологических потоков, выпускающих среднеактивный технический углерод П-514, нижнекамские шинники были полностью обеспечены необходимым сырьём полуактивной марки для производства шин.

В рамках принятого Миннефтехимпромом СССР решения по обеспечению шинной промышленности в XII пятилетке высококачественным сырьём резко увеличилась потребность в высокоактивном техническом углероде марки П-245. И тогда Миннефтехимпром и ВПО «Союзтехуглерод» поставили перед Нижнекамским заводом технического углерода задачу особой важности: реконструировать два технологических потока с целью перевода их на выпуск технического углерода, пользующегося особым спросом. Коллектив и с этой задачей справился блестяще.

Но со временем мощность и этих двух технологических потоков перестала удовлетворять потребность шинников в техуглероде П-245. И тогда в марте 1988 года след за I пусковым комплексом вступила в строй первая очередь II пускового комплекса в виде опытно-промышленной установки по выпуску технического углерода П-245. Она была оснащена высокопроизводительным оборудованием, аналога которому в Советском Союзе не существовало.

Все последующие годы на заводе шла активная реконструкция, освоение новых марок технического углерода и наращивание действующих мощностей. Завод продолжал прирастать новыми объектами. В 1991 году прошли успешные испытания пиролизной смолы как компонента сырья для производства технического углерода, а через два года были налажены её регулярные поставки с «Нижнекамскнефтехима».

Сегодня ОАО «Нижнекамсктехуглерод» - одно из крупнейших российских предприятий, выпускающее конкурентоспособный на российском и зарубежном рынках технический углерод. В процессе его производства используются самые современные технологии. На предприятии действует автоматизированная система управления технологическими процессами CENTIUM CS.

Приподнять завесу над процессом подготовки сырья и производства технического углерода мы попросили начальника производственно-диспетчерского отдела
ОАО «Нижнекамсктехуглерод» Н.Г. Минабутдинова:
«Сырьём для получения технического углерода служат продукты переработки каменного угля и нефти. Коксохимическое сырьё поступает с металлургических заводов страны, нефтяное - по трубопроводу с завода этилена
ОАО «Нижнекамскнефтехим». В случае необходимости берём тяжёлую газойль из акционерного общества «ТАИФ». Хранится и готовится сырьё на сырьевом участке, оборудованном сливной эстакадой, резервуарами хранения рабочих смесей. Из двух видов сырья на двух линиях подготовки готовятся рабочие смеси с заданными параметрами для получения различных марок технического углерода. В ближайшей перспективе планируется построить ещё две линии, чтобы в зависимости от потребностей рынка сократить переход с одной марки на другую без ущерба для качества выпускаемой продукции. Способ получения технического углерода основан на разложении углеводородного сырья в высокотемпературном потоке продуктов сгорания природного газа в цилиндрических проточных реакторах. Основные стадии получения:
- разложение сырья в реакторе
- улавливание технического углерода в специальных фильтрах
- гранулирование
- сушка в сушильном барабане

В настоящее время на пяти технологических потоках производится 14 марок технического углерода, 10 из них поставляются в ОАО «Нижнекамскшина» для производства резины. Все марки разделяются на активные и полуактивные. Активные марки отличаются прочностными характеристиками и применяются на протекторах, где идет большее стирание резины. Полуактивные придают резине эластичность и идут на боковины, камеры».
В продолжение темы добавим, что под воздействием высоких температур сырьё в реакторе разлагается на технический углерод и отходящие газовые продукты, которые отличаются высокой горючестью и в свою очередь используются как топливо для котлов-утилизаторов, где вырабатывается пар для нужд завода. Это замечательное свойство газов легло в основу внедренного несколько лет назад ключевого проекта «Установка по выработке собственной электроэнергии», что позволило ОАО «Нижнекамсктехуглерод» практически полностью обеспечить себя собственной электроэнергией. Как, впрочем, собственным теплом и паром. Переход на автономное энергообеспечение позволил предприятию существенно снизить себестоимость выпускаемой им продукции и нагрузку на экологию региона.

На таком важном аспекте, как качество, есть смысл остановиться подробнее. Стабильное качество технического углерода обеспечивается высоким уровнем контроля как сырья, так и конечной продукции. Лаборатория ОАО «НКТУ» аккредитована на техническую компетентность в Госстандарте РФ и имеет всё необходимое для контроля качества продукции как по российским требованиям ГОСТ, так и по международной методике ASTM. ОАО «Нижнекамсктехуглерод» внедрило и успешно применяет систему качества в области производства технического углерода на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008 г. Качественные характеристики отслеживаются на всех этапах производства продукции. Поступающее на предприятие сырьё проходит входной контроль. В случае несоответствия требуемым качествам пишется претензия, и сырьё возвращается поставщику. Во время подготовки сырья и в процессе производства продукции через каждые два часа делается контрольный анализ, через каждые четыре часа - полный. Готовая продукция в обязательном порядке проходит окончательный контроль. Забракованная отделом технического контроля партия возвращается на переработку. Из бункера готовой продукции технический углерод загружается в вагоны-сажевозы, запаковывается в бумажные 4-слойные ламинированные мешки или полипропиленовые пакеты типа «Биг-Бэг» и отправляется потребителям. В первую очередь обеспечиваются потребности ОАО «Нижнекамскшина». Остальная продукция поставляется российским и зарубежным компаниям. Она широко известна в Европе, Турции, Южной и Северной Америке, Польше, Болгарии, Китае, Вьетнаме, Индии и ряде других стран. Последние годы на «Нижнекамсктехуглероде» ведется активная инвестиционная политика. По объёмам капвложений на рубль основных средств на действующих производствах нефтехимического комплекса предприятие занимает лидирующие позиции. В нынешнем году здесь намерены продолжить реализацию крупного проекта по модернизации производства технического углерода. Мировой экономический кризис заставил руководство ОАО «НКТУ» пересмотреть приоритеты в инвестиционной политике. Если раньше основные усилия направлялись на увеличение производственных мощностей, то теперь главная задача коллектива - расширение рынка сбыта своей продукции.

Нацеленность на успех, выраженная в серьёзном и вдумчивом подходе руководства предприятия к вопросам инвестиционной и кадровой политики, техники безопасности, экологии, промышленной безопасности, ресурсосбережения, качества продукции и другим гарантируют ОАО «Нижнекамсктехуглерод» дальнейшую экономическую устойчивость, а ОАО «Нижнекамскшина» - ритмичные и надёжные поставки технического углерода.

Похожие публикации