План проведения проверок юридических лиц. Перечень оснований для изменения ежегодного плана проверок бизнеса хотят расширить. Дополнительные причины для исключения из плана проверок

2. Ежегодные планы разрабатывают следующие органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля:

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

3. При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 - 9 статьи 9 , и 26.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона;

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;

пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

3.1. При разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства.

Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления.

Межведомственные запросы и ответы на них в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 3.2 с 27 июля 2018 г. - Постановление Правительства России от 17 июля 2018 г. N 835

3.2. При разработке ежегодных планов Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктами 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона;

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью;

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

5. Ежегодный план, разрабатываемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, включает сведения утвержденных ежегодных планов территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Указанный ежегодный план разрабатывается федеральным органом исполнительной власти до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:

а) исключение проверки из ежегодного плана:

в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке;

в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения;

в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона;

в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии - для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;

в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1 статьи 26.2 Федерального закона;

б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе:

в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в связи с реорганизацией юридического лица;

в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя;

Информация об изменениях:

Пункт 7 дополнен подпунктом "в" с 7 февраля 2019 г. - Постановление Правительства России от 28 января 2019 г. N 48

в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 26.2 Федерального закона.

Информация об изменениях:

(1) Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

(2) Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

(4) Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

(5) Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 - 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

(6) Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.

Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение инициативу , в случае одобрения которой контролирующие органы смогут чаще изменять утвержденный годовой план проверок организаций и ИП. Первое дополнительное основание для изменения плана проверок – проведение внеплановой проверки предпринимателя в период до проведения плановой проверки. В этом случае бизнесмены будут исключены из плана проверок.

Второе основание для внесения корректировок в план, которое предлагается закрепить, – это поступление информации об изменении адреса фактического осуществления деятельности или адреса места нахождения юридического лица или ИП. План будет изменен и в случае, если контролирующий орган получил сведения о том, что проверяемая организация изменила наименование либо претерпела реорганизацию в форме преобразования, слияния, присоединения, разделения, выделения или была ликвидирована. То же касается прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, а также изменения фамилии, имени или отчества ИП.

Могут ли инспекторы труда проводить выемку документов, очные ставки и допросы свидетелей? Ответ – в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В настоящее время допускается внесение изменений в ежегодный план проверок по следующим основаниям:

  • невозможность проведения плановой проверки деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией или реорганизацией;
  • прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке;
  • изменение класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта – в части исключения плановой проверки из ежегодного плана;
  • принятие органом контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в отношении субъекта малого предпринимательства;
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы ().

Напомним, план проверок организаций и ИП ежегодно формирует Генеральная прокуратура РФ на основе данных, представленных контролирующими органами. Ознакомиться с планом на текущий год можно на сайте ведомства (http://plan.genproc.gov.ru/plan2016/). Узнать, включена ли конкретная компания в план, можно с помощью ее ИНН, ОГРН или наименования. Выборку можно построить также по месяцу или названию проверяющего ведомства.

При аннулировании лицензии или признании деятельности организации более безопасной, бизнес имеет право требовать отмены запланированной на текущий год проверки. Соответствующие основания для корректировки плановых надзорных мероприятий утвердило правительство.

С 21 сентября вступят в силу поправки в Правила подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь к индивидуальным предпринимателям и в организации контролеры будут приходить реже.

Новые основания для изменения плана проверки

  • изменение адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • реорганизация юридического лица;
  • изменение наименования организации либо изменение фамилии, имени или отчества индивидуального предпринимателя.

Эти основания станут поводом для внесения поправок в сведения, содержащиеся в годовом плане запланированных проверок. Однако это не означает, что дата проверки будет перенесена или проверка полностью отменена.

Дополнительные причины для исключения из плана проверок

Постановлением правительства дополнен перечень ситуаций, когда плановая проверка отменяется. Раньше инспекторы отказывались от надзора за экономическим агентом, если он закрывался, переставал пользоваться объектами повышенной опасности или наступали обстоятельства непреодолимой силы. Сейчас проверку также исключат из плана, если:

  • аннулирована или прекратила действие лицензия на осуществление определенного вида деятельности (запланированная проверка касалась именно этой деятельности);
  • изменилась категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровень государственного экологического контроля;
  • принято решение об отнесении деятельности ИП или юрлица к более низкому классу опасности (категории риска).

Все изменения вносятся в ежегодный план по решению контролирующего органа, инициировавшего проверку, в пятидневный срок.

Как узнать, когда придут проверяющие

Органы государственного и муниципального контроля ежегодно формируют план проведения проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Этот документ с указанием всех сведений о хозяйствующем субъекте и дате проверки на публикуется со всеми изменениями на сайте Генеральной прокуратуры. Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое лицо должно быть извещено о готовящейся проверке за три дня до ее начала. А чтобы заранее узнать, когда и какая проверка будет, предпринимателю достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры и ввести сведения о госрегистрации, ИНН и наименование организации или ИП.

Напомним, в 2016-2018 гг. в планы проверок не могут быть включены субъекты малого предпринимательства. Если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое имеет такой статус, обнаружит данные о себе в списках проверяемых, можно обратиться в соответствующий орган надзора и потребовать отменить проверку. Порядок подачи заявления и перечень необходимых документов утверждены постановлением правительства от 26 ноября 2015 г. № 1268.

Но надзорные каникулы до 2018 года не для всех. Даже малые предприятия могут проверяться в плановом порядке, если они работают в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в социальной сфере. Кроме того, запрет на проверки не распространяется на аудиторов, управляющих многоквартирными домами и предпринимателей, работающих с государственной тайной. Не удастся избежать бизнесу и плановых проверок со стороны пожарного, промышленного и экологического контроля.

Одним из основных направлений обеспечения свободы экономической деятельности остается исполнение органами прокуратуры полномочий по формированию сводного плана проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов.

Во исполнение требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).
На практике отмечаются сложности с применением положений п. 7 Правил, предусматривающих возможность корректировки сформированного и опубликованного на сайте Генеральной прокуратуры РФ ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В частности, правовым основанием внесения изменений в ежегодный план проведения плановых проверок предпринимателей является установленный и документально подтвержденный факт невозможности проведения мероприятий по контролю: в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

При ликвидации юридического лица момент прекращения его существования закон связывает с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В таких случаях внесение изменений в план органа государственного контроля (надзора) должно осуществляться путем исключения проверки при наличии подтверждающих документов (выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица) на основании приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа.
В то же время органы контроля (надзора) зачастую принимают решения о внесении изменений в планы проверок без указанных оснований и подтверждающих документов.
Так, 10 июля 2013 г. заместитель прокурора г. Находки принес протест на распоряжение начальника отдела надзорной деятельности г. Находки УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю, которым необоснованно исключена из плана проведения проверок на 2013 г. проверка в отношении хозяйствующего субъекта, находящегося в процессе ликвидации, но не ликвидированного в установленном законом порядке. По результатам рассмотрения протеста распоряжение отменено.
Несколько сложней на практике дела обстоят с определением возможности проведения проверочных мероприятий при реорганизации юридического лица с учетом правопреемства.
В частности, ввиду того что права и обязанности запланированного к проверке юридического лица переходят к вновь возникшему субъекту предпринимательской деятельности, п. 7 Правил предусмотрено внесение в ежегодный план изменений, направленных на проведение мероприятий по контролю в отношении реорганизованного лица, в порядке подп. "а" - "г" п. 3 Правил.
Так, проверка правопреемника должна быть включена в соответствующий типовой форме проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены ч. ч. 8 - 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора).
Планирование проверки вновь возникшего юридического лица должно осуществляться с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанного лица, анализа состояния соблюдения им обязательных требований законодательства РФ, субъектов Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью.
В случае необходимости осуществления плановой проверки совместно с иными органами контроля (надзора) следует согласовать возможность проведения этой проверки.
Таким образом, законодательством установлен механизм внесения в план проверок изменений, связанных с реорганизацией юридического лица, реализация которого приведет к возникновению оснований для проведения контрольных мероприятий в отношении вновь возникшего хозяйствующего субъекта.
Актуально это и для случаев прекращения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке.
Вместе с тем получила распространение судебная практика, свидетельствующая о возможности проведения органами пожарного надзора плановых проверок объектов защиты при смене правообладателя, указанного в сводном плане проверок.
К примеру, Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 января 2013 г. по делу N А29-4136/2012 оставлены без изменения судебные акты первой и апелляционной инстанций, которыми отказано в удовлетворении жалобы коммерческой организации о признании незаконными действий органа государственного пожарного надзора по проведению проверки реорганизованного правообладателя, не указанного в сводном плане проверок.
Принимая такое решение, суд пришел к выводу, что ежегодное планирование проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется прежде всего в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев. В связи с этим проведение мероприятий по контролю в отношении реорганизованного в форме выделения юридического лица без соответствующих изменений плана проверок признано законным.
Между тем указанные выводы суда представляются спорными, поскольку в силу Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не допускается проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
При этом, по смыслу законодательства, с учетом требований ч. 4 ст. 9 указанного Закона и Правил, оснований для проведения проверки в отношении лица, не соответствующего всем реквизитам, указанным в плане, нет. Полагаем, что в случае изменения первоначально указанных при планировании контрольных мероприятий сведений о проверяемом субъекте, в том числе при смене правообладателя объекта защиты, в действие вступает правовой механизм внесения изменений в соответствующие планы проведения проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В целях недопустимости необоснованного освобождения хозяйствующих субъектов от проверочных мероприятий при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности их проведения, практика контрольной(надзорной) деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также прокурорского надзора в указанной сфере должна исходить из необходимости внесения в планы проверок изменений, направленных на осуществление мероприятий по контролю в отношении изменившегося субъекта.
Прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, может послужить основанием и для исключения соответствующей проверки из плана.

На практике указанные обстоятельства условно можно разделить на две группы: юридические факты, сопровождающиеся утратой статуса хозяйствующего субъекта, и случаи прекращения владения, пользования объектом проверки.
К первой группе традиционно относится прекращение физическим лицом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с последующим внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным ст. 22.3 Закона о регистрации, в том числе в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности; в связи со смертью этого лица; в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом); в принудительном порядке по решению суда; в связи со вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
При этом по общему правилу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения записи об этом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В связи с этим считаем, что корректировка ежегодного плана проверок органа государственного контроля (надзора) возможна только на основании документов, подтверждающих внесение изменений в ЕГРП (свидетельство, выписка).
В то же время правоприменителю необходимо учитывать, что законом предусмотрены и иные обстоятельства, когда у органов контроля (надзора) возникает обязанность принять меры к внесению изменений в план проверок.
Так, в соответствии с п. 10 ст. 22.3 Закона о регистрации в случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.
Ко второй группе обстоятельств, влекущих внесение изменений в ежегодные планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, практика надзорной деятельности относит прекращение хозяйствующими субъектами деятельности, в том числе по использованию земельного участка (на основании досрочного расторжения договора аренды, заключения договора уступки прав и обязанностей и т.д.); по использованию объектов защиты (на основании договора купли-продажи, аренды или передачи на ином законном основании и др.); по эксплуатации объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений (ликвидация и вывод из эксплуатации объекта, консервация опасного производственного объекта и т.п.).
При этом контролирующим органам и надзирающему прокурору следует основываться на расширительном толковании положения п. 7 Правил, предусматривающего установление факта прекращения деятельности в качестве основания для внесения изменений в план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с учетом установленного законодательством многообразия разновидностей государственного контроля (надзора).
Еще одним безусловным основанием для инициирования процедуры корректировки сводного плана проверок субъектов предпринимательской деятельности является цивилистическая категория - наступление обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2012 г. N 3352/12, юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии таких ее существенных характеристик, как чрезвычайность и непредотвратимость.

Ввиду оценочного характера указанных понятий в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, исполняющих контрольно-надзорные функции, возникают сложности с определением допустимости отнесения обстоятельств к обстоятельствам непреодолимой силы и, как следствие, возможности внесения изменений в план проверок.
Представляется, что к таковым следует относить воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; невозможность проведения мероприятий по контролю в связи со стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями (наводнения, паводки), иными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
При этом в случае наступления указанных обстоятельств орган государственного контроля (надзора) и муниципального контроля должен в каждом случае решить вопрос о целесообразности проведения дальнейших мероприятий по контролю путем внесения соответствующих изменений в план проверок либо о необходимости исключения проверки.
В свете отсутствия единообразной практики применения положений Правил полагаем необходимым в Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 внести изменения, связанные с конкретизацией правового механизма корректировки плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В частности, следует дифференцировать порядок исключения проверочных мероприятий из ежегодного плана и порядок внесения в план изменений, направленных на проведение мероприятий по контролю в отношении реорганизованного, изменившегося либо препятствующего первоначальной проверке хозяйствующего субъекта.
В первом случае представляется возможным установить упрощенный механизм, в силу которого исключение проверки должно осуществляться после установления контрольно-надзорными органами факта невозможности проведения мероприятий по контролю в связи с предусмотренными п. 7 Правил обстоятельствами, а также сопровождаться размещением информационного сообщения о соответствующей корректировке плана на интернет-сайте и принятием мер по уведомлению иных контролирующих органов о необходимости исключения таких проверок из плана (если проверочные мероприятия в отношении хозяйствующего субъекта, подлежащего исключению из плана, запланированы несколькими органами контроля (надзора).
Предусмотренный подп. "а" - "г" п. 3 Правил порядок внесения в план изменений должен быть доработан с тем, чтобы учесть случаи корректировки ежегодных планов проверок с целью проведения дальнейших контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов.
Требуется более детальное законодательное определение последовательности действий, которые должны выполнить органы власти и местного самоуправления для инициирования мероприятий по контролю предпринимателей, запланированных, но не проведенных в плановом порядке.
При этом следует учитывать общие принципы недопустимости необоснованного расширения проверочных мероприятий при формировании плана проверок, связанные с наличием предусмотренных законодательством оснований для включения в план проверки, согласованием планируемых к проверке субъектов предпринимательской деятельности с иными заинтересованными органами и соблюдением типовой формы ежегодного плана проверок.

Таким образом, учитывая имеющиеся сложности в реализации правового механизма внесения изменений в планы проверок хозяйствующих субъектов, в качестве перспективной сферы приложения надзорных усилий прокурора должны рассматриваться не только вопросы недопустимости проведения незаконных плановых проверок, но и полнота реализации полномочий по контролю, в том числе выполнение ежегодного плана контрольной деятельности.

Инструкция по заполнению типовой формы ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

2. Типовая электронная форма плана проведения плановых проверок 5

3. Перечень данных, вводимых в электронную форму 7

4.2. Ввод номера ИНН 15

4.3. Ввод даты 17

Перечень принятых сокращений и условных обозначений 19

Приложение А. Коды субъектов Российской Федерации 20

Приложение Б. Типичные ошибки при заполнении Excel-файлов с планами, которые могут привести к некорректной загрузке планов в АС СППиВП 23

1.Общие сведения

В соответствии с рабочим процессом формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, органы прокуратуры получают от органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля проекты планов проверок на следующий год, которые оформляются в печатном варианте по установленной (типовой) форме (рисунок 1) и в электронном виде (файлы формата приложения MSExcel). Внешний вид электронной формы приведен в разделе 2.

Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства осуществляет сведение проектов планов центральных аппаратов федеральных органов контроля, окончательное формирование сводного плана в автоматизированной системе формирования сводного плана проведения плановых проверок и согласования внеплановых проверок (далее – АС СППиВП). Для этого Excel-файлы, полученные от органов контроля, загружаются в АС СППиВП, обрабатываются в ней, и по результатам обработки формируется единый сводный план.

В настоящей инструкции приведен перечень сведений, которые следует вводить в форму, а также даны рекомендации по заполнению некоторых колонок формы для корректной загрузки планов в АС СППиВП.

Рисунок 1. Бланк типовой формы

2.Типовая электронная форма плана проведения плановых проверок

План проведения проверок должен быть оформлен в приложении MSExcel по форме, внешний вид которой приведен на рисунке 2.

Внимание! Файлы, не соответствующие приведенной ниже форме, будут неверно загружены в систему формирования сводного плана проведения плановых проверок и могут быть возвращены на доработку.

Рисунок 2. Типовая электронная форма плана

3.Перечень данных, вводимых в электронную форму

В заголовке формы указывается: общее название плана, наименование органа прокуратуры, в который направляется для рассмотрения план, и наименование органа контроля, который подает план на рассмотрение.

Перечень и описание данных, которые следует вводить в колонки формы, приведены в таблице 1.

Возможно заполнение колонок с дополнительной информацией, облегчающей принятие решения по согласованию включения проверки в ежегодный сводный план. Описание содержимого данных колонок также приведено в таблице 1.

Таблица 1. Описание данных для ввода в типовую форму


колонки

Наименование колонки

Какие данные вводятся

Обязательность заполнения

Пояснения и(или) рекомендации по заполнению

1

Наименование юридического лица (ЮЛ) (ф.и.о. индивидуального предпринимателя (ИП)), деятельность которого подлежит проверке

Одно из следующих значений:

  • Наименование юридического лица  для ЮЛ;

  • Фамилия, Имя и Отчество индивидуального предпринимателя  для ИП



2-4

Адрес фактического осуществления деятельности

Фактический адрес осуществления деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем

2

Субъект Российской Федерации

Двузначный код субъекта РФ по адресу фактического осуществления деятельности



Коды субъектов РФ приведены в приложении А настоящего документа.

3

Поселение

Наименование поселения по адресу фактического осуществления деятельности



4

Наименование улицы, номер дома

Наименование улицы, номер корпуса/строения (если имеется), номер дома по адресу фактического осуществления деятельности



5

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН)

  • 13-значный регистрационный номер записи, вносимой в ЕГРЮЛ  для ЮЛ;

  • 15-значный регистрационный номер записи, вносимой в ЕГРИП  для ИП

Указывается обязательно, если у ЮЛ нет ИНН.

6

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Одно из следующих значений:

  • 10-значный номер  для ЮЛ;

  • 12-значный номер  для ИП



Рекомендации по вводу ИНН приведены в разделе 4.2

7

Цель проведения проверки

Цель проведения плановой проверки в соответствии с ФЗ №294



8-10

Основания проведения проверки

Даты по одному или нескольким из возможных оснований проведения плановой проверки, указанных в ФЗ №294



8

Дата государственной регистрации ЮЛ, ИП

Дата гос. регистрации (формат «ДД.ММ.ГГГГ») , если основанием для проведения проверки является истечение 3-х лет со дня государственной регистрации ЮЛ, ИП



9

Дата окончания последней проверки

Дата окончания последней проверки (формат «ДД.ММ.ГГГГ») , если основанием для проведения проверки является истечение 3-х лет со дня окончания последней плановой проверки ЮЛ, ИП

Рекомендации по вводу дат приведены в разделе 4.3

10

Дата начала осуществления ЮЛ, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности

Дата начала осуществления предпринимательской деятельности (формат «ДД.ММ.ГГГГ») , если основанием для проведения проверки является истечение 3-х лет со дня начала осуществления ЮЛ, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления

Рекомендации по вводу дат приведены в разделе 4.3

11

Дата начала проведения проверки

Запланированная дата начала проведения плановой проверки в формате «ДД.ММ.ГГГГ»



Рекомендации по вводу дат приведены в разделе 4.3

12-13

Срок проведения плановой проверки

Запланированное количество дней/часов для проведения проверки



12

Рабочих дней

Количество рабочих дней  для всех субъектов, за исключением субъектов малого предпринимательства

13

Рабочих часов
(для МСП и МКП)

Количество рабочих часов  для субъектов малого предпринимательства (МСП и МКП)

14

Форма проведения плановой проверки (документарная, выездная, документарная и выездная)

Одно из следующих значений:

  • Д  документарная;

  • В  выездная;

  • ДВ  документарная и выездная



15

Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, осуществляющего проверку

Наименование органа контроля, осуществляющего плановую проверку

Если наименование органа контроля совпадает с наименованием, указанным в заголовке плана, то поле может не заполняться

16

Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно

Наименование органа контроля, совместно с которым проводится плановая проверка

Если проверка проводится несколькими органами контроля, то следует указать полный перечень контролирующих органов, совместно с которыми планируется проводить проверку. При этом каждый контролирующий орган из данного перечня должен внести сведения о совместной проверке в свой план.

Если проверка проводится только органом контроля, наименование которого указано в заголовке плана, то поле не заполняется


17

Примечания

18-22

Заполняются прокурорским работником

23

Код причины постановки на учет (КПП) проверяемого ЮЛ по месту нахождения

9-значный код причины постановки на учёт ЮЛ по месту нахождения

Рекомендуется указывать при планировании проверок более чем в одном филиале проверяемого объекта
В данном разделе описаны особенности просмотра числовых значений, введенных в форму плана, и даны рекомендации по заполнению ячеек колонок одинаковыми данными.

Типичные ошибки при заполнении Excel-файлов с планами, которые могут привести к некорректной загрузке планов в АС СППиВП, и способы их устранения описаны в приложении Б.

4.1.1.Просмотр числовых значений в колонках формы

Числовые данные, введенные в форму (номера ИНН и ОГРН или дата), могут быть внесены правильно, но визуально отображаться в ячейке колонки некорректно. Это характерно для случая, когда числовое значение не умещается по ширине в ячейке таблицы MSExcel и поэтому отображается в виде набора символов решетка (#), как это изображено на рисунке 3, или в виде числа с плавающей точкой (например, номер ОГРН 4504205600021 может отображаться в виде 4,50421Е+12 ). Для разрешения этой ситуации достаточно увеличить ширину колонки, в ячейку которой введены данные, и числовое значение будет отображаться корректного.

Для увеличения ширины колонки следует переместить указатель мыши на правую границу столбца, нажать на левую кнопку мыши (рисунок 4) и перетащить указатель вправо.

Рисунок 3. Отображение значения, не умещающегося в ячейке колонки

Рисунок 4. Увеличение ширины колонки

4.1.2.Дублирование значений в ячейках колонки

При необходимости ввода одних и тех же значений в ячейки колонки (например, для указания одного и того же наименования города в колонке 3 для нескольких ЮЛ или ИП) допускается вводить вместо повторяющихся данных значение «то же». В этом случае при загрузке плана в АС СППиВП система будет подставлять вместо значения «то же» данные, указанные в ячейке, расположенной выше первой ячейки со значением «то же», пропуская при этом пустые ячейки (рисунок 5).

Рисунок 5. Варианты дублирования значений в ячейках одного столбца

Средствами программы MSExcel можно ввести одинаковые значения сразу в несколько ячеек одной колонки, например, для дублирования значения «то же» в колонке 3 «Поселение» так, как это показано на рисунке 5 (дублирование значения «г. Москва»).

Для ввода одинаковых значений в нижерасположенные ячейки колонки выполните следующие действия:

1. Щелкните в ячейке колонки со значением, которое необходимо повторить.

2 Не нажимая на кнопки мыши перемещайте указатель в правый нижний угол данной ячейки до тех пор, пока он не примет вид знака «+» черного цвета (рисунок 6).

Рисунок 6. Дублирование значений в нижерасположенные ячейки одного столбца

3. Нажмите на левую кнопку мыши и перемещайте указатель вниз по столбцу вплоть до нужной строки.

4.2.Ввод номера ИНН

В номере ИНН первой цифрой может быть ноль (для ЮЛ или ИП, осуществляющих свою деятельность в субъектах РФ, коды которых начинаются с нуля). При вводе таких номеров в ячейку Excel-файла вручную (с помощью клавиатуры) этот первый ноль может автоматически удаляться программой, и в результате ИНН будет внесен в план неправильно.

Во избежание такой ситуации перед вводом номеров ИНН следует изменить формат колонки 6 на «Текстовый». Для этого необходимо выделить колонку, щелкнув левой кнопкой мыши в области, расположенной выше первой ячейки колонки (рисунок 7), выполнить команду: Формат Ячейки Число Текстовый .

Рисунок 7. Выделение колонки с номерами ИНН

Как правило, при вводе ИНН в форму плана с помощью буфера обмена номера вставляются корректно.

4.3.Ввод даты

Даты в поля формы допускается вводить с разделителями (формат «ДД.ММ.ГГГГ») и без них (формат «ДДММГГГГ»). При заполнении полей формы в Excel-файле для каждого из этих вариантов существуют некоторые особенности:

  • Ввод даты с разделителями (формат «ДД.ММ.ГГГГ») . Программа MSExcel неправильно интерпретирует при вводе дату вида «ДД.ММ.ГГГГ», если ячейка, в которую она вводится, имеет формат «Числовой». В этом случае дата преобразуется и вводится в Excel-файл как пятизначное число (например, введенная дата 31.12.2011 записывается в ячейку как число 40908 ). Для корректного отображения введенной даты не нужно заново вводить данные, а достаточно изменить формат ячейки с «Числовой» на «Дата».
Для изменения формата ячеек колонки, содержащей дату (колонки 8, 9, 10 и 11, рисунок 2), следует выделить колонку, щелкнув левой кнопкой мыши в области, расположенной выше первой ячейки колонки (см. рисунок А. 7), выполнить команду: Формат Ячейки Число Дата и подтвердить изменение, нажав на кнопку

  • Ввод даты без разделителей (формат «ДДММГГГГ») . Программой MSExcel дата формата «ДДММГГГГ» при вводе понимается как числовое значение. Даты, имеющие день месяца 10 и больше, вводятся всегда корректно. Однако если дата начинается с ноля (например, дата «01 февраля 2011 года»  01022011 ), то при вводе такого значения в ячейку Excel-файла вручную (с помощью клавиатуры) первый ноль может автоматически удаляться программой, и в результате дата будет внесена в план неправильно. Чтобы для дат до 10 числа месяца первый ноль не удалялся при вводе, следует изменить формат ячейки на «Текстовый».
Для изменения формата ячеек колонки, содержащей дату, следует выделить колонку, щелкнув левой кнопкой мыши в области, расположенной выше первой ячейки колонки (рисунок А. 7), выполнить команду: Формат Ячейки Число Текстовый и подтвердить изменение, нажав на кнопку . Та же команда используется и для изменения формата одной, отдельно взятой ячейки.

Перечень принятых сокращений и условных обозначений


АС СППиВП

Автоматизированная система формирования сводного плана проведения плановых проверок и согласования внеплановых проверок

ЕГРЮЛ

Единый государственный реестр юридических лиц

ИНН

Идентификационный номер налогоплательщика

КПП

Код причины постановки на учет

МКП

Микропредприятие

МСП

Малое предприятие

ОГРН

Основной государственный регистрационный номер

ПК

Персональный компьютер

ФЗ № 294

Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

ФНС России

Федеральная налоговая служба России

ЮЛ

Юридическое лицо

Приложение А. Коды субъектов Российской Федерации


Наименование субъекта РФ

Код субъекта Российской Федерации 1

Алтайский край

22

Амурская область

28

Архангельская область

29

Астраханская область

30

Белгородская область

31

Брянская область

32

Владимирская область

33

Волгоградская область

34

Вологодская область

35

Воронежская область

36

Г. Москва

77

Г. Санкт-Петербург

78

Еврейская автономная область

79

Забайкальский край

75

Ивановская область

37

Иркутская область

38

Кабардино-Балкарская Республика

07

Калининградская область

39

Калужская область

40

Камчатский край

41

Карачаево-Черкесская Республика

09

Кемеровская область

42

Кировская область

43

Костромская область

44

Краснодарский край

23

Красноярский край

24

Курганская область

45

Курская область

46

Ленинградская область

47

Липецкая область

48

Магаданская область

49

Московская область

50

Мурманская область

51

Ненецкий автономный округ

83

Нижегородская область

52

Новгородская область

53

Новосибирская область

54

Омская область

55

Оренбургская область

56

Орловская область

57

Пензенская область

58

Пермский край

59

Приморский край

25

Псковская область

60

Республика Адыгея (Адыгея)

01

Республика Алтай

04

Республика Башкортостан

02

Республика Бурятия

03

Республика Дагестан

05

Республика Ингушетия

06

Республика Калмыкия

08

Республика Карелия

10

Республика Коми

11

Республика Марий Эл

12

Республика Мордовия

13

Республика Саха (Якутия)

14

Республика Северная Осетия - Алания

15

Республика Татарстан (Татарстан)

16

Республика Тыва

17

Республика Хакасия

19

Ростовская область

61

Рязанская область

62

Самарская область

63

Саратовская область

64

Сахалинская область

65

Свердловская область

66

Смоленская область

67

Ставропольский край

26

Тамбовская область

68

Тверская область

69

Томская область

70

Тульская область

71

Тюменская область

72

Удмуртская Республика

18

Ульяновская область

73

Хабаровский край

27

Ханты-Мансийский автономный округ  Югра

86

Челябинская область

74

Чеченская Республика

20

Чувашская Республика - Чувашия

21

Чукотский автономный округ

87

Ямало-Ненецкий автономный округ

89

Ярославская область

76

Иные территории, включая город и космодром Байконур

99

Приложение Б. Типичные ошибки при заполнении Excel-файлов с планами, которые могут привести к некорректной загрузке планов в АС СППиВП

1. Ошибка:

В первом столбце, на первой, второй и третьей строчке Excel-файла не указаны следующие сведения:


  • общее название плана;

  • наименование органа прокуратуры, рассмотревшей план;

  • наименование органа контроля / надзора, приславшего план проверок.
Правильный ввод данных:

В первый строках Excel-файла должны быть указаны перечисленные выше сведения.

2. Ошибка:

На 6-й строке Excel-файла нет строки с номерами колонок, которая необходима для работы программы (по номеру колонки определяется содержание этой колонки).

Правильный ввод данных:

В 6-й строке Excel-файла должна присутствовать строка с номерами колонок.

3. Ошибка:

Данные расположены не на первом листе Excel-файла. Пустой первый лист Excel-файла или, наоборот, непустые листы после первого.

Правильный ввод данных:

Все данные для сводного плана должны быть приведены на первом листе. Последующих листов не должно быть или они должны быть пустыми.

4. Ошибка:

Слева от таблицы имеется пустая колонка (колонка «A»), т.е. таблица начинается с колонки «B».

Правильный ввод данных:

Колонка 1 «Наименование юридического лица (ЮЛ) (ф.и.о. индивидуального предпринимателя (ИП)), деятельность которого подлежит плановой проверке» плана должна быть первым столбцом Excel-файла.

5. Ошибка:

Проверки в списке не соответствуют строкам Excel-файла. Часто встречаются случаи, когда повторяющиеся данные для нескольких проверок списка, идущих подряд, объединяются в одну ячейку по вертикали.

Правильный ввод данных:

Каждая проверка должна занимать одну строку Excel-файла и, наоборот, на каждой строке файла требуется размещать не более одной проверки.

Примечание. При наличии в одном столбце Excel-файла ячеек, объединенных по вертикали, все строки в других столбцах, находящиеся по высоте на уровне объединенных ячеек, считаются принадлежащими одной проверке и их содержимое объединяется.

Пример . Если в колонке 11 «Дата начала проведения проверки» ячейки K9:K11 объединены в одну (Рисунок Б.1), то все ячейки в строках 9-11 будут принадлежать одной проверке. В этом случае, содержимое ячеек в колонке 6 «ИНН» F9, F10 и F11 будет «склеено» в одну строку.

Рисунок Б.1. Перенос данных из Excel-файла в АС СППиВП в случае объединения ячеек по вертикали

6. Ошибка:

При указании срока проведения плановой проверки в колонках 11 «Рабочих дней» и 12 «Рабочих часов (для МСП и МКП)» кроме количества дней/часов вводятся уточняющие слова в полном или сокращенном виде (например, раб. дн. , рабочих часов и т.п.).

Правильный ввод данных:

В колонки 11 «Рабочих дней» и 12 «Рабочих часов (для МСП и МКП)» вводятся только цифры.

7. Ошибка:

Имя файла длиннее, чем 150 символов. В отличие от предыдущих случаев, файл загружается нормально, но при выгрузке файла обратно из системы на диск, имя файла оказывается укороченным.

Правильный ввод данных:

Количество символов в наименовании файла не должно превышать 150.

1 Коды и наименования субъектов РФ указаны в соответствии со справочником «Субъекты Российской федерации» ФНС России, построенным на основании статьи 65 Конституции РФ.

Похожие публикации