Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Закон «О применении контрольно — кассовой техники 54 федеральный закон на какие регионы

Любая хозяйственная деятельность претерпевает какие-либо изменения со временем и в соответствии с потребностями населения, касается это и торговли. Для успешного взаимодействия организаций и предпринимателей с государством последнее принимает свод законов, регулирующих эти взаимоотношения. В этой статье обсудим нюансы закона 54-Ф3 о применении ККТ в торговле.

Несмотря на некоторые сложности в применении и введении в действие всех требований закона, на самом деле, он значительно упрощает жизнь самих предпринимателей. Новый режим работы заключается в переоборудовании техники, ведущей учёт и движение товара и финансов в операциях по продажам.

Необходимо установить в торговых точках новую модель кассового аппарата с расширенными функциями. Кроме учёта продаж и движения наличности, такие устройства, имея доступ к Интернету, передают данные с каждой проведённой сделки в службу налогов и сборов через посредничество компании-оператора, кратко ОФД, а также распечатывают фискальные документы.

Кого коснулись новые правила

Сегодня должны вести бизнес по новым правилам все торговые точки, в том числе налогоплательщики специальных режимов УСН, патент и ЕНВД и интернет-магазины. До 1 июля 2018 года имеется отсрочка у владельцев торговых или вендинговых автоматов.

  • ИП без сотрудников в сфере общественного питания и розничной торговли;
  • физические и юридические лица на ЕНВД (кроме общепита и торговли в розницу);
  • ИП на патентной системе (не общепит, не розница).

Читайте также: Z-отчёт: что это такое и как его сделать

Важно! Для индивидуальных предпринимателей без сотрудников отсрочка действительна по указанную дату лишь при отсутствии трудового договора с наёмным рабочим. В случае заключения хоть одного договора, обязателен переход на новый режим.

Кто освобождён

От соблюдения нового закона освобождены такие торговые категории:

  • торговля вне стационарной сети;
  • розничная на ярмарках или рынках (исключая крытые помещения);
  • сезонная на открытых площадках (овощи, фрукты);
  • торговля из цистерн «на разлив» (подсолнечное масло, молоко, квас);
  • из киосков и лотков мороженым и безалкогольными напитками;
  • уличная торговля прессой, собственными поделками;
  • вразнос бытовыми товарами.

Кроме вышеперечисленного, освобождаются работники сферы услуг:

  • помощь по огороду;
  • ремонт обуви, одежды, изготовления ключей, ювелирных изделий, очков и т. д.;
  • сдача в аренду собственного жилья;
  • услуга сиделки, няни;
  • приём вторсырья.

Важно! Предприниматели или небольшие организации, расположенные в местности с перебоями в работе Интернета или его отсутствием, освобождаются от выполнения закона, но обязаны вести и предоставлять органам надзора отчётность о своей деятельности.

Сроки перехода на онлайн-кассы

Основные сроки закона:

  • 01.02.2017 год - ИФНС прекратила постановку на учёт обычных касс;
  • 01.07.2017 год - переход на онлайн-кассы, кроме некоторых категорий;
  • 01.07.2018 год - переход на новую технику для получивших отсрочку на год;
  • 01.07.2019 год - все торговые расчёты, для всех категорий, кроме освобождённых, совершаются исключительно с использованием онлайн-устройств.

Новая схема передачи чеков

Схема выглядит следующим образом:

  1. В кассе проводится сделка и формируется чек.
  2. Условия и реквизиты проведённой операции записываются на ФН, который подписывает чек.
  3. Готовый чек направляется в ОФД, после чего информация о его принятии поступает обратно.
  4. ФНС в любой момент может получить доступ ко всем чекам, хранящимся в ОФД в электронном формате.
  5. По изъявленному желанию клиента он может получить чек, удостоверяющий сделку, на свой электронный почтовый адрес или в виде SMS-сообщения.

Читайте также: Онлайн-кассы для ИП в 2018 году

Действие закона дополнило количество данных, которые должны содержаться в чеке, теперь должны присутствовать и такие данные:

  • данные о продавце;
  • данные о кассире;
  • система налогообложения предприятия;
  • формат расчёта;
  • полная информация о товаре (артикул, количество, цена, скидка);
  • цена за одну единицу товара;
  • НДС и налоговая ставка;
  • дата и время;
  • номер смены;
  • номер чека;
  • заводской и порядковый номер ФН;
  • отличительный знак ФН;
  • данные ОФД;
  • номер аппарата;
  • QR-код.

Без наличия всех этих данных чековый документ считается недействительным, а продавец может быть оштрафован.

Порядок перехода на работу по новым правилам: пошаговая инструкция

Процесс перехода на новый режим работы:

  1. Снять с учёта старую машину, подав документы в НС.
  2. Провести Интернет.
  3. Купить новую машину или адаптировать старую к новым требованиям.
  4. Заключить договор с компанией-оператором фискальных данных.
  5. Поставить новую кассу на учёт в ОФД.
  6. Установить на устройство программу с учётом всех новых требований.

Знаете ли вы? ИП, которые платят единый налог на вменённый доход, при переходе на новый режим работы с ККТ могут рассчитывать на своеобразный возврат средств, потраченных на покупку онлайн-кассы, - налоговый вычет, соответствующая поправка внесена в Налоговый кодекс РФ.

Штрафы

Ответственность за нарушение закона предполагает систему штрафов:

  • несоответствие кассового устройства заявленным требованиям - от 3 тысяч ИП, 10 тысяч для организации;
  • отсутствие чека у покупателя - десять тысяч рублей;
  • проведение торговых операций без кассового аппарата - для предпринимателя - от 25% до 50 % выручки от торговли (не менее 10 тысяч рублей), для организации - от 75% до 100% (не менее 30 тысяч);
  • не предоставление своевременно сведений в органы надзора - для ИП - до 3 тысяч, для организаций - до 10 тысяч рублей;
  • за повторное (в течение года) нарушение - запрет на ведение торговой деятельности сроком до трёх месяцев;
  • повторное нарушение, совершённое должностным лицом, влечёт за собой дисквалификацию сроком до двух лет.

Завершающий этап реформы по переходу бизнеса на новую ККТ ознаменовался принятием пакета поправок к закону об онлайн-кассах. Так, 21 июня 2018 года Государственной Думой в третьем чтении был утвержден законопроект о внесении изменений в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003г .

Примечание: на момент написания статьи (29.06.2018) закон прошел слушание в Совете Федерации и был направлен на подпись Президенту РФ. Принятие законопроекта планируется в июле 2018 года.

Новые поправки конкретизировали понятие электронного средства платежа, расшили круг лиц, имеющих право не применять новую контрольно-кассовую технику или использовать ее в режиме «оффлайн», а также уточнили порядок формирования чека при безналичных расчетах с физическими лицам. Рассмотрим подробнее основные изменения, вносимые законопроектом № 344028-7.

Перечень основных изменений, вносимых в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003

Изменено название закона № 54-ФЗ от 22.05.2003г.

После утверждения поправок закон об онлайн-кассах будет носить название закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Из названия исключено упоминание об электронных средствах платежа.

Примечание: в настоящий момент (до внесения изменений) закон носит название: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В закон включены новые понятия «бенефициарный владелец», «версия модели ККТ» и «выгодоприобретатель»

Так, в рамках закона № 54-ФЗ бенефициарным лицом будет считаться физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя. Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Примечание: понятие «бенефициарный владелец» в контексте данного закона затрагивает лишь представителей компаний – изготовителей ККТ, операторов фискальных данных и экспертные организации.

Расширено понятие расчетов

К расчетам, помимо указанных в абз.18 ст.1.1 Закона № 54-ФЗ, теперь добавлены прием и выплата средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Уточнен порядок формирования чека при зачете или возврате аванса за отдельные услуги

При осуществлении указанных расчетов физическими лицами за услуги, оказываемые в сфере культурно-массовых мероприятий, при перевозке пассажиров, багажа и грузов, за оказание услуг связи и иных услуг, определяемых Правительством РФ, продавцом может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий информацию обо всех оказанных услугах в течение суток или иного расчетного периода, не превышающего календарный месяц (но не позднее первого рабочего дня, идущего за днем окончания расчетного периода).

Сформированный в данном случае кассовый документ клиенту не направляется.

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых применение онлайн-касс необязательно

После вступления в силу изменений применять онлайн-кассы не обязаны будут также:

  • продавцы при оказании услуг по перевозке багажа и грузов с применением автоматических устройств для расчетов;
  • продавцы, реализующие молоко и питьевую воду в розлив;
  • вендинговые аппараты, реализующие товар (за исключением подакцизной продукции и технически сложных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке) при условии отображения на дисплее аппарата QR-кода, позволяющего покупателю считать сформированный кассовый чек (БСО).

Примечание: освобождение вендинга от обязанности применения онлайн-касс при формировании на дисплее QR-кода возможно при условии нанесения на корпус аппарата его заводского номера, который может быть без труда прочтен клиентом (то есть номер должен быть расположен так, что покупатель его видел без труда, не прилагая усилий к его поиску).

Читайте также: Фискальный накопитель для онлайн-касс: срок, стоимость, замена и установка в 2019 году

Освобождение от онлайн касс получили также страховые агенты (физические лица), кредитные организации, платные парковки и государственные и муниципальные библиотеки при оказании сопутствующих услуг.

Вендинговые аппараты, принимающие к расчету только монеты Банка России и не питаемые от сети или аккумулятора (например, аппараты по продаже жвачки или бахилов) также могут не применять онлайн-кассы.

Возможность применения онлайн-касс в режиме «офлайн» предусмотрена на территории объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки, военных объектов.

Определен перечень ИП на ПСН, освобожденных от применения онлайн-касс

Постоянное освобождение от обязанности применения контрольно-кассовой техники получили ИП на патенте, осуществляющие все виды деятельности, кроме:

  • парикмахерских и косметических услуг;
  • ремонта и техобслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, а также ремонта и изготовления металлоизделий;
  • техобслуживания и ремонта автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом;
  • ветеринарных услуг;
  • услуг по проведению занятий по физкультуре и спорту;
  • ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • медицинской или фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  • услуг по прокату;
  • розничной торговли и услуг общепита;
  • производства молочной продукции;
  • товарного и спортивного рыболовства и рыбоводства;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Примечание: полный перечень видов деятельности, освобожденных от применения ККТ приведен в ст. 2 закона № 54-ФЗ.

Стоит отметить, что ИП на ЕНВД и УСН освобождения от применения онлайн-касс не получили вообще.

Основным условием освобождения ИП на ПСН от обязанности применения онлайн-касс является выдача покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт произведенного расчета. При этом документ должен иметь порядковый номер и иные реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ.

Уточнен порядок применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов

Если ранее закон № 54-ФЗ не давал однозначного ответа на вопрос о необходимости применения онлайн-касс при оплате по безналу , то после внесения поправок, этот пробел будет устранен. Так, согласно новой редакции закона, к расчетам, при осуществлении которых обязательно применение ККТ, относятся в том числе расчеты в безналичном порядке.

Примечание: при осуществлении безналичных расчетов между субъектами предпринимательства (ИП и организациями) применение онлайн-касс не обязательно.

Срок перехода на онлайн-кассы по безналичным расчетам с физическими лицами согласно новым изменениям – не позднее 1 июля 2019 года.

Определен порядок выдачи чека при осуществлении безналичных расчетов

Продавцы при поступлении от покупателя (клиента) оплаты по безналу обязаны передать ему кассовый чек или БСО одним из следующих способов:

  • в электронной форме на адрес электронной почты или в виде СМС на номер телефона;
  • в бумажной форме вместе с товаром (при этом направлять чек в электронной форме уже не нужно);
  • в бумажной форме при первой встрече продавца с клиентом (также без передачи чека в электронной форме).

Максимальный срок формирования чека при расчетах по безналу – не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Дополнен перечень реквизитов заявления, представляемого при регистрации онлайн-кассы в ИФНС

Помимо реквизитов, указанных в п.2 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ, в заявлении на , представляемом ИП и организацией в налоговые органы, должны быть указаны:

  • сведения о применении ККТ при приеме средств от реализации лотерейных билетов (в том числе электронных), приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении указанной деятельности);
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в пункте 5 1 ст. 1 2 закона № 54-ФЗ, включая номера этих устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца
- адрес сайта оператора фискальных данных
- признак расчета (приход или расход)

- форма расчета (наличные или электронный платеж)
- сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
- заводской номер фискального накопителя
- дата, время и место осуществления расчета
- наименование товаров
- номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

Контрольно-кассовой техникой являются электронные устройства, записывающие и хранящие фискальную информацию, которая впоследствии передаётся налоговым органам посредством соответствующих документов. Правила использования данных аппаратов предусматриваются Федеральным законом № 54-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” был принят Государственной Думой в третьем чтении 25 апреля 2003 года и одобрен Советом Федерации 14 мая того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации 22 мая 2003 года.

ФЗ о торговле в новой редакции

Закон предусматривает требования к применению контрольно-кассовой техники и порядка произведения расчётов с использованием кассовых аппаратов с целью соблюдения прав потребителей, а также прав и интересов организаций и граждан.

Последние поправки, касающиеся применения ККТ

Последние изменения законодательства о кассовых аппаратах были внесены 3 июля 2016 года. В ходе поправок была внесена поправка в название закона. Термин “платёжные карты” был изменён на “электронные средства платежа“. Также были обновлены редакции следующего ряда статей и добавлены новые:

  • изменена статья 1, предусматривающая сферу деятельности законодательства;
  • добавлена статья 1.1, дающая определения основным терминам, фигурирующим в законе;
  • внесена статья 1.2, определяющая область использования кассовых аппаратов и требования к их эксплуатации;
  • отредактирована статья 2, предусматривающая нюансы использования контрольно-кассовой техники;
  • изменена формулировка положений статьи 3, устанавливающей правила заполнения реестра контрольно-кассовых аппаратов и реестра фискальных накопителей;
  • введена статья 3.1, устанавливающая требования к проведению экспертиз контрольно-кассовых аппаратов;
  • изложена в новой редакции статья 4, предусматривающая перечень требований к техническим характеристикам и основным функциям кассовой техники;
  • введена статья 4.1, устанавливающая перечень требований к фискальному накопителю;
  • добавлена статья 4.2, описывающая особенности процедуры регистрации кассовых аппаратов;
  • дополнена статья 4.3, предусматривающая особенности использования контрольно-кассовой техники;
  • добавлена статья 4.4, устанавливающая требования для получения разрешения на обработку фискальной информации;
  • внесена статья 4.5, определяющая перечень обязанностей оператора фискальных аппаратов;
  • включена новая статья под номером 4.6, которая описывает особенности оформления договора на обработку фискальных сведений;
  • введена статья 4.7, предусматривающая правила заполнения кассовых чеков и другой отчётной документации;
  • изменена редакция статьи 5, определяющей обязанности индивидуальных предпринимателей и организаций, которые производят расчёты;
  • изложена в новой редакции статья 7, устанавливающая права и обязанности налоговых органов, осуществляющих контроль за использованием кассовых аппаратов и за соблюдение положений настоящего законодательства.

Также ознакомьтесь с основными положениями ФЗ 173

Статья 2 Федерального закона об использовании кассовой техники, предусматривает перечень особенностей и ограничений при эксплуатации кассовых аппаратов определёнными лицами при осуществлении их деятельности.

Кредитные организации, которые используют автоматические расчётные устройства для выполнения операций по приёму и выдаче наличных денег и использования электронных платёжных средств, не используют в своей деятельности контрольно-кассовую технику.

Пункт 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ позволяет не использовать кассовые аппараты, а производить самостоятельный расчёт, индивидуальным предпринимателям и организациям, которые осуществляют следующие виды деятельности:

  • торговля газетами и журналами, а также сопутствующими им товарами в газетных киосках;
  • реализация ценных бумаг;
  • продажа проездных документов водителями или кондукторами в транспортных средствах;
  • реализация продуктов питания преподавателям и ученикам во время учебных занятий;
  • сбыт товаров во время ярмарок и на розничных рынках;
  • торговля продовольственными и непродовольственными товарами при их разнос на дом;
  • продажа мороженого и разливных безалкогольных напитков;
  • торговля продуктами из автоцистерн, а также сельскохозяйственной продукцией;
  • предоставление услуг по починке и покраске обуви;
  • производство металлической галантереи и изготовление ключей;
  • выполнение услуг по присмотру за детьми, стариками и больными;
  • продажа художественных изделий и других рукодельных товаров непосредственно самим изготовителем;
  • услуги по вспашке огородов и распиловке дров;
  • предоставление жилой площади в аренду;
  • работа носильщиков на вокзалах и в портах;

Также оказывать услуги и производить расчёты без использования кассовых аппаратов имеют право предприниматели, осуществляющие свою деятельность в труднодоступных районах. Перечень данных областей утверждается правительством российской Федерации.

Аптеки, которые находятся при фельдшерских пунктах в отдалённых сельских населённых пунктах и обладающие соответствующей фармакологической лицензией, также могут не пользоваться контрольно-кассовой техникой;

Кассовые аппараты могут не использовать религиозные организации при проведении обрядов и церемоний и при предоставлении услуг соответствующего характера.

Пунктом 7 предусматривается возможность использования предпринимателями кассовых аппаратов, которые не осуществляют передачу фискальных данных в обязательном порядке налоговым органам. Данное право устанавливается для ряда отдалённых местностей, которые утверждаются исполнительными органами субъекта Российской Федерации, которые отвечают за реализацию государственной политики.

Скачать ФЗ 54 в последней редакции

Для детального ознакомления с положениями Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения от 03.07.2016, по ссылке ниже.

Основные понятия, используемые в законе о контрольно-кассовой технике

Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" , содержатся в статье 1.1 Закона .

Таблица

Наиболее важные понятия

Следует обратить внимание, что компания или индивидуальный предприниматель - продавец поименованы в законе в качестве пользователя контрольно-кассовой техники. Также важно обратить внимание на изменения в терминологии, которые произошли с 2016 года. Так, в законе появились новые понятия. Причиной внесения новых понятий является необходимость совершенствования расчетов с использованием контрольно-кассовой техники и передача данных в налоговый орган.

К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.

Таблица

Новые понятия, используемые в законодательстве

Таким образом, понятно, что законом предусматривается:

Расширение электронного документооборота;

Использование новых автоматических устройств для расчетов;

Создание баз фискальных данных;

Осуществление взаимодействия с федеральными органами через специальный информационный ресурс, именуемый "кабинет контрольно-кассовой техники".

Предполагается также улучшение защиты контрольно-кассовой техники за счет применения ключа фискального признака, мастер-ключа.

Вводятся и новые реестры, так помимо реестра контрольно-кассовой техники будет действовать реестр фискальных накопителей, реестр экспертных организаций.

Появится возможность проверки чеков с помощью проверки фискального признака, то есть с помощью использования шифровального средства защиты. Такое средство необходимо для проверки чеков, во избежание фальсификаций. При этом следует различать фискальный признак оператора, фискальный признак документа, фискальный признак подтверждения.

Ряд новых терминов, понятий и правовых реалий должны облегчить работу налогоплательщиков, в частности, введение электронного кабинета контрольно-кассовой техники предусматривает сокращение времени на регистрацию ККТ и взаимодействие с налоговым органом.

Вместе с тем, для продавца - пользователя потребуются дополнительные действия, в частности, приобретение новой контрольно-кассовой техники или доработка старых моделей, заключение договоров с оператором фискальных данных. Теперь обработку фискальных данных будет осуществлять специализированный оператор, передающий эти данные в налоговый орган.

Применение контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ .

Таблица

Случаи, когда контрольно-кассовая техника не применяется

К технически сложным товарам, которые могут продаваться без применения контрольно-кассовой техники, относятся товары, внесенные в соответствующий перечень сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.05.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров").

Приведем перечень подобных товаров:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

Изменения в отношении применения ККТ

Кроме этого с 2016 года у покупателя появилось право на получение чека в электронной форме. Пользователь вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа).

Соответственно, покупатель на сайте в Интернете может проверить, действительно ли был выдан данный чек. Это нововведение должно обезопасить покупателя от ситуаций, когда их права не соблюдаются, например, право на возврат некачественного товара.

Кроме того, теперь чек, направленный по электронной почте, будет действовать наравне с отпечатанным ККТ. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности. Это нововведение достаточно важно для покупателей, которые часто совершают покупки в Интернет-магазинах.

Если продавец находится в труднодоступном месте или не должен применять кассовую технику, то он выдает бланк строгой отчетности. Для того, чтобы продавец выдал соответствующий бланк, его необходимо попросить об этом, а вот отказ в выдаче бланка будет неправомерным.

Требования к реестру контрольно-кассовой техники и реестру фискальных накопителей

Требования к реестру ККТ содержатся в статье 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" . В соответствии с изменениями, внесенными в 2016 году, также введен реестр фискальных накопителей.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники состоит из двух разделов.

Первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.

Второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений").

В реестре контрольно-кассовой техники содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя контрольно-кассовой техники с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю контрольно-кассовой техники;

Наименование модели контрольно-кассовой техники;

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только в автоматических устройствах для расчетов);

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет" (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет");

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности (в случае, если контрольно-кассовая техника является автоматизированной системой для бланков строгой отчетности);

Наименования моделей фискальных накопителей, сведения о которых содержатся в реестре фискальных накопителей и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этими моделями фискальных накопителей установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.

Для включения контрольно-кассовой техники в реестр необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган.

Кроме заявления необходимо подать:

Заключение о соответствии модели контрольно-кассовой техники;

Иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.

Соответственно, налоговый орган принимает решение:

О регистрации модели ККТ;

Об отказе в регистрации.

Также сведения о модели могут быть исключены из реестра. Сведения о модели контрольно-кассовой техники исключаются из Государственного реестра на основании:

а) заявления организации или индивидуального предпринимателя, указанных в Государственном реестре в качестве поставщика;

б) решения Федеральной налоговой службы о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям в случае обращения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации или физического лица.

С 2016 года также вводятся требования к ведению реестра фискальных накопителей.

В данном реестре содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя фискального накопителя с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю фискального накопителя;

Наименование модели фискального накопителя;

Дата и номер документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Наименования моделей контрольно-кассовой техники, сведения о которых содержатся в реестре контрольно-кассовой техники и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния таких моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этой моделью фискального накопителя установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Сроки действия ключей фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе.

Для того, чтобы зарегистрировать фискальный накопитель, необходимо также подать заявление в налоговый орган.

К заявлению необходимо приложить:

Копию документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных и выписок из заключений;

Документы, которые подтверждают сведения, содержащиеся в этом заявлении, и реквизиты которых указаны в этом заявлении.

Соответственно, если компания или предприниматель планируют приобретение контрольно-кассовой техники, то необходимо уточнить на сайте налогового органа, содержится ли модель ККТ в соответствующем реестре. Аналогичную информацию следует уточнить в отношении фискальных накопителей для передачи данных в налоговый орган через Интернет.

Так, если контрольно-кассовая техника или фискальный накопитель были исключены из реестра, то применять соответствующую технику уже нельзя.

Экспертиза моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных

С 2016 года введен новый порядок экспертизы моделей контрольно-кассовой техники (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ), подобная экспертиза необходима для целей установления соответствия техники требованиям законодательства, а также возможностям передачи данных в онлайн-режиме.

Теперь не достаточно, чтобы экспертиза контрольно-кассовой техники была выполнена любой организацией, имеющей технические средства для ее осуществления.

Введены новые требования к экспертным компаниям.

1. Состояние в реестре экспертных организаций.

В реестре экспертных организаций указывается следующая информация:

Полное наименование организации;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, общая численность работников;

Наименования и реквизиты документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к экспертным организациям.

2. Наличие численности экспертной организации, установленной законодательно.

Экспертная организация должна иметь численность экспертов, являющихся работниками экспертной организации на основании трудовых договоров, в количестве не менее двух.

3. Наличие чистых активов.

Чистые активы - это активы, обеспеченные собственным капиталом организации.

Величина чистых активов как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерного общества рассчитывается на основании данных бухгалтерской отчетности (п.2 ст.30 Закона N 14-ФЗ , п.3 ст.35 Закона N 208-ФЗ , п.1 Порядка , утв. Приказом Минфина от 28.08.2014 N 84н).

Соответственно, применительно к экспертным организациям, такая организация должна обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.

4. Соблюдение иных требований, в том числе о конфиденциальности информации:

Обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе проведения экспертизы;

Похожие публикации