Не соответствие сро требованием 44 фз. Законно ли требуют заказчики свидетельство СРО? Ремонт: капитальный и текущий

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вряд ли кто-то поспорит с тем фактом, что закупки, связанные со строительством, проектированием, инженерными изысканиями являются одними из самых сложных для составления документации и подачи заявки.

Начиная от надлежащего, объективного описания объекта закупки, заканчивая установлением требований к разрешительным документам, процесс требует от сторон наличия специализированных узких знаний в сфере строительства, а также в сфере законодательства о закупках.

Свидетельство СРО

При проведении упомянутых закупок, основным разрешительным документом для потенциальных участников является свидетельство саморегулируемой организации. В соответствии с положениями Градостроительного Кодекса, только организация, обладающая таковым имеет право выполнять упомянутые работы.

Само собой, в документации Заказчик обязан установить требование о наличии свидетельства.

Существует небольшая особенность при составлении такой аукционной документации. Как известно, в государственных закупках могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Данное указание содержится в документации. Вместе с тем, при проведении закупки, требующей от участников наличие свидетельства , физические лица исключаются из списка возможных участников.

Дело в том, что согласно с требованиями градостроительного законодательства, свидетельство выдается только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Следовательно у физ.лиц возможность участия автоматически исключена.

Требование о выполнении работ лично

Исходя из потребности Заказчиков, выполнение работ, предусмотренных контрактом может выполняться как лично Подрядчиком, так и с привлечением сторонних субподрядных организаций. При этом, стоит обратить внимание на то, что требования документации не должны противоречить друг другу.

В том случае, если работы должны быть выполнены лично, требование о наличии свидетельства должно содержать весь перечень видов работ, которые должны быть прописаны в свидетельстве. В том случае, когда работы могут быть выполнены с привлечением иных организаций, следует предусмотреть оба варианта, которые возможно будут выбраны победителем закупки. В данном случае прописывается требование о наличии свидетельства со всеми видами работ, в том случае, если участник принимает решение о личном выполнении. А также допускается возможность наличия свидетельства, разрешающего организацию выполнения работ, в случае, когда участник планирует привлечение субподрядных организаций.

Кроме того, следует отметить, что в случае, когда выполнение работ необходимо проводить собственными силами, проект контракта должен обязательно содержать данное условие. В противном случае, как следует из норм Гражданского Кодекса, если контракт не содержит условия о личном выполнении работ, то есть если контракт в принципе не отражает данного условия, Подрядчик имеет право на привлечение сторонних организаций.

Разумеется, Заказчику, в случае установления требования о личном выполнении работ, стоит заранее позаботиться о том, что в случае необходимости ему необходимо будет обосновать свою потребность и отсутствие ограничения конкуренции.

Свидетельство и иные разрешительные документы

Речь идет о тех случаях, когда выполнение работ требует не только наличия свидетельства, но также лицензии на осуществление той или иной деятельности (к примеру, частным случаем является необходимость наличия у участника лицензии МЧС).

В данном случае единственным возможным остается вариант с возможностью привлечения субподрядной организации, для отсутствия признаков ограничения конкуренции при проведении закупки.

В данном случае Заказчику необходимо предоставить участнику возможность выбора. Во второй части заявки могут быть предоставлены либо свидетельство, разрешающее организацию тех или иных работ без необходимости предоставления лицензии или иного разрешительного документа, либо наличие свидетельства с конкретным перечнем разрешенных видов работ в совокупности с лицензией или иным документом, предусмотренным законодательством.

Ограничение по сумме контракта

Свидетельство содержит условие о предельной сумме контракта, который может быть заключен на организацию работ.

При этом, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке перед Аукционной комиссией возникает вопрос о том, какая сумма должна входить в определенный свидетельством разрешенный диапазон.

К примеру, Заказчик проводит закупку с начальной (максимальной) ценой контракта 10 миллионов рублей. Предложенная участником цена контракта составляет 5 миллионов рублей, при этом свидетельство ограничивает цену одного контракта 5 миллионами. Встает вопрос, каким образом Аукционной комиссии следует применить данное ограничение – к НМЦК или к предложенной участником цене?

1. Что нужно знать о реформе СРО в сфере строительства

Шесть главных изменений, о которых нужно знать заказчику, таковы:

  • допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, уходят в прошлое. С 1 июля эти допуски не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. В отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение: им допуски не нужны уже с 18 июня;
  • участники закупок любых проектно-изыскательских работ должны быть членами СРО. Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;
  • участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Есть два исключения.

Первое - такое же, как для проектно-изыскательских работ (касается только унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием).
Второе предусмотрено для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.;

  • субподрядчики состоять в СРО не обязаны (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ);
  • член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков;
  • СРО смогут в суде защищать интересы своих членов, если заказчик подаст иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.

2. Как с 1 июля провести конкурентную закупку работ по инженерным изысканиям или проектированию

При закупке любых работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации) в извещении и документации укажите следующие требования:

  • участник конкурса должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования). Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;
  • совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
  • в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

В проекте контракта рекомендуем указать условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

3. На что обратить внимание в извещении, документации, проекте контракта

При закупке любых работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства в извещении и документации укажите следующие требования (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ):

  • участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
  • во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, нужно сделать оговорку, что все перечисленные выше требования не распространяются:

  • на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52ГрК РФ;
  • на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

В проект контракта рекомендуем включить условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

4. На что обратить внимание при проверке вторых частей заявок

Если во второй части заявки не окажется выписки из реестра членов СРО, не спешите отклонять заявку. Возможно, участник не обязан состоять в СРО.

Например, НМЦК аукциона 3,8 млн руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,9 млн руб. В заявке участника, сделавшего такое предложение, нет выписки из реестра СРО. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять выписку.

При проверке выписки из реестра членов СРО обратите внимание на поле "дата": выполнил ли участник требование о давности выписки? Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок. Например, если подача заявок заканчивается 17 июля, а выписка выдана 5 июня, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
В графе 3 не должно быть сведений о том, что участник аукциона исключен из СРО.
В графе 4 нужно проверить, имеет ли право участник аукциона выполнять закупаемые работы.
В графе 6 обратите внимание на информацию о том, соответствует ли указанный в ней уровень ответственности цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн руб. Заявку этого участника нужно отклонить, так как предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн руб.

5. Как с 1 июля провести аукцион на строительство, реконструкцию, капремонт с НМЦК 3 млн руб. и менее

С 1 июля для того, чтобы исполнять контракты на сумму 3 млн руб. и менее, организации или ИП не обязаны состоять в СРО в области строительства, реконструкции, капремонта. Проверьте, чтобы в извещении, документации, проекте контракта не было требований о членстве в СРО или наличии допусков СРО.

Дата: 22.05.2017

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ) отдельные виды работ, связанные с объектами капитального строительства, могут выполнять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к этим видам работ. В настоящий момент к данным работам относятся:

  1. Работы по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 1 . Перечень данных работ установлен Министерством регионального развития РФ и включает: гидрогеологические исследования, инженерно-экологическую съемку территории, физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой и др. 2
  2. Работы по архитектурно-строительному проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 3 . Перечень конкретных работ также установлен Министерством регионального развития РФ, в него входят: подготовка генерального плана земельного участка, подготовка проектов внутренних систем газоснабжения, подготовка проектов наружных сетей слаботочных систем и др. 2
  3. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов 4 . Как и в двух предыдущих случаях, такие конкретные работы установлены Министерством регионального развития РФ - это, например, искусственное замораживание грунтов, арматурные работы при устройстве бетонных и железобетонных монолитных конструкций, укладка водопроводных трубопроводов, устройство оснований автомобильных дорог и др. 2

Указанное свидетельство выдается со стороны СРО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, состоящим в этой СРО, при условии подтверждения ими соответствующих требований без ограничения срока и территории его действия по установленной форме 5 .

В соответствии с 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в число которых входит и соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки 6 . Таким образом, если объектом закупки является выполнение вышеуказанных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то наличие у участника закупки соответствующего свидетельства СРО о допуске к этим видам работ является правомерным требованием заказчика. Этого же мнения придерживается и ФАС 7 .

Пример

В середине апреля 2017 г. муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (Чукотский автономный округ) объявило о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП с НМЦК в размере 2,55 млн руб. 8 Согласно аукционной документации одним из документов, которые требовалось предоставить от участника закупки, была копия свидетельства СРО о допуске участника аукциона к организации работ, указанных в п. 33.7 части III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов водоснабжения и канализации.

Однако с 01.07.2017 описанную выше систему ожидают изменения, которые вызваны вступлением в силу большинства положений Федерального закона от 03.07.2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрим их.

Во-первых, из ГрК РФ исключается понятие «работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства». Теперь критерии работ, для выполнения которых требуется свидетельство СРО о допуске , будут иные.

В отношении инженерных изысканий это любые работы, выполняемые в рамках договоров, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; при этом работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 9 .

В отношении архитектурно-строительного проектирования это любые работы по подготовке проектной документации в рамках договоров о подготовке проектной документации, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором; и так же как и в предыдущем случае работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 10 . Абсолютно такая же норма теперь будет действовать и в отношении работ по строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства 11 .

Во-вторых, вводятся следующие дополнительные случаи, когда членство в СРО и наличие свидетельства о допуске не требуется:

  1. В отношении всех трех категорий работ (инженерные изыскания; архитектурно-строительное планирование; строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) - если подрядчиком является государственное (муниципальное) унитарное или казенное предприятие, государственное (муниципальное) учреждение или коммерческая организация, которая контролируется органами государственной власти или органом местного самоуправления (создана тем или иным публично-правовым образованием или более, чем наполовину прямо или опосредованно принадлежит этому образованию) 12 .
  2. Следует уточнить, что данное условие касается ситуаций, когда такие организации заключают договоры с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а в отношении третьей категории работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) это условие действует только применительно к случаям заключения договора строительного подряда. Таким договором в соответствии с гражданским законодательством считается договор, когда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену, при этом такой договор заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ 13 .

    Однако обратим внимание, что в новой редакции ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда 14 . Поэтому по логике градостроительного законодательства нормы, относящиеся к договору строительного подряда, могут применяться и к договорам, в рамках которых осуществляется не строительство новых зданий или сооружений, а капитальный ремонт существующих объектов. В пользу такого подхода говорит и то, что в гражданском законодательстве установлено, что правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором 15 .

  3. В отношении заключения договора строительного подряда - если размер обязательств (то есть цена) договора не превышает 3 млн руб 16 .

В-третьих, из ГрК РФ вообще исключается как таковое понятие «свидетельство СРО о допуске к работам», а Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утратит свою силу. При осуществлении закупок документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Новая форма такой выписки уже установлена и действует 17 , при этом позиции данной формы, которые относятся к свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 8-10), не будут применяться с 01.07.2017.

Таким образом, заказчикам по 44-ФЗ необходимо при осуществлении закупок, извещения о которых размещаются в ЕИС с 01.01.2017, учитывать указанные изменения в градостроительном законодательстве при подготовке документации о закупке в части установления требований к этим участникам. Например, если бы приведенный выше в примере аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП на Чукотке проводился во втором полугодии 2017 г. (то есть уже после вступления в силу рассмотренных изменений), то заказчик не имел бы права требовать от участника закупки членства в СРО и предоставления соответствующей выписки из реестра членов СРО, так как НМЦК не превышает 3 млн руб. 16 А вот если бы НМЦК превышала этот порог, то требование о предоставлении выписки было бы правомерным, так как заказчик (муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства) в данном случае является лицом, ответственным за эксплуатацию систем водоснабжения 17 . Но поскольку здесь в роли заказчика выступает муниципальное предприятие, при составлении аукционной документации следовало бы «освободить» от этой обязанности отдельные категории организаций, установленные новой редакцией градостроительного законодательства (государственные и муниципальные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации с государственным или муниципальным участием) 18 .

1 Ч. 2 ст. 47, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.

2 Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

3 Ч. 4 ст. 48, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.

4 Ч. 2 ст. 52, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГкР РФ

5 Ч. 8 и 9 ст. 55.8 ГкР РФ, Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

6 П. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 См., например, Письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15.

8 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0588600001517000019.

9 Новая редакция ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

10 Новая редакция ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

11 Новая редакция ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

12 Более подробно см. ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, вступающие в силу с 01.07.2017.

13 Ч. 1-2 ст. 740 ГК РФ.

14 Новая редакция ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

15 Ч. 2 ст. 740 ГК РФ.

Требования СРО с 1 июля 2017 года изменились. Саморегулируемая организация по-прежнему выдает документ, который позволяет легально работать в сфере строительства. Но теперь вместо свидетельства члены организации получают выписку из электронного госреестра. В этой сфере появились и другие нововведения.

Изменения в условиях членства СРО с 1 июля 2017 года

Изменения в условиях членства СРО произошли с 1 июля 2017 года. Именно с этого дня вступил в силу 372-ФЗ. Данный законопроект и его последствия бурно обсуждали строители, заказчики, подрядчики, девелоперы и застройщики.

Как работать строителям в новых условиях? Всем ли теперь нужен ? Что грозит тем, кто работает без допуска? Изменился ли размер членских взносов?

Требования для вступления в СРО строителей

С 1 июля 2017 года требования для вступления в СРО строителей изменились. Эти нововведения нацелены на упорядочивание и организацию работ в строительной области.

Регионализация СРО

Согласно поправкам от 1 июля 2017 года в Градостроительном кодексе строители должны становиться членами СРО по месту регистрации организации. Это значит, что члены строительных СРО обязаны регистрироваться в том же субъекте России (области, крае, республике), что и сама СРО. Если организация зарегистрирована в Краснодарском крае, значит, она должна вступить в СРО Краснодарского края. Такое нововведение касается только строителей и не относится к проектировщикам и изыскателям.

Если в субъекте России нет СРО, компания для оформления допуска обращается в саморегулируемую организацию соседнего субъекта с общей границей. Она предоставляет выписку из госреестра и становится членом СРО этого региона.

В Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе нет СРО, так как в каждом субъекте работает менее 100 строительных фирм, которым требуется допуск СРО. Строительные компании Чукотского автономного округа могут вступить в СРО Республики Саха и Камчатского края. Соседние субъекты Еврейской автономной области - Амурская область, Хабаровский и Приморский края.

Оставьте заявку на консультацию и зафиксируйте следующие подарки:

ISO 9001 - Системы менеджмента качества!

OHSAS 18001 - Системы управления охраной труда!

Скидку 40% на включение ваших сотрудников в реестр НОСТРОЙ/НОПРИЗ!

Повышение квалификации по охране окружающей среды на генерального директора!

Закажи на сумму от 35 000 рублей и получи 10% обратно на банковскую карту!

Кому необходим допуск СРО

После принятия закона в 2017 году уменьшилось число компаний, которым необходим допуск СРО , таковы новые правила вступления в СРО.

Допуск СРО нужен компаниям, которые:

  • заключают договоры строительного подряда на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, которое несет ответственность за эксплуатацию здания и региональным оператором;
  • заключают договоры на сумму более 3 млн.руб.

Исполнение работ по таким договорам обеспечивают специалисты по организации строительства - главные инженеры проекта.

Благодаря новому закону появилось понятие “технический заказчик”. Он должен быть членом СРО. Его задачи:

  • заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капремонте объектов капстроительства;
  • подготовка задания для реализации указанных видов работ;

    предоставление материалов и документов, необходимых для реализации указанных видов работ тем, кто выполняет инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, капремонт объектов капстроительства и (или) подготавливает проектную документацию;

    утверждение проектной документации;

    подписание документов, которые обязательны для получения разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию;

    выполняет другие функции согласно поправкам о СРО в Градостроительном кодексе от 1 июля 2017 года.

Техническим заказчиком или застройщиком может быть только юридическое лицо, подрядчиком - юридическое лицо или ИП.

Свидетельство о допуске СРО к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля 2017 года не нужно. Для подтверждения права на выполнение определенных видов строительных работ необходима выписка из электронного реестра членов СРО. Таким образом, Перечень видов работ отменен.

Допуск СРО не нужен:

  • организациям с госучастием: ГУП и МУП, в которых доля государства составляет не менее 50%; ГУП и МУП, подписывающим контракты с госкорпорациями, органами власти и местными госучреждениями;
  • фирмам, созданным публично-правовыми образованиями (ППО) и организациям, в которых доля ППО не менее 50%;

    организациям, работающим или планирующим работать только на субподряде через договоры строительного подряда, при этом страховые обязательства должны быть не более 3 млн. руб.;

    физлицам, которые строят на участках, принадлежащим им на правах частной собственности;

    подрядчикам, строящим или ремонтирующим объект, который не является капитальным сооружением (например, киоск);

    предпринимателям и физлицам, строящим, ремонтирующим или проводящим капремонт индивидуальных жилых домов.

Формирование второго компенсационного фонда

С 1 июля 2017 года изменения в области СРО коснулись компенсационных фондов. Для организаций, которые планируют участвовать в конкурсных процедурах и заключать контракты с Фондами капремонта и согласно 44-ФЗ, 223-ФЗ, необходимо создать второй компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). Задача этого фонда - возмещать возможный причиненный ущерб третьим лицам. Создавать такие фонды нужно СРО, где не менее 30 членов подали заявки об участии в закупках на конкурсной основе.

Размеры обязательных денежных переводов изменились. Согласно новому закону существует пять уровней ответственности для предприятий и предпринимателей в зависимости от суммы контракта и стоимости работ. Размеры взноса на одного члена СРО в сфере строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства представлены в этой таблице.

Национальный реестр специалистов

С 1.07.2017 года еще одним новшеством в отношении СРО стало введение национального реестра специалистов в сфере строительства, инженерных изысканий и проектирования. Такой реестр ведут национальные объединения СРО. Согласно поправкам о СРО в Градостроительном кодексе от 1 июля 2017 года минимальные требования к специалистам таковы:

  • высшее профильное образование в строительной сфере;
  • стаж работы на инженерных должностях не менее 3 лет в компаниях, занимающихся строительством, реконструкцией, капремонтом объектов капитального строительства;

    общий стаж по профессии или специальности в сфере строительства не менее 10 лет;

    свидетельство о повышении квалификации и прохождение таких курсов, как минимум 1 раз в 5 лет;

    для иностранных граждан разрешение на работу;

    справка об отсутствии судимости;

    регистрация сотрудника в строительной организации по основному месту работы.

После предоставления документов, уведомления от НОСТРОЙ и НОПРИЗ о внесении специалистов в реестр СРО выдает выписку из единого электронного реестра.

Страховка СРО

У СРО есть право разрабатывать и утверждать внутренние документы о страховании риска гражданской ответственности и об условиях такого страхования. Хотя это необязательное требование для членства в СРО.

Цель страхования в СРО:

  • обеспечение защиты строительных компаний;
  • снижение материальных потерь, которые возникают в результате нанесения ущерба из-за некачественно выполненной работы.

Некоторые СРО оформляют страховку для возмещения вреда при строительстве. Причинение ущерба может произойти в результате работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.

СРО могут разрабатывать и утверждать документы о страховании неисполнения договорных обязательств. Страховой случай наступает, если члены СРО нарушают условия договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, оформленных с помощью конкурентных способов заключения договоров.

Согласно закону размеры взносов в компенсационный фонд могут быть уменьшены, если компания оплачивает страховку. Например, будущие члены строительных СРО могут оплатить взнос в компенсационный фонд в размере 300 тыс. рублей, а не 1 млн. руб.

Сначала страховая компания возмещает ущерб. Если средств не хватает, то их берут из компенсационного фонда СРО.

Для вступления в члены СРО необязательно платить страховку, но это может обезопасить строительные компании, которые уже состоят в СРО и те, которые планируют в него вступить.

Похожие публикации