Методика изучения факторов привлекательности профессии В. Ядова, модификация Н.В.Кузьминой, А.А.Реана. Методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой Методика изучения факторов привлекательности профессии источник

Известно, что успеваемость учащихся зависит не только от их природных способностей, но и от развития учебной мотивации. Между этими двумя факторами (способности и учебная мотивация) существует сложная система взаимосвязей. При определённых условиях (высокий интерес личности к конкретной деятельности) может включаться компенсаторный механизм. При этом недостаток способностей восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, сознательность выбора профессии и др.) и учащийся добивается больших успехов.

Однако не только способности и мотивация находятся в диалектическом единстве и не только они влияют на уровень успеваемости. Исследования показали, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям (способностям), а по степени развития у них профессиональной мотивации. При этом не отрицается значимость способностей в учебной деятельности.

Конкурсный отбор абитуриентов в ССУЗы отражает примерно одинаковый уровень общих интеллектуальных способностей (одинаковые способности). На первое место выступает фактор профессиональной мотивации. Одну из ведущих ролей в формировании успевающих и неуспевающих начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ССУЗе. В самой сфере профессиональной мотивации большое значение имеет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если студент правильно оценивает профессию, считает её достойной и значимой для общества, то это положительно влияет на процесс его обучения.

Удовлетворённость профессией наиболее высокой оказалась на 1-м курсе, а в течение всех лет обучения снижалась до наименьших значений к окончанию ССУЗа. Однако само отношение к профессии оставалось положительным. Снижение удовлетворённости не было вызвано невысоким уровнем преподавания в ССУЗе. Максимальную удовлетворенность профессией на 1-м году обучения не следует переоценивать. Это зависит от 2-х причин:

1) они опираются на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются большим изменениям;

2) у них существует представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности; но в реальном учебном процессе лишь некоторые студенты 1-го курса ориентируются на творческие методы обучения.

Возникают противоречия:

1) между высокой удовлетворённостью профессией и намерением заниматься творческой деятельностью по окончании ССУЗа,

2) между желанием приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности (а не продуктивной).

Эти позиции несовместимы, т.к. творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой учебной среде. Следовательно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться с 1-го курса.

Отчисление студентов из ССУЗа происходит по нескольким причинам:

1) существование объективной трудности усвоения отдельных дисциплин,

2) плохое представление студентов о месте этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности,

3) мнение о том, что успеваемость по этим дисциплинам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации.

Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является аргументированное разъяснение значения общих (трудноусвояемых) дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Само по себе положительное отношение к профессии не может иметь существенного значения, если:

1) оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии,

2) нет понимания роли отдельных дисциплин,

3) оно плохо связано с продуктивными способами овладения профессией.

В круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, включены следующие:

1) удовлетворённость профессией,

2) динамика удовлетворённости от курса к курсу,

3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности (социальные, психологические, педагогические и др.),

4) профессиональная мотивация (система и иерархия мотивов, определяющих отношение к избранной профессии).

Эти проблемы и отношение к профессии в целом влияют на эффективность учебной деятельности студентов, на общий уровень профессиональной подготовки. Существует и обратная зависимость: на отношение к профессии влияют стратегии, технологии, мотивы обучения.

Диагностика отношения к профессии - это психологическая задача, а формирование отношения к профессии - это преимущественно педагогическая проблема.

Удовлетворённость профессией - это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворённость профессией - причина текучести кадров, отрицательных экономических последствий. Высокая удовлетворённость обусловливает и психическое здоровье и высокий уровень профессионализма (фактор преодоления психологического стресса). Удовлетворённость профессией можно определить по специальной методике (В.А. Ядов). Полученный индекс удовлетворённости профессией может меняться в пределах от - 1,0 до + 1,0. Значения близкие к - 1,0 свидетельствуют о явной неудовлетворённости, а значения близкие к +1,0 - о полной удовлетворённости. Однако при этом не вскрываются причины удовлетворённости и неудовлетворённости. Для этого применяют методику изучения факторов привлекательности, впервые предложенную В.А. Ядовым в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реан). Эта методика применялась во многих образовательных структурах. Установлено, что фактор зарплаты входит в число важнейших. Устойчиво высокое значение имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, удовлетворённость выбранной профессией зависит от её объективного признания и от субъективного понимания учащимися общественной важности профессии.

Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Данный фактор более значим для успевающих, чем для неуспевающих. Это указывает на чётко выраженную ориентацию учащихся на творческий подход к будущей профессиональной деятельности, независимо от её специфики и содержания. Ожидание и поиск творческих элементов в будущей профессии порождают особое отношение к ней, существенно влияют на её выбор. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Удовлетворенность профессией обусловлена интересами и склонностями, установками и ценностями личности учащегося, а также его характерологическими особенностями. Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

Причинами неадекватного выбора профессии могут быть:

1) как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам,

2) так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Самый простой анализ профессиональных интересов, проведенный своевременно, может повлиять на удовлетворённость профессией и её адекватный выбор. Если профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой учащимися специальности, то это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и в последствии на эффективности профессиональной деятельности.

Известно, что между профессиональными интересами и характерологическими особенностями личности существует определённая связь. Здесь имеют значение не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие особенностей характера личности требованиям профессии. Профессиональные интересы определяются частично по механизмам позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим видам профессиональной деятельности. Проблема соотношения характерологических особенностей и профессиональных интересов (что больше) не решена. Характерологические особенности в целом более ригидны, чем интересы. Ярко выраженные профессиональные интересы (элементы в общей структуре мотивации личности) часто оказываются чрезвычайно устойчивыми и всегда существенным образом влияют на удовлетворённость профессией в процессе обучения и на успешность дальнейшей деятельности. Отношение к профессии, мотивы её выбора (потребности, интересы, убеждения, идеалы) - важные и определяющие факторы. От них зависит успешность профессионального обучения.

В процесс принятия профессии включаются как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности тесно связаны друг с другом.

Следовательно, формирование устойчивого положительного отношения к профессии - одна из актуальных проблем педагогики и психологии, особенно в условиях динамичного развития профессиональных знаний, непрерывного образования и совершенствования. Это решается на стадии профориентации в школе и в процессе профессионального обучения. Необходима компетентная помощь личности в её поиске профессии для себя и себя в профессии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000).

Научно-педагогические исследования по изучению удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессией были проведены у 55 студентов медицинского колледжа. Для этого была использована методика В.А. Ядова в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реана, сущность которой заключается в следующем.

Методика (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана)

Инструкция. Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б - что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках обязательно.

1. Профессия одна из важнейших

в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа, не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

Обработка. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:

где N - объем выборки (количество обследуемых), (n +) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, (n -) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от - 1 до + 1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу.

Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учитывая соотношение (n +) и (n -). Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на следующем примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) ещё не означает его полной незначимости. Необходимо прежде всего понять, каким образом получился этот низкий коэффициент.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:

и

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.

Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % опрашиваемых вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он имеет положительное значение (привлекает в профессии), а для других - отрицательное (соответственно не привлекает).

Данная методика многократно использовалась в серии исследований, проводившихся в основном на материале высшей школы. Значительно меньше она применяется там, где предметом анализа служит процесс обучения в средней профессиональной школе.

Полученные данные показали невысокий общий уровень удовлетворённости профессией (КЗ = - 0,10) и различную значимость факторов привлекательности профессии (таблица 2.6). Наибольшее позитивное значение имели такие факторы как работа с людьми (КЗ = + 89), работа соответствует характеру обучаемого (КЗ = + 0,67), работа требует постоянного творчества (КЗ = + 0,49). Негативное влияние на респондентов оказали факторы: небольшая зарплата (КЗ = - 1,00), частый контакт с людьми (КЗ = - 1,00), большой рабочий день (КЗ = - 0,93), невозможность достичь социального признания и уважения (КЗ = - 0,56).

Таблица 2.6.

Оценка факторов привлекательности профессии у студентов ССУЗа

Результаты диагностики

КЗ (коэффициент значимости)

Все факторы

Итак, профессиональная мотивация студентов определяет успех их учения в образовательном учреждении. В структуре профессиональной мотивации решающее значение имеет отношение обучаемого к профессии. Удовлетворённость профессией - это динамический показатель в учебно-воспитательном процессе студентов. С целью повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии. Предложены методики диагностики удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессии.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Исследование профессиональной направленности обучающихся при освоении выбранной профессии.

Методика изучения факторов привлекательности профессии (модификация И. Кузьминой, А. Реана)

ИНСТРУКЦИЯ

«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».

1. Профессия одна из важнейших в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования.

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

12. Другие факторы (какие?)

12. Другие факторы (какие?)


ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ

Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.


ОБРАБОТКА

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=(n + m)/ N , где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу следующего вида:

Название выборки _____________________

Объем выборки N =________

Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 .

КЗ _____________________________________________________________________

Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости

КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.

Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых - не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).

Анкета «Ориентация»
И.Л. Соломин

Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.

Инструкция : Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Обслуживать людей

0 1 2 3

Заниматься лечением

0 1 2 3

Обучать, воспитывать

0 1 2 3

Защищать права и безопасность

0 1 2 3

Управлять людьми

0 1 2 3

Управлять машинами

0 1 2 3

Ремонтировать оборудование

0 1 2 3

Собирать и налаживать технику

0 1 2 3

Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи

0 1 2 3

Заниматься строительством

0 1 2 3

Редактировать тексты и таблицы

0 1 2 3

Производить расчеты и вычисления

0 1 2 3

Обрабатывать информацию

0 1 2 3

Работать с чертежами, картами и схемами

0 1 2 3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0 1 2 3

Заниматься художественным оформлением

0 1 2 3

Рисовать, фотографировать

0 1 2 3

Создавать произведения искусства

0 1 2 3

Выступать на сцене

0 1 2 3

Шить, вышивать, вязать

0 1 2 3

Ухаживать за животными

0 1 2 3

Заготавливать продукты

0 1 2 3

Работать на открытом воздухе

0 1 2 3

Выращивать овощи и фрукты

0 1 2 3

Иметь дело с природой

0 1 2 3

Работать руками

0 1 2 3

Выполнять решения

0 1 2 3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0 1 2 3

Получать конкретный практический результат

0 1 2 3

Воплощать идеи в жизнь

0 1 2 3

Работать головой

0 1 2 3

Принимать решения

0 1 2 3

Создавать новые образцы

0 1 2 3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать

0 1 2 3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0 1 2 3

Инструкция : Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

Знакомиться с новыми людьми

0 1 2 3

Быть чутким и доброжелательным

0 1 2 3

Выслушивать людей

0 1 2 3

Разбираться в людях

0 1 2 3

Хорошо говорить и выступать публично

0 1 2 3

Искать и устранять неисправности

0 1 2 3

Использовать приборы, машины, механизмы

0 1 2 3

Разбираться в технических устройствах

0 1 2 3

Ловко обращаться с инструментами

0 1 2 3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0 1 2 3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0 1 2 3

0 1 2 3

Преобразовывать информацию

0 1 2 3

Оперировать знаками и символами

0 1 2 3

Искать и исправлять ошибки

0 1 2 3

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

0 1 2 3

Разбираться в литературе и искусстве

0 1 2 3

Петь, играть на музыкальных инструментах

0 1 2 3

Сочинять стихи, писать рассказы

0 1 2 3

Рисовать

0 1 2 3

Разбираться в животных или растениях

0 1 2 3

Разводить растения или животных

0 1 2 3

Бороться с болезнями, вредителями

0 1 2 3

Ориентироваться в природных явлениях

0 1 2 3

Работать на земле

0 1 2 3

Быстро выполнять указания

0 1 2 3

Точно следовать инструкциям

0 1 2 3

Работать по заданному алгоритму

0 1 2 3

Выполнять однообразную работу

0 1 2 3

Соблюдать правила и нормативы

0 1 2 3

Создавать новые инструкции и давать указания

0 1 2 3

Принимать нестандартные решения

0 1 2 3

Легко придумывать новые способы поведения

0 1 2 3

Брать на себя ответственность

0 1 2 3

Самостоятельно организовывать свою работу

0 1 2 3

Обработка результатов


Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.
Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.

Методика «Карта склонностей к различным видам деятельности»

Методика позволяет выявить степень склонностей учащегося к каждому из шести предложенных видов деятельности:

1. Работа по обслуживанию, взаимодействию и общению с людьми – работа, связанная с обслуживанием клиентов, обучением, воспитанием, оказанием помощи. Главным содержанием является взаимодействие с другими людьми. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание, консультирование и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.

2.Работа умственного характера – различные виды работ, связанные с изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний, требующие абстрактного ума, способностей к анализу и систематизации информации, с расчетами, вычислениями.

3.Практическое изготовление и производство чего-либо, ремонт и обслуживание технических систем - работа, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков. Профессии типа: станочники, механики, слесаря, наладчики, строительные профессии, электрики.

4.Эстетические виды деятельности (область искусства и дизайн) – работа, направленная на создание произведений искусства и эстетической среды обитания человека. Целью труда является достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.

5.Подвижные виды деятельности, спорт, повышенный риск – работы, при выполнении которых предполагается либо физическая активность и нагрузки, либо постоянное перемещение работника. Возможные профессии: все спортивные профессии, большинство военных профессий, профессии моряков, летчиков, каскадеров, охранников.

6.Экономические виды – работа в области экономики, непосредственно связанная с вопросами ценообразования товаров и услуг, определением стоимости различных видов работ. Возможные профессии: бухгалтера и экономисты, дилеры.

Анкетирование проводится групповым методом. Испытуемым предлагается оценить степень значимости или предпочтения различных аспектов профессиональной деятельности, которые наиболее характерных для предложенных шести групп.

Обработка результатов

Подсчитывалось количества баллов (в соответствии с ключом ответов) по каждому виду деятельности. Виды деятельности, получившее максимальное количество плюсов, указывают область деятельности, к которой у учащегося имеются наиболее выраженные склонности.

Инструкция: «Вам предлагаются 30 вопросов, посвященных отношению к различным видам деятельности. Каждый вопрос имеет два возможных ответа. Необходимо указать, какому из них Вы отдаете предпочтение. Для этого надо в бланк ответов поставить соответствующий балл рядом с вариантом «а» и вариантом «б». Предпочтение может быть категоричным, тогда Вы используете оценки «3» и «0», либо предпочтение будет более мягким, тогда Вы проставляете оценки «2» и «1» рядом с соответствующим вариантом ответа. Можно использовать только целые числа».

Вопросы:

1. Люди считают, что для них важнее: а) иметь возможность много учиться, б) иметь возможность улучшать свое благосостояние.

2. При чтении книг Вы отдаете предпочтение: а) хорошему литературному языку, б) интересному сюжету и ярким характерам героев.

3. Какое вознаграждение Вас больше порадует: а) за научное изобретение, б) за общественную деятельность.

4. Если бы Вам предложили выбрать из двух вариантов, то чтобы Вы предпочли: а) стать директором крупного торгового центра, б) стать главным инженером крупного предприятия.

5. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у артистов: а) то, что они несут людям красоту и эстетику, б) то, что они выполняют общественно-полезную работу.

6. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь главное значение: а) естествознание и техника, б) физическая культура.

7. Если бы Вы стали директором школы, то на что бы Вы обратили большее внимание: а) создание условий труда и отдыха учителей, б) сплоченного коллектива единомышленников.

8. Представьте, что Вы на выставке. Что вас больше привлечет в экспонатах: а) оформление, внешний вид, б) внутреннее устройство, принцип действия.

9. Какие черты в человеке вас больше привлекают: а) мужество, смелость, выносливость, б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти.

10. В свободное время Вы бы предпочли: а) занятия литературой, искусством, б) занятия физикой, математикой.

11. Вам предоставляется возможность выехать за рубеж. В каком качестве Вы предпочитаете поехать: а) как известный спортсмен, каскадер, б) специалист по внешнеторговым соглашениям.

12. Какая статья в газете скорее привлечет Ваше внимание: а) статья о каком-то новом практическом изобретении, б) статья об открытии новой научной теории.

13. Вы смотрите праздничный парад. Что Вас больше привлекает: а) слаженность ходьбы, четкость и красота движений участников, б) внешнее оформление и костюмы.

14. Если у Вас появляется свободное время, то Вы скорее всего потратите: а) на какое-то практическое занятие (что-то сконструировать, смастерить), б) на общественную работу (что-то организовать, в чем-то поучаствовать).

15. Из двух выставок Ваше внимание больше привлечет: а) выставка новых товаров легкой и пищевой промышленности, б) выставка новинок научной аппаратуры.

16. Если выбирать только из двух вариантов, то что бы Вы предпочли: а) техническое творчество, б) художественную самодеятельность.

17. Как Вы считаете, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: а) на развитие общей культуры учащихся, б) на укрепление здоровья.

18. Какой из двух журналов Вы скорее прочитаете: а) научно-популярный, б) литературно-художественный.

19. Какую из двух видов работ на свежем воздухе Вы предпочитаете: а) работу по ремонту и обслуживанию техники, б) работу, связанную с ходьбой.

20. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее: а) подготовить учащихся к практической профессиональной деятельности, б) подготовить к работе с людьми, умению уживаться в коллективе

21. Какая область естественных дисциплин вам больше интересна: а) радиотехника, ракетостроение, б) компьютерные языки, математика.

22. Что, на Ваш взгляд, для человека важнее: а) создать уютный быт, б) иметь возможность знакомиться с сокровищами искусства.

23. Для благополучия общества необходимы: а) правосудие, б) высокоразвитая техника.

24. Из двух предложенных тем, предложенных для пересказа, надо выбрать одну: а) о достижениях спорта, б) о достижениях в области экономики.

25. Что, на Ваш взгляд, принесет обществу больше пользы: а) конкретная забота о повышении благосостояния отдельных граждан, б) развитие исследований в области изучения человека.

26. Служба быта оказывает людям различные услуги. Считаете ли Вы необходимым: а) впредь развивать эту отрасль оказания бытовых услуг, б) лучше производить больше бытовой техники для дома.

27. Вам необходимо посетить одну лекцию. Какую Вы выберете: а) о великих гуманистах прошлого и современных общественных деятелях, б) об известных ученых.

28. Какая научная работа для Вас предпочтительна: а) в библиотеке с литературой, б) в научной экспедиции.

29. Что быстрее привлечет Ваше внимание в газете: а) сообщение о выгодной лотерее или конкурсе, б) сообщение об открытии необычной художественной выставки.

30. Если бы Вам пришлось выбирать только из двух вариантов, то что бы Вы предпочли: а) работу, в области физической культуры и спорта или другую, связанную с движением и активностью, б) работу научно-конструкторскую, исследовательскую.

Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по 6 видам деятельности в соответствии с ключом:

1. Работа с людьми, взаимодействие и обслуживание – 3б, 5б, 7б, 9б, 14б, 17а, 20б, 23а, 25а, 27а.

2. Работа умственного характера – 1а, 3а, 6а, 10б, 12б, 15б, 18а, 21б, 25б, 28а.

3. Практическое производство, изготовление – 4б, 8б, 12а, 14а, 16а, 19а, 21а, 23б, 26б, 30б (для мальчиков, направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и выше).

4. Работа эстетического характера – 2а, 5а, 8а, 10а, 13б, 16б, 18б, 22б, 27б, 29б (для девочек, направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и выше).

5. Работа подвижного характера, спорт, профессии, связанные с повышенным риском – 2б, 6б, 9а, 11а, 13а, 17б, 19б, 24а, 28б, 30а.

6. Работа экономического характера, повышенные требования к уровню материальной обеспеченности – 1б, 4а, 7а, 11б, 15а, 20а, 22а, 24б, 26а, 29а.

Виды деятельности, получившие максимальные баллы считаются наиболее предпочитаемыми.

Методика «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ »

Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета , впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция : "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности

ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с

людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Предварительный просмотр:

Профессиограмма строителя, плиточника-отделочника

Технология процесса труда плиточника-

отделочника.

В зависимости от материалов и составов, производство отделочных работ внутри помещений делится на несколько основных трудовых процессов, каждый из которых имеет свою технологию.

Штукатурные работы в малогабаритных помещениях выполняются вручную, а большие поверхности стен обрабатываются при помощи механизмов. При облицовке поверхностей плитками последовательно выполняются следующие операции: сортировка плиток по размеру, сорту и цветовому тону, провешивание и разметка поверхностей с установкой маячных плиток, резка плиток с подточкой кромок, сверление отверстий в плитках, приготовление раствора, нанесение обрызга на поверхности и слоя раствора на плитки, установка плиток на место, заполнение швов.

Все операции, по плиточным работам выполняются вручную (частично применяется малая механизация).

Технология процесса малярных работ включает операции переработки или приготовления малярных составов, подготовки поверхностей, обработки их малярными состаяами, окраски и отделки поверхностей. Оклейка стен обоями состоит из операций: очистка и проклейка поверхностей, подмазка неровностей и шлифовка подмазанных мест, оклейка бумагой, а затем оклейка обоями. Все операции выполняются в ручную.

При настилке линолеума производится нанесение мастики на основание пола и тыльную сторону линолеума, раскатывание и приклеивание его.

2. Организация труда.


Выполнение отделочных работ требует применения коллективного труда рабочих. Основной единицей отделочников широкого профиля является бригада, в которую входят рабочие разной квалификации. Совмещенность специальностей штукатура, маляра, плиточника дает возможность выполнять все виды отделочных работ на строительном объекте.

3. Условия и оплата труда.


Особенностью условий труда строителя-отделочника является:

Отсутствие постоянного рабочего места;

Повышенная влажность вохдуха (особо при штукатурных работах); до 80%;

Часто меняющиеся температурные условия и недостаточная вентиляция;

Работа на высоте со стремянок, приставных лестниц, столиков, подмостей и вышек.

Отделочник работает чаще в одну-две смены внутри помещения или вне его. Он обеспечивается спецодеждой и спецпитанием. Данная профессия имеет 2-6 разряды. Оплата строителя-отделочника зависит от присвоенного квалификационного разряда. Кроме этого ведется доплата из коллективного фонда до 50-60 % (тариф. ставки).

4. Должен знать:


- виды, основные свойства строительных материалов;

Виды мозаичных полов;

Способы укладки плиток;

Правила дозирования красителей для получения массы необходимого цвета;

Требования к качеству выполняемых работ.

Он должен хорошо знать устройство и правила эксплуатации машин, примененяемых для шлифования полов, стен и машин для приготовления растворов и мастик. Свойство строительных материалов и основы промышленной эстетики.

5.Должен уметь:


- отштукатуривать поверхности стен, потолков, столбов и др.;

Облицовывать керамическими, стеклянными и др. плитками;

Оклеивать поверхности обоями;

Определять пригодность строительных материалов и составов;

Осуществлять самоконтроль и выполнять правила техники безопасности.

Рабочему по этой профессии необходимы знания по химии, черчению, рисованию и геометрии.

6.Психофизиологические требования.


При выполнении отделочных работ большую нагрузку несет орган зрения, т.к. все операции контролируются зрительно. В работе значительную роль играет цветоразличение. Выполнение строительных работ требует от отделочника ловких, хорошо натренированных движений. Ему нужна хорошая сенсомоторная координация, т.е. координация зрительных, мышечно-суставных, и осязательных сигналов, которые поступают к нему постоянно, в его рабочих движений.

Штукатурные работы требуют большие физические нагрузки, а облицовочные - наиболее ловких, соразмерных и точных движений, небольшой силы. Характер выполнения малярных и плиточных работ в значительной степени определяется художественньм вкусом и эстетическим чутьем работника.

При выборе этой профессии необходимо проверить сможет ли организм приспособиться к условиям работы на высоте. Кроме того, надо обладать хорошей двигательной активностью, осторожностью, внимательностью и пространственным представлением.

6. Основные медицинские противопоказания


Ревматизм в активной фазе. Заболевание клапанов и мышц сердца, в том числе врожденные пороки сердца с нарушением кровообращения 1-2 степени. Гипертоническая болезнь с медленно и быстро прогрессирующим течением.

Болезни органов дыхания: туберкулез (активная форма), бронхиальная астма.

Хронический нефрит с явлениями стойкой почечной недостаточности. Хроническое заболевание сосудов.

Эндокринные заболевания, сахарный диабет. Заболевание костей, суставов, мышц, ограничивающие подвижность конечностей. Органические заболевания центральной и периферической нервной системы. Эпилепсия, олигофрения.

Стойкое понижение слуха на оба уха, часто обостряющиеся сухие и гнойные отиты. Острота зрения с коррекцией на лучшем глазу 0,8-0,5 на худшем 0,5-0,2.

Значительное ограничение полей зрения на обоих глазах. Трахома во всех стадиях. Стойкое слезотечение, не поддающиеся лечению. Катаракты.

Строитель

Специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений.

Строитель - одна из древнейших профессий. Многие археологические памятники, благодаря которым мы узнаем о прошлом человечества - это древние строения. Многие сооружения стоят до сих пор, хотя их возраст измеряется тысячелетиями. Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам. Квалифицированные «каменных дел мастера» и плотники были в дефиците, ценились очень высоко. Когда начинал строиться Санкт-Петербург, опытные каменщики съехались со всей Руси, и на несколько лет было запрещено возведение каменных зданий во всех других городах страны.

Труд строителя существенно различается в зависимости от того, работает ли он на крупном производстве, где четко разделены функции различных работников, или в небольшой многопрофильной бригаде, выполняющей различные виды строительных работ. В первом случае большую часть времени он занят выполнением небольшого числа довольно однообразных действий (нанесение раствора, укладка кирпичей и т. д.), зависящих от его строительной специальности. Этих специальностей внутри профессии «строитель» довольно много - каменщики, монтажники, штукатуры, бетонщики, плотники, плиточники и т. д. Но работая в составе небольшой многопрофильной бригады строители, как правило, не имеют возможности узко специализироваться на чем-то одном, а совмещают несколько специальностей, являются «мастерами на все руки». Их работа оказывается более разнообразной и, соответственно, требования к уровню их профессиональной подготовки выше.

Получить строительные специальности можно в средних специальных учебных заведениях: колледжах, техникумах, профессионально-технических училищах. В некоторых случаях достаточно обучения на краткосрочных курсах или непосредственно на рабочем месте. Возможно получение высшего образования, например, по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Нужно знать материалы и технологии, используемые при возведении знаний и сооружений, уметь применять их на практике.

Следует знать правила строительных работ, специфику применения инструментов и оборудования, технику безопасности. Тому, кто работает в составе крупных бригад и специализируется на каком-то конкретном виде деятельности, следует в совершенстве овладеть своим видом труда и представлять в общих чертах, чем занимаются другие люди, работающие на стройке. Строитель, который работает в небольшой бригаде, выполняющей заказы «под ключ» (например, занимающейся возведением коттеджей или ремонтом квартир), должен уметь выполнять сразу несколько видов работ.

Желающему стать строителем нужно иметь крепкое физическое здоровье, хорошо развитые двигательные навыки, выносливость, точный глазо¬мер. Развитое пространственное мышление позволит строителю быстро и четко работать с чертежами архитекторов и рисунками дизайнеров. Высоко ценятся исполнительность, пунктуальность работника. Достижения строителя зависят не только от собственно профессиональных навыков, но и от умения работать в команде, поддерживать Отношения с коллегами.

Строитель - профессия массовая и востребованная, ее представители пользуются стабильным спросом на рынке труда. Работа оплачивается хорошо, зарплата этих специалистов несколько выше средней по промышленности. Карьерные перспективы: стать руководителем невысокого ранга (бригадиром, прорабом) или заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывая строительные услуги.

Профессиограмма сварщик

1. Общая характеристика профессии

Электрогазосварщик выполняет ручную дуговую и газовую сварку деталей, узлов и конструкций в различных положениях, наплавку ответственных деталей.

Собирает заготовки (узлы) конструкций, осуществляет их транспортировку в пределах рабочего места, налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет зрительный контроль швов. Предупреждает возникновение напряжений и деформаций в изделии.

Основным орудием труда электросварщика ручной сварки является электрод. В процессе деятельности электросварщик выполняет поступательные и колебательные перемещения электрода, регулирует температуру, длину дуги и процесс образования шва.

Для сварки тонкого металла, цветных металлов, их сплавов и чугуна используется газовая горелка, в которой происходит смешение горючего газа с кислородом и образование пламени. Газосварщик, кроме сварки, выполняет работы по резке деталей различной длины и по различным контурам, осуществляет наплавку, пайку и подогрев металла.

Труд электрогазосварщика в основном ручной, выполняется индивидуально, при минимальном деловом общении.

Электрогазосварщик работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ на высоте (для электросварщика) и в неудобных позах.

Для защиты от тепловых и световых излучений использует спецодежду и маску (щиток), имеющую защитные светофильтры.

Режим работы в основном двухсменный, темп работы свободный. Профессия имеет 1 - 6 разряды.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Физическая сила и выносливость, острое зрение и хорошее цветовосприятие, гибкость и подвижность рук, ног и всего тела, хорошее чувство равновесия, умение длительно сосредоточивать внимание, хорошая зрительно-двигательная координация, пространственное воображение и техническое мышление, аккуратность и уравновешенность.

3. Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана людям, страдающим заболеваниями дыхательных органов, опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз и др.), сердечно-сосудистой и нервной систем, расстройствами психики и имеющим выраженные дефекты зрения и слуха.

4. Требования к профессиональной подготовке

Необходима хорошая подготовка в области химии и физики (разделы электричество, электротехника), математики, металловедения.

Должен знать: физические и химические свойства черных и цветных металлов, способы их соединения в зависимости от размеров деталей; устройство, принципы и режимы работы сварочных аппаратов; свойства электродов и способы их подбора для различных марок свариваемых металлов; правила подготовки деталей и узлов под сварку; причины возникновения внутренних напряженностей и деформаций в свариваемых изделиях; технические требования к качеству сварных соединений, меры предупреждения брака и пути его устранения.

Должен уметь: правильно выбирать нужные режимы сварки; выполнять сварку различными способами, в различных пространственных положениях; сваривать детали различных конфигураций и размеров; заваривать раковины и другие дефекты в узлах и обливках; производить наплавку изношенных деталей; осуществлять производить приемку сварных соединений.

5. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Электрогазосварщик может заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно или в составе строительной организации.

Газосварщик может заниматься индивидуальным трудом и предпринимательской деятельностью.

6. Родственные профессии

Сварщик автоматической сварки, кузнец.

Профессиограмма электрогазосварщик Профессия электрогазосварщика включает в себя две профессии - электросварщик ручной сварки и газосварщик.

Доминирующие виды деятельности:

  • сваривание (соединение) и разрезание металлических конструкций;
  • наладка, установка режима работы сварочного оборудования;
  • сваривание (соединение) или резка сварочным аппаратом элементов металлоконструкций, трубопроводов и т. д.;
  • выполнение зачистки швов;
  • осуществление сбора и транспортировки заготовок в пределах рабочего места.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности :

Способности

  • физическая выносливость;
  • технические способности;
  • выносливость вестибулярного аппарата, зрительного анализатора.

Личностные качества :

  • умение управлять собой, личная организованность;
  • дисциплинированность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • ответственность.

Области применения профессиональных знаний: предприятия машиностроения, металлообработки, в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства.

Медицинские противопоказания:

  • заболевания центральной нервной системы, психические;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • заболевания опорно-двигательной системы;
  • заболевания бронхов, легких;
  • хронические заболевания желудка и кишечника;
  • хронические заболевания с явлениями почечной недостаточности;
  • хронические заболевания в выраженной степени, аллергические);
  • заболевания органов слуха, гиперстезия вестибулярного аппарата);
  • близорукость любой степени, расстройства цветоощущения, нарушение бинокуля рного зрения.

Родственные профессии: газорезчик, электросварщик ручной сварки, газосварщик.


Методика изучения факторов привлекательности профессии

ИНСТРУКЦИЯ

«Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б - «что не привлекает». Отмечать следует действи­тельно значимые для Вас пункты - то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».

1. Профессия одна из важнейших в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования.

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

12. Другие факторы (какие?)

12. Другие факторы (какие?)

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ

Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.

ОБРАБОТКА

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=(n + m)/ N ,

где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отме­тили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2).

Название выборки _____________________

Объем выборки N =________

Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 .

Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости

КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1 хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность.

Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назва­ли его в числе значимых - не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии).

Приложение №3

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельно­сти (0 - вовсе нет, I- пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)

Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Обслуживать людей.

Заниматься лечением.

Обучать, воспитывать

Защищать права и безопасность

Управлять людьми

Управлять машинами

Ремонтировать оборудование

Собирать и налаживать технику

Обрабатывать материалы, изготавливать раз­личные предметы и вещи

Заниматься строительством

Обрабатывать тексты и таблицы

Производить расчеты и вычисления

Перерабатывать информацию

Работать с чертежами, картами и схемами

Принимать и передавать сигналы и сообщения

Заниматься художественным оформлением

Рисовать, фотографировать

Создавать произведения искусства Выступать на сцене

Вышивать, вязать

Ухаживать за животными

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

Иметь дело с природой

Работать руками

Выполнять решения

Воспроизводить имеющиеся образцы

Размножать, копировать

Получать конкретный практический результат

Воплощать идеи в жизнь

Работать головой

Принимать решения

Создавать новые образцы

Анализировать, изучать, исследовать, наблю­дать, измерять, испытывать, контролировать

Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (О - вовсе нет, 1- пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):

Программа факультатива по риторике для учащихся 10 -11 кл. ...
  • Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования оглавление

    Пригодности после реализации программы профориентации подростков в общеобразовательном... , элективные курсы по химии, биологии. Для учащихся 10 -11 классов (3 ступени... и экологической безопасности; - факультативные занятия; - проведение классных...

  • Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

    Основная образовательная программа

    Может входить в содержание факультативных курсов , кружков, внеклассной деятельности... » игровая конкурсная программа -7,8 кл. -Встреча учащихся 10 -11 классов с выпускниками, прошедшими... уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной...

  • Основная образовательная программа основного общего образования оглавление

    Основная образовательная программа

    ... факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для ... программа профориентации подростков. Характеристика содержания программы Содержанием программы ... курсы по химии, биологии. Для учащихся 10 -11 классов ...

  • Знакомиться с новыми людьми

    Быть чутким и доброжелательным Выслушивать людей

    Разбираться в людях

    Хорошо говорить и выступать публично

    Искать и устранять неисправности

    Использовать приборы, машины, механизмы

    Разбираться в технических устройствах

    Ловко обращаться с инструментами

    Хорошо ориентироваться в пространстве

    Быть сосредоточенным и усидчивым

    Кодировать информацию

    Оперировать знаками и символами

    Искать и исправлять ошибки

    Создавать красивые со вкусом сделанные вещи

    Разбираться в литературе и искусстве

    Петь, играть на музыкальных инструментах Сочинять стихи, писать рассказы

    Рисовать

    Разбираться в животных или растениях Разводить растения или животных

    Бороться с болезнями, вредителями Ориентироваться в природных явлениях Работать на земле

    Быстро выполнять задания

    Точно следовать инструкциям

    Работать по заданному алгоритму Выполнять однообразную работу Соблюдать правила и нормативы

    Создавать новые инструкции и давать указания

    Принимать нестандартные решения

    Легко придумывать новые способы деятельно­сти

    Брать на себя ответственность Самостоятельно организовывать свою работу

    Методика впервые была предложена В.Ядовым. Здесь приводится ее усовершенствованный вариант (модификация Н.В.Кузьминой, А.А.Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.

    Инструкция

    Обведите кружком те пункты, которые отражают ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б - что «не привлекает». Фиксируйте только то, что для вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.

    1. Важнейшая для общества профессия.

    1. Мало оценивается важность труда.

    2. Работа с людьми.

    2. Не умею работать с людьми.

    3. Работа требует творческого

    3. Нет условий для творчества.

    4. Работа не вызывает переутомления.

    4. Работа вызывает переутомление.

    5. Большая зарплата.

    5. Небольшая зарплата.

    6.Возможность самосовершенствования.

    6.Нет условий для самосовершенствования.

    7. Работа соответствует моим способностям.

    7. Работа не соответствует моим способностям.

    8. Работа соответствует моему характеру.

    8. Работа не соответствует моему характеру.

    9. Небольшой рабочий день.

    9. Большой рабочий день.

    10. Отсутствие частого контакта с людьми.

    10. Излишне частый контакт с людьми.

    11. Возможность достичь социального признания, уважения.

    11. Невозможность достичь социального признания, уважения.

    Обработка

    По каждому из II факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:

    КЗ = [(п+) – (п-)]/Р,

    где Р - объем выборки (количество обследуемых); (п+) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А; (п-) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

    Коэффициент значимости может измениться в пределах от -1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблице. Название выборки Объем выборки Р =

    количество обследуемых

    Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношения (п+) и (п-). Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на простом примере.

    Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) еще не означает его полной незначимости. Необходимо прежде всего понять, каким образом этот низкий коэффициент получился. Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости

    КЗ = (55-45)/1000 = 0,1

    КЗ = (10 - 0) / 1000 = 0,1 = 0,1

    хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.

    Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90% респондентов вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.

    В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он значим позитивно (привлекает в профессии), а для других - негативно (соответственно не привлекает).

    Исследования, проведенные в начальной профессиональной школе на различных выборках (отражающих тот или иной профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В табл. 15 приводятся по различным выборкам пять наиболее значимых факторов. Положение, которое они занимают в таблице, соответствует величине коэффициента значимости.

    Основная цель нашего исследования - изучить особенности мотивов выбора будущей профессии у старшеклассников

    Отсюда следующая гипотеза : выбор будущей профессии осуществляется на основе определенных мотивов. Критериями сформированности мотивов выбора профессии служат: а) осознанность мотивов профессионального выбора; б) преобладание внутренних мотивов, относящихся к содержанию деятельности в структуре мотивации профессионального самоопределения; в) активная деятельность, реализация намеченных в ходе самоопределения профессиональных целей и планов. Потребность мотивированного и сознательного выбора будущей профессии является важнейшей особенностью возникновения и развития у старшеклассников профессионального самоопределения.

    Объект исследования: мотивация профессионального самоопределения личности.

    Предмет исследования: особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками.

    В качестве основных задач мы выделили:

    1. Выявить особенности мотивов выбора профессии старшеклассниками.

    2. Изучить факторы привлекательности будущей профессии.

    3. Определить уровень осознанности выбора профессии старшеклассниками.

    Для решения заявленной проблемы использовались следующие методики:

    1. Модифицированный вариант методики В.А. Ядова «Изучение факторов привлекательности профессии» (модификация Н. Кузьминой, А. Реана) .

    2. Методика «Мотивы выбора профессии» .

    Методика «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана)

    Удовлетворенность профессией может быть определена по специальной мето­дике, разработанной В. А. Ядовым, и представлена количественно в виде индекса удовлетворенности профессией.

    Методика впервые также была предложена В. А. Ядовым. В работе был использован ее измененный вариант (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана), который ис­пользовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях.

    Методика «Изучения факторов привлекательности профессии» представляет собой опросник, который сдержит 22 утверждения противоположных по смыслу (Приложение 1). В методике выделяются 11 факторов привлекательности профессии:

    1 фактор – профессия одна из важнейших в обществе;

    2 фактор – работа с людьми;

    3 фактор – работа требует постоянного творчества;

    4 фактор – работа не вызывает переутомления;

    5 фактор – большая зарплата;

    6 фактор – возможность самосовершенствования;

    7 фактор – работа соответствует моим способностям;

    8 фактор – работа соответствует моему характеру;

    9 фактор – небольшой рабочий день;

    10 фактор – отсутствие частого контакта с людьми;

    11 фактор – возможность достичь социального признания, уважения.

    Инструкция. «Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отноше­ние к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колон­ке Б - что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно зна­чимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно»

    Испытуемым предлагалось отметить те утверждения, которые отражают, что привлекает и что не привлекает их в избранной ими профессии. Свои ответы испытуемые заносили в таблицу ответов.

    Обработка. При обработке результатов по каждому из 11 факторов подсчитывался коэффициент значимости (КЗ), который определялся следующим образом:

    КЗ = (n + – n –)/N, (2.1)

    где N – объем выборки,

    n + – количество обследуемых, которые отметили данный фактор, как «привлекательный»,

    n – – количество обследуемых, которые отметили данный фактор, как «не привлекательный».

    Это индекс, который задан так, что может менять­ся в пределах от -1 до +1, принимая в данных пределах любые значения. Значе­ние, равное -1, свидетельствует о явной неудовлетворенности, а +1 - о полной удовлетворенности. Для определения коэффициента удовлетворенности исполь­зуется несколько связанных между собой вопросов. Их помещают на разных стра­ницах опросника, чтобы респондент не соотносил их друг с другом.

    Результаты диагностики заносились в специальные таблицы.

    Методика «Мотивы выбора профессии»

    Методика «Мотивы выбора профессии» состоит из 20 утверждений – мотивировок, характеризующих любую профессию. Испытуемым предлагалось оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии (Приложение 2). Предлагались следующие шкалы оценок:

    5 – очень сильно повлияло,

    4 – сильно,

    3 – средне,

    2 – слабо,

    1 – никак не повлияло.

    Все 20 утверждений по содержательной направленности можно разделить на 4 группы:

    1. Внутренние индивидуально значимые мотивы.

    2. Внутренние социально значимые мотивы.

    3. Внешние положительные мотивы.

    4. Внешние отрицательные мотивы.

    Максимальная сумма оценок указывает на преобладающий вид мотивации.

    Данное исследование проводилось на базе Учебно-политехнического центра Московского района г. Минска. В нем участвовали учащиеся 11 классов в количестве 31 человека (13 девушек и 18 юношей). Средний возраст - 16 – 17 лет.

    При анализе полученных результатов по методике «Изучение факторов привлекательности профессии» были рассмотрены не только окончательный показатель КЗ, но и учитывали также соотношение количества обследуемых, которые отметили данный фактор, как «привлекательный» с количеством обследуемых, которые отметили данный фактор, как «не привлекательный» (т.е. соотношение n + и n –). Расчеты факторов по методике «Изучение факторов привлекательности профессии представлены в Приложении 3.

    В таблице 2.1. приведены преобладающие факторы привлекательности выбора профессии, как у юношей и девушек, так и в исследуемой выборке в целом.

    Таблица 2.1.

    Преобладающие факторы привлекательности выбора профессии у юношей и девушек

    Девушки (объем выборки N = 13)

    Юноши (объем выборки N = 18)

    Общий объем выборки N = 31

    n + n КЗ n + n КЗ n + n КЗ
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11

    Анализ КЗ каждого из 11 факторов позволил выделить основные ведущие факторы, определяющие отношение к профессии у старшеклассников. В таблице 2.2 приведены пять наиболее значимых факторов. Причем их место в таблице соответствуют величине коэффициента значимости.

    Похожие публикации