История одной фотографии: Афганская девушка. Шарбат Гула – фотография этой девочки облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита

Шарбат Гула (пушту شربت ګله, в переводе «Цветочный шербет», родилась ок. 1972) - афганская женщина, ставшая известной благодаря фотографии, которая была сделана журналистом Стивом Маккарри во время Афганской войны, когда Гула жила на территории Пакистана в лагере беженцев. Фотография стала узнаваемой после того, как появилась на обложке журнала National Geographic в июне 1985 года. В то время Гуле было приблизительно двенадцать лет. До того, как личность Гулы была установлена в 2002 году, её называли просто «Афганской девочкой» (Afghan Girl). Фотографию иногда сравнивают с портретом Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи и называют «Афганской Моной Лизой».

Афганка (пуштунка) по национальности, Гула осиротела во время советской бомбардировки Афганистана и в 1984 году была отправлена в лагерь беженцев в Пакистан. Её родная деревня была атакована советскими боевыми вертолётами в начале 1980-х годов. В результате атаки были убиты её родители, и она вместе со своими братьями, сёстрами и бабушкой была вынуждена перебраться в лагерь беженцев Насир-Баг на границе с Пакистаном. В конце 1980-х годов она вышла замуж за пекаря и вернулась в Афганистан в 1992 году. Сейчас у Гулы три дочери: Робина, Захида и Алия, четвёртая дочь умерла вскоре после рождения. Гула надеется, что её дети смогут получить образование, возможности закончить которое у самой Гулы никогда не было.

Собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри, фотограф National Geographic, и Дебра Денкер (англ. Debra Denker) проникли в Афганистан, а затем посетили лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Маккарри был твёрдо намерен отобразить положение афганских беженцев с женской точки зрения. Как-то утром, идя по лагерю Насир-Баг, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Он подошёл к учительнице и попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких из 15-20 присутствовавших учеников. Учительница согласилась; внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек, и он спросил учительницу, кто эта девочка. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов их семьи были убиты. Разумеется, девочке было очень трудно пережить эту ситуацию.

«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», - говорил он позже, в 2002 году.

Фоторедактор National Geographic не хотел использовать фотографию девочки, считая её слишком «тяжёлой», но в итоге уступил и поместил на обложку под названием «Афганская девочка», несмотря на то, что имя девочки не было известно. Фотография с изображением девочки с пронзительными глазами цвета морской волны, направленными прямо в объектив, стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала. В 2002 году (через 17 лет после выхода того самого номера National Geographic), когда Гула была найдена, сам Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».

В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии.

Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году. Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку - за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан; оба города находятся недалеко от афганистанско-пакистанской границы). Её точное место жительства ни Маккарри, ни National Geographic не стали разглашать по просьбе Гулы и её мужа.

Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять хиджаб, чтобы её сфотографировали снова. Также она снялась в документальном фильме под названием «В поисках Афганской девочки», показанном в марте 2002 года. Во время поисков National Geographic создал благотворительное общество «Фонд афганских девушек», призванное помочь девушкам получить образование. В 2008 году было решено переименовать общество в «Фонд афганских детей» для помощи всем нуждающимся детям Афганистана.

Фото 1984г Фото 2002г.


30 лет назад на обложке журнала National Geographic была напечатана фотография афганской девочки с необыкновенными зелеными глазами. Этот снимок стал самым узнаваемым за всю историю издания. Многие читатели хотели знать, как же сложилась судьба девочки, но, к сожалению, фотограф даже не спросил ее имени. И только, спустя много лет, была организована экспедиция по ее поискам, которая увенчалась успехом.




В 1984 году фотожурналист издания National Geographic Стив Маккарри (Steve McCurry ) занимался сбором материала об афгано-советской войне. Прогуливаясь по лагерю беженцев Насир-Баг, фотограф наткнулся на шатер, в котором обучались дети. С разрешения учителя Стив сделал несколько фото детей. Особенно его внимание привлекла 12-летняя девочка с зелеными глазами.



Процесс съемки проходил всего несколько минут и без какого-либо дополнительного освещения. Когда, по возвращению в Вашингтон, фотограф проявил пленку, он был в восторге от того, каким прекрасным получился снимок.
Появившись на обложке журнала, фото сразу же облетело весь мир. Т. к. имя ребенка не было известно, то ее назвали просто «Афганская девочка», а чуть позже «Афганская Мона Лиза» .



Спустя 15 лет, после публикации снимка, в Афганистан была организована экспедиция с целью: найти девочку, если та смогла выжить. Поиски увенчались успехом и в 2002 году ее нашли в горах на афгано-пакистанской границе. Ее имя Шарбат Гула (Sharbat Gula ), в переводе с пушту оно означает «цветочный щербет». На тот момент ей было примерно 30 лет (точный возраст девушка не знает). С разрешения мужа она открыла лицо и позволила себя сфотографировать. Время и тяготы наложили свой отпечаток на облик женщины. Но глаза остались такими же. Взгляд, который пронзает в самое сердце.
Все это время Шарбат Гула даже и не догадывалась, что она была символом борьбы за свободу и независимость, а ее лицо известно всему миру.



Обычно фотографы, делающие такие шедевральные снимки, остаются по ту сторону объектива. Тим Монтони (Tim Mantoani) решил исправить это недоразумение и создал фотопроект Behind Photographs. Он

Исследуя взаимоотношения мужчин и женщин Афганистана, невольно начинаешь подозревать, что большинство этих людей являются поклонниками БДСМ-тематики. И не скрывают этого. Что еще можно подумать после просмотра многочисленных видеороликов, на которых афганские мужчины плетьми или кнутами избивают женщин в общественных местах? И те не сопротивляются. Может, им это нравится?

В ситуации, когда любое общение между представителями разных полов жестко регламентировано, даже побои становятся формой проявления внимания. Хоть и довольно извращенного. Единственное, что смущает, такие развлечения в стиле садо-мазо часто видят дети, они становятся невольными зрителями «соблюдения норм шариата». Насколько это опасно для неокрепшей психики подростков? Вот вопрос.

Так было не всегда

БДСМ не всегда являлось повальным увлечением афганцев. Отношения между большинством мужчин и женщин в этой стране на протяжении многих веков были довольно стандартными, как во многих исламских государствах Азии. Первые разговоры о положении представительниц прекрасного пола в афганском обществе начались еще во второй половине XIX века. А в 1919 году жительницы страны получили право голоса.

Дальше – больше. В середине прошлого века местные женщины избавились от паранджи, а в 1960 году в Конституции Афганистана появилась норма о равных правах граждан, независимо от половой принадлежности. Но начавшаяся смута и гражданская война перечеркнули позитивные перемены. Боевые действия, бедность, отсутствие социальной и юридической защищенности, вдовство и сиротство – все это сделало афганских женщин зависимыми от мужчин. А когда возникает ось «подавление – подчинение», тут и проявляются дремлющие в некоторых людях извращенные наклонности. И не только у мужчин.

В 1996 году после десятилетий кровавых междоусобиц, разоривших и практически уничтоживших когда-то процветавшее государство, к власти в стране пришло движение "Талибан". Его сторонники извратили не только отношения между мужчинами и женщинами, но и основы ислама, которым они прикрывались для удовлетворения своих нестандартных потребностей. Массовые порки женщин и другие телесные наказания, все эти БДСМ-утехи талибы устраивали прилюдно, чтобы «подсадить» на садомазохистские развлечения как можно больше людей. И это им удалось.

К сожалению многих извращенцев духовно близкий им режим талибов потерпел поражение, просуществовав в Афганистане более 5 лет. В декабре 2001 года к власти в стране пришла так называемая переходная администрация. Но положение афганских женщин существенно не изменилось. Конечно, таких массовых зверств, как при талибах, уже не происходит, но проблем от этого не становится меньше.

Что им запрещено

Афганцы считают потенциальными грешницами 8-летних девочек. С этого возраста им запрещено видеть мужчин за исключением родственников. Выходить из дома без сопровождающего тоже нельзя. О том, чтобы водить машину, не стоит и думать. Все тело женщины, в том числе и лицо, должно быть скрыто от посторонних глаз. Возбраняется и громко разговаривать, находясь в общественном месте, чтобы своим приятным голосом не вводить случайных прохожих в искушение. Выходить на балконы своих домов и выглядывать в окна первых этажей зданий тоже возбраняется: повсюду грешники, которые только этого и ждут. Даже дома женщины не могут позволить себе нарядную одежду и косметику. Работать запрещено во избежание встреч с посторонними мужчинами.

Без права на медицинскую помощь

Одной из главных проблем афганских женщин является невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь. Фактически любая болезнь смертельна, если ее не лечить.

Обращаться к врачу-мужчине афганка не может, ведь это грех. А женщин-врачей в этой стране катастрофически мало, поскольку часть из них была казнена талибами за нарушение законов шариата, а другая часть бежала за границу. Новых специалистов никто не готовил, потому что исламисты категорически запретили женщинам учиться.

Богатым мужчинам проще: они могут позволить себе отвезти больную мать или сестру в соседний Пакистан, где нет такой проблемы. А бедняки вынуждены наблюдать, как родственница долго страдает, а затем умирает в муках.

Известные случаи насилия

При талибах в Афганистане работали подпольные школы и больницы. Врачи и учителя, помогавшие женщинам на свой страх и риск, в случае доноса попадали в тюрьму или на виселицу. Многие представители местной интеллигенции были казнены.

Афганкам отрезали пальцы на руках и ногах, если они отваживались делать маникюр и педикюр. В декабре 1996 года 225 женщин были избиты плетьми по решению суда: сторонники "Талибана" задержали их за нарушение исламского дресс-кода. Члены религиозной полиции ходили по улицам городов с кнутами и избивали всех встречных женщин, осыпая их оскорблениями. Подпольно работающих афганок просто расстреливали на улицах. Казни женщин, среди которых были многодетные матери, устраивались как шоу для многотысячной аудитории.

Талибы призывали таксистов и продавцов наказывать женщин прямо в общественных местах за те или иные нарушения правил шариата. Поэтому на улицах, где играют дети, можно было увидеть такую картину: мужчину с плеткой окружили дамы в паранджах, которые по очереди поворачиваются к нему спиной, а тот их нежно похлопывает, «наказывает». При этом данный тип не приходится женщинам ни родственником, ни супругом. Вот такое развлечение.

Аиша Мохаммедзаи

Правда, один случай домашнего насилия над женщиной, который стал достоянием широкой общественности, стоит особняком. В 2010 году весь мир был шокирован фотографией 19-летней Аиши Мохаммедзаи, также известной под именем Биби Аиша. Снимок был размещен на обложке журнала Time. У девушки не было ни носа, ни ушей. Их отрезал ее муж в наказание за побег из дома.

Эта афганка родилась в горной провинции Уразган. В 12-летнем возрасте ее выдали замуж за члена враждебного клана, чтобы остановить междоусобицу. Новая родня стала отыгрываться на девочке за все неприятности, причиненные ее семьей ранее. Первые два года, предшествовавшие браку, Аиша жила на конюшне. У ее мужа было 10 братьев, все они регулярно избивали невестку, издевались над ней, пользуясь беззащитностью и полным бесправием подростка.

В возрасте 18 лет, не выдержав домашнего насилия, девушка смогла сбежать от мужа и его родни. Разумеется, ее вскоре поймали и посадили в тюрьму города Кандагара. После возвращения к законному супругу на семейном совете было принято решение: отрезать Аише в наказание за побег нос и уши. Так и было сделано. Несчастную оставили одну в горах умирать, истекая кровью, но она выжила.

Сейчас у девушки все наладилось, насколько это возможно после перенесенных издевательств. Ей сделали серию пластических операций в США. Аиша живет в штате Мэриленд у приемных родителей, пытаясь справиться с психологической травмой.

Подложные сыновья

Афганская женщина оправдывает свое существование в этом мире только рождением сына. Мать мальчика поощряется обществом, ведь она подарила своему мужу наследника. Напротив, если в семье нет сына, а есть только несколько дочерей, то такую супружескую пару соседи и родственники осыпают насмешками, как неполноценных.

Во избежание сурового людского суда некоторые семьи идут на хитрость: одну из дочерей они «превращают» в сына. Просто одевают как мальчика, дают мужское имя и заставляют вести себя в обществе соответственно. Таких детей обычно называют «бача-пош». Их довольно много. Девочки быстро учатся скрывать от сверстников свой настоящий пол, они ходят в школу вместе с мальчиками, играют в футбол. Никто и не догадывается ни о чем.

Когда бача-пош подрастает, ее «превращают» обратно и выдают замуж. Такие резкие перемены могут негативно сказаться на психике, но кого это волнует? Главное, чтобы соседи больше не судачили и не показывали пальцем на супругов, которые не смогли произвести на свет сына.

И мы, в Creu, решили рассказать историю этой фотографии.

Стив Маккари (Steve McCurry) сделал свою самую известную фотографию, «Афганская девочка», в лагере пуштунских беженцев в Пакистане. Сам снимок был назван «самой известной фотографией» в истории журнала National Geographic, и её лицо стало известным после помещения фотографии на обложку номера журнала за июнь 1985 года.

Афганка (пуштунка) по национальности, Гула осиротела во время советской бомбардировки Афганистана и в 1984 году была отправлена в лагерь беженцев в Пакистан.

Собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри, фотограф National Geographic проник в Афганистан, а затем посетил лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Как-то утром, идя по лагерю, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы.

«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», - говорил он позже, в 2002 году. Стиву Маккарри представилась редкая возможность запечатлеть лицо афганской женщины, которое обычно закрыто паранджой.

Фоторедактор National Geographic не хотел использовать фотографию девочки, считая её слишком «тяжёлой», но в итоге уступил и поместил на обложку под названием «Афганская девочка», несмотря на то, что имя девочки не было известно. Фотография с изображением девочки с пронзительными глазами цвета морской волны, направленными прямо в объектив, стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала. В 2002 году (через 17 лет после выхода того самого номера National Geographic), когда Гула была найдена, сам Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».

Личность девочки оставалась неизвестной более 17 лет. В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии. Маккарри, узнав, что лагерь через некоторое время перестанет существовать, направил туда запрос, на который откликнулся один из жителей, знакомый с братом Гулы. Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году. Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку - за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.


Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять хиджаб, чтобы её сфотографировали снова. Сейчас у Гулы три дочери: Робина, Захида и Алия, четвёртая дочь умерла вскоре после рождения. Гула надеется, что её дети смогут получить образование, возможности закончить которое у самой Гулы никогда не было.

Похожие публикации