Электронные дневники: почему так мучительно их вести? Электронные дневники московских школьников продолжают "чудить"

Родители московских школьников жалуются на электронные дневники. В новом учебном году на онлайн-сервис перешли уже более 750 столичных школ. В некоторых даже отказались от обычных дневников. Соответственно, увидеть оценки ребенка, узнать домашнее задание или связаться с учителем можно только через Интернет. Но приложение порой попросту не работает. С чем связан этот сбой, и когда решится проблема?

— Очень долго грузится, невозможно с первого раза зайти. Это мучение какое-то!

Мучается Ольга Светлова, пытаясь посмотреть оценки сына. В электронный дневник попасть невозможно, жалуется женщина. Раз за разом она вводит пароль и логин, но на попытке номер семь нервы уже не выдерживают.

— По русскому задано, по математике задано, но ничего нет!

А это — уже мать шестиклассницы, не может понять, что задали ребенку на дом. Девочка не успела записать на уроке, а в электронном дневнике домашнее задание не появилось.

— Информатика — всегда задают, но, видите, тоже не задано. Это показывает, что у кого-то из педагогов получается прикрепить, а у кого-то просто не получается.

Трудности доступа в электронные дневники школьников родители ощутили с началом учебного года. Специалисты спешат успокоить: неудобства — временные. В Департаменте информационных технологий уверены: сбой в системе — из-за перегруза пользователей. Два года назад от бумажных дневников в пользу электронных отказались только 34 школы. Сейчас в ней — средние образовательные учреждения всей столицы, их более 750. Нагрузка выросла в тысячи раз.

"Фатальных сбоев, чтобы дневник "упал" и в течение нескольких часов "лежал", у нас не зафиксировано. Иногда бывают нарушения быстродействия системы — и, надо сказать, они не всегда связаны с работой самой системы, они иногда связаны с работой Интернета", — говорит руководитель направления информатизации образования Департамента информационных технологий Москвы Светлана Романова.

Электронная школа — программа новая, причем во всем мире. Москва — законодатель новой электронной системы образования. В ее основе — прозрачность учебного процесса.

— Когда учился я, у многих из нашего класса было два дневника: один для родителей, другой — для школы. Сейчас такой номер пройдет в электронном виде?

"Нет, сейчас такой номер уже не пройдет: школа прозрачна, система прозрачна — что ученик получил, то видят его родители", — отвечает педагог Наталья Венкова.

Родители могут в любой момент проследить по телефону или компьютеру, во сколько их ребенок пришел в школу, и посмотреть, что он ел на обед. Но больше плюсов — в самом процессе обучения.

Фраза "Иди намочи тряпку" в московской школе уже не актуальна — да и мелом здесь уже давно никто не пишет. Учителя используют интерактивные панели, здесь можно выводить на экран любые рисунки, видео, схемы, чертежи — в общем, сделать все для того, чтобы урок был интересным.

Рюкзак, перегруженный учебниками, скоро останется в прошлом — их заменит планшет. В классах по новой системе уже идут практические занятия. Через камеру за школьниками наблюдают профессора медицинского университета имени Сеченова.

"То есть, если ребята все сейчас сдали, поступают, то у них уже есть зачет и им не нужно это все отрабатывать на первом курсе", — говорит учитель биологии Нина Сухова.

627-я школа одной из первых стала осваивать программу "Московская электронная школа". Плюсов явно больше, чем минусов, утверждают как учителя, так и ученики. Даже вместо старой физкультминутки — настоящий танцевальный аттракцион.

В ближайшие две недели специалисты обещают усовершенствовать программу электронных дневников и полностью устранить сбои в системе.

​С сентября 2014 года московские школы перешли на единый электронный журнал и дневник, размещенный на портале госуслуг. И до сих пор в среде учителей и родителей кипят страсти по поводу его работы. Под петицией с требованием вернуть столичным школам право самостоятельно выбирать электронные дневники собрано уже больше 20000 подписей.

Эксперимент по постепенному переводу российских школ на журналы и дневники в электронной форме стартовал два года назад. В электронные журналы и дневники проставлялись не только оценки - вносилась информация о прогулах, расписании уроков, домашних заданиях, продолжительности перемен и внеклассных занятиях, здесь выкладывались графики успеваемости учащегося по отдельным предметам и всего класса, с помощью электронного дневника можно было, не вставая с дивана, пообщаться с учителями, учениками и их родителями. Последние имели возможность получать оценки ребенка на мобильник или электронную почту.

В общем, преимущества новинки были очевидны всем - и учителям, и родителям, и детям. Первое время директора московских школ сами выбирали, каким сайтом с электронными журналами пользоваться. В ноябре 2013 года Департамент образования издал приказ, обязывающий столичные школы в новом учебном году отказаться от использования электронных дневников, подготовленных независимыми компаниями-разработчиками, и перейти на электронный журнал и дневник Московского регистра качества образования. Чиновники объясняли приказ тем, что электронные дневники от независимых разработчиков содержат ненужную рекламу, платные сервисы и недостаточно хорошо защищают личные данные пользователей.

За комментариями по поводу работы единого электронного журнала и его преимуществах мы сначала обратились в Департамент информационных технологий, который по логике занимается поддержкой этого сервиса. Там наш запрос перенаправили в Департамент образования.

Во-первых, электронные журналы и дневники несут большой объем персональных данных, - пояснил "МП" заместитель руководителя департамента Александр Гаврилов. - Сайт ЭЖД МРКО базируется на мощностях Департамента информационных технологий, которые обеспечивают их надежную защиту. Такой уровень безопасности данных не может гарантировать ни одно коммерческое приложение. Во-вторых, государство гарантирует работу электронного журнала на длительный срок. В-третьих, дневник для родителей бесплатный. Он имеет множество дополнительных функций и интегрирован с другими городскими сервисами. Говоря о разнице между ЭЖД МРКО и другими электронными дневниками, мы сравниваем несравнимые вещи - схожих по функциям и параметрам дневников просто нет.

Но это мнение чиновника. На создание единой электронной системы дневников из московского бюджета было выделено 22 миллиона рублей. У учителей возникает законный вопрос: на что были потрачены эти деньги, ведь, по мнению многих, новым электронным журналом просто невозможно пользоваться.

Переход к системе ЭЖД МРКО для нас стал полной неожиданностью, - рассказал "МП" Александр Кондрашев, преподаватель истории в школе "Интеллектуал". - В сентябре пришла директива от Минобразования, и потянулись наши мытарства. Начнем с того, что заработала система лишь ближе к началу октября. И до сих пор в ней такое количество ошибок и проблем, что назвать ее функциональной язык не поворачивается. Исчезают уроки и оценки: как-то у меня все проставленные отметки внезапно превратились в девятки. У моей коллеги статус всех учеников ни с того, ни с сего сменился на "отчислены". Сайт ужасно тормозит, временами вообще не работает. Говоря языком айтишников, систему ЭЖД МРКО нельзя назвать иначе, как сырым альфа-продуктом. Только школьников в Москве почти 800 тысяч, вместе с учителями и родителями число пользователей системы дойдет до двух миллионов, и я не понимаю, почему из-за непродуманной инициативы Минобра все эти люди должны страдать.

По-видимому, из-за огромного количества пользователей на едином портале госуслуг система электронных дневников часто зависает или вообще оказывается недоступна. На сайте регулярно появляется сообщение: "Московский регистр качества образования недоступен из-за проведения технических работ". Так, только за минувший месяц по данным "Яндекс.Метрики" сервис был недоступен 22 раза, а технические работы занимают от 10 минут до трех с лишним часов. Некоторые учителя жалуются на то, что из-за постоянных сбоев электронные журналы им приходится заполнять по ночам.

Пользователи в интернет-сообществах, посвященных ЭЖД МРКО, тоже фиксируют постоянные зависания сайта. "После колонки оценок - ошибка подключения, и начинай все сначала", - пишет Елена Сафонова из школы №2093 ВАО, "ГБОУ Школа №1010 - тоже висим", - отмечает Дмитрий Бондарев. "У меня вчера страница загружалась ровно минуту вместо максимально допустимых по требованиям Минобрнауки 5 секунд"... Таких сообщений в соцсетях сотни. Преподаватели сообщают, что расписание на сайте единого электронного дневника регулярно "распадается", уроки из него пропадают, отметки тоже теряются или оказываются проставленными не в тех графах.

Стоит ли удивляться, что в октябре в интернете появилась электронная петиция против навязывания московским школам единого электронного дневника. За месяц свои подписи под ней поставили десятки тысяч человек. Недовольны новыми дневниками не только учителя, но и родители:

Единый дневник неудобный и неинформативный, - считает мама московского школьника Анна. - Раньше у нас был дневник.ру, он был не только бесплатный, но и яркий, понятный, заходить в него могли и мой ребенок, и я. Вход в дневник на едином портале госуслуг осуществляется только через СНИЛС. Заводить на ребенка СНИЛС - это целая история, а давать ему доступ через свой логин я не хочу, потому что на едином портале много лишней для него информации. Раньше, если мальчик не успел записать домашнее задание, он заходил в дневник.ру и смотрел, теперь должна заходить я и ему диктовать. Дальше. Единый дневник постоянно висит. Я, например, могу сходить за чашкой чая, и все это время страница будет только открываться. Удобнее в старом дневнике были и связь с учителями, и система выставления оценок. Оценки теперь проставляются все скопом, а раньше было отдельно за каждую четверть. Наконец, я больше не могу посмотреть, на уроке ли сейчас находится мой ребенок, а узнать это могу теперь только постфактум.

Мама другого московского школьника, Елена, говорит, что в старом электронном дневнике (eljur.ru), помимо всего описанного, за небольшую сумму (в районе тысячи в год) можно было оформить допуслугу: оценки ребенка приходили эсэмэской на телефон. В ЭЖД МРКО такой функции нет, и, как рассказали Елене в техподдержке нового детища, не предвидится. Зато Департамент образования с полным правом может хвастаться, что в их электронном журнале нет платных услуг.

По закону при этом московские школы по-прежнему вольны выбирать, каким сервисом пользоваться.

Такое право гарантировано 28-й статьей ФЗ "Об образовании". На практике же смелых директоров, которые наотрез отказались бы от неудобного дневника, пока не нашлось, и мне нетрудно догадаться, почему, - считает Александр Кондрашев.

Все директора у нас являются наемными работниками, и уволить их могут в любой момент, поэтому даже самые странные инициативы чиновников они вынуждены исполнять.

В свою очередь Александр Гаврилов объяснил "МП", что решение о переходе на ЭЖД МРКО принято на единой общегородской основе. Если отдельные школы и захотят пользоваться другим электронным дневником, то делать это они могут исключительно параллельно и за свой счет. Кроме того, считает чиновник, большая часть проблем с работой сервиса уже решена. По словам Гаврилова, последние две-три недели сайт работает корректно. А все, что было некорректного, было связано с техническими работами, которые уже завершились.

На сайте общегородского электронного дневника действует круглосуточный телефон техподдержки, и в последние две недели число обращений на него резко сократилось, - отметил чиновник.

Кроме "горячей линии", в помощь учителям был создан специальный сайт, на котором можно найти ответы на часто задаваемые вопросы и другую полезную информацию. Есть там и кнопка "проблемы", нажав на которую пользователь может сообщить о сбоях в работе журнала. Правда, по отзывам учителей, она не работает: при нажатии на нее в любом из распространенных браузеров просто ничего не происходит. Убедился в этом и ваш покорный слуга, безуспешно пытавшийся вчера нажать на заветную кнопку.

Учителя, с которыми мне удалось пообщаться, затруднились с ответом на вопрос, действительно ли электронный журнал в последние недели стал лучше работать. Некоторые вообще перестали туда заходить и вернулись к ведению бумажного журнала, потому что не хотят заниматься работой, результаты которой все равно пропадут. А Александр Кондрашев припомнил, что сбой в работе ЭЖД, превративший в "девятки" все его оценки, случился как раз ровно две недели назад.

Несмотря на заверения чиновников, пока что единый электронный журнал уступает своим аналогам почти по всем параметрам. Что же касается защиты информации, на которую так напирают чиновники, то она была реализована и в интернет-дневниках от независимых разработчиков.

Ближайшее время покажет, действительно ли недочеты в работе ЭЖД были временными. Если же никаких исправлений в систему внесено не будет, учителя готовы и дальше отстаивать свои права. Копии электронной петиции с требованием вернуть столичным школам право на выбор электронных дневников уже направлены министру образования Дмитрию Ливанову, мэру Москвы Сергею Собянину и вице-премьеру РФ Ольге Голодец.

Электронные дневники - новые, а вот проблемы - все те же. Первая четверть подходит к концу, но школьники и родители по-прежнему продолжают неравную борьбу против компьютерной системы. С какими сложностями пришлось столкнуться, и почему их до сих пор не удается решить?

"У меня нормальный Интернет, но электронный дневник не загружается. Это может продолжаться вечно ", - эта война с электронным дневником Ольге Косец уже снится. От бесконечной смены логинов и паролей устал уже, кажется, даже компьютер. Вся переписка в почте со школьными учителями посвящена одной-единственной теме - как зайти в электронный дневник. Система постоянно дает сбой. На носу - конец первой четверти, а у Матвея, если верить бумажному дневнику, всего одна двойка - по музыке. Домашних заданий вообще нет.

"За то, что он не выполнил домашнее задание, ему поставили двойку. Потом я звоню, спрашиваю: почему два? Отвечают: он не выполнил, мы ему говорили, он должен был записать. Если бы я это видела, это был бы один разговор, но когда я не вижу и не знаю, что я должна контролировать, то как я могу и за что я должна наказывать ребенка? " - недоумевает Ольга Косец.

С этого учебного года все столичные школы перешли на новый электронный дневник. Система - общегородская, единая, везде должна работать одинаково. Внедряли ее весь сентябрь, компьютеры зависали, образовательный процесс - тоже, но все терпели, надеясь, что проблемы - временные. Заканчивается октябрь. Проблемы, кажется, меняют статус на постоянные.

"Войти в систему невозможно: просит ввести пароль, пишет, что введен неправильный пароль, неправильный логин. Мы между собой с родителями общаемся, и ни у кого не получается, поэтому мы бросили эту затею и пользуемся только бумажными дневниками ". "Мы в первый класс ходим, и какие-то данные, расписания мы не можем посмотреть. Нам говорят: все очень просто, зарегистрируйтесь на портале госуслуг и там все получите. Но при регистрации на портале не выдается код, а код школа не может предоставить, говорят, что мы к ним не относимся. Получается какой-то замкнутый круг". "Я не могу посмотреть ни как мой ребенок учится, ни домашнее задание. Я прихожу в школу и смотрю лично, какое задание задают ", - жалуются родители.

Такой ручной контроль - единственный выход из тупиковой ситуации для многих родителей. От бумажных дневников в школах уже отказались, а электронные толком не работают. На каждом собрании в школе №2009, например, родители поднимают этот вопрос, но говорить перед телекамерой не хотят - боятся санкций со стороны педколлектива. По тем же причинам мы не показываем лица самих школьников.

"У нас дневники то глючат, то зависают, то оценки исчезают ". "Наши оценки и домашние задания туда вносят, но они там не появляются ". "Нам учителя оценки ставят, а оценка не ставится - дневник пишет, что какая-то ошибка 404, и все - он зависает, потом ошибка пропадает, и проставляется несколько оценок в одной клеточке, приходится удалять, это неудобно ", - рассказывают ученики.

Система электронная, от ошибок не застрахована даже она. Но если бы случаи были разовые, а проблемы временные. На деле о постоянных сбоях в работе электронных дневников и журналов говорят из года в год с того самого момента, как они в принципе появились. Вместо того, чтобы облегчить жизнь родителей, учеников и учителей, они ее нередко усложняют.

"Мы уже свою учительницу, извините, достали своими телефонными звонками. Каждый день приходится делать 3-4 звонка учительнице. А представьте, что в классе почти 30 человек. И она перестала брать трубку ", - объясняет Ольга Косец.

В департаменте образования говорят, что о масштабах проблемы не подозревали. Жалобы от родителей и учеников к ним почему-то не доходят. Но теперь обязательно проверят, как работает электронная система.

Текст: "Вести-Москва"

Фото: depositphotos/monkeybusiness Диетолог Елена Соломатина в разговоре с Москвой 24 рассказала, как справиться с алкогольным и пищевым отравлениями, а также что делать, если переели.
M24.Ru
20.12.2019 Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов Московский метрополитен открыл бесплатный каток для пассажиров.
M24.Ru
20.12.2019 Фото: Агентство "Москва"/Андрей Никеричев Трансляцию традиционной пресс-конференции Владимира Путина, которая прошла 19 декабря, на эфирных телеканалах посмотрели более 1,2 миллиона жителей столицы,
M24.Ru
20.12.2019

С 1 сентября все школы Москвы перешли на единый электронный дневник и журнал.. Электронный дневник школьника позволяет контролировать успеваемость в школе, отслеживать выполнение учебной нагрузки, а также обеспечивать своевременное информирование всех заинтересованных лиц в учебном процессе.

Кто может обратиться за услугой "Электронный дневник": Родители обучающихся (законные представители), обучающиеся

Стоимость услуги и порядок оплаты "Электронный дневник": Бесплатно

Сроки предоставления услуги" Электронный дневник": Постоянно в течение учебного года

Результат оказания услуги "Электронный дневник": Полная информация об успеваемости обучающегося, мероприятиях в образовательной организации, взаимодействие с участниками образовательного процесса.

Источник: mos.ru

Электронный дневник не работает, октябрь 2017

Ряд родителей в Москве в сентябре 2017 года столкнулись с тем, что электронные дневники на пгу не работают в полной мере (например нет оценок учеников). Учителя объясняют это техническим работами (обновлением программного обеспечения электронных дневников. В сети также появляются сообщения о проблемах с доступом к электронным дневникам.

В случае возникновения проблем с доступом к электронному дневнику, в первую очередь необходимо проверить Ваши данные (электронная почта, номер мобильного телефона, СНИЛС (при наличии)), указанные в Вашем личном кабинете. Если заполнены не все данные, то обязательно внесите их в Личный кабинет. Обращаю внимание, что следует вносить действующие адрес электронной почты и номер мобильного телефона. Для успешного входа в дневник они должны совпадать с данными, указанными в школе. После этого попробуйте войти в дневник еще раз.

Если войти не получается и данные некорректны, для получения доступа в электронный дневник следует связаться с классным руководителем любым удобным Вам способом и передать ему эти данные (номер мобильного телефона и e-mail).

Электронный дневник школьника, не могу зайти 2017

Отвечает советник руководителя Департамента информационных технологий Москвы по стратегическим проектам и инновациям Андрей Белозеров:

Ситуации бывают разные. У нас есть люди, которые заводили два личных кабинета на сайте mos.ru, указывая разные телефоны и e-mail. Соответственно, в одной учетной записи родитель видит своего ребенка, в другой – нет. Похожие проблемы возникают, если в школе допустили ошибку при вводе в систему данных родителя. Бывает и такое, что не получается зайти в электронный дневник, находясь на работе, из-за того, что отдельные корпорации по каким-то причинам закрывают доступ к сайту mos.ru.

В этом учебном году в электронном дневнике школьника появилось обновление, а именно – отказ от дополнительного логина и пароля при входе в дневник, которые раньше выдавались в школах. Это нужно для безопасности персональных данных ребенка, а также упрощения входа в дневник. Теперь для работы с электронным дневником достаточно иметь учетную запись на mos.ru. После авторизации на портале родители могут сразу войти в дневник без необходимости вводить дополнительные пароли.

Электронный дневник школьника, направляются ли сведения о его проверке в органы опеки

Основные трудности при использовании электронного дневника носят не технический, а скорее человеческий характер. Это устаревшие ссылки, по которым родители пытаются попасть в дневник, опечатки в e-mail, фамилиях и других сведениях, не позволяющих корректно идентифицировать пользователя, недостаточный уровень компьютерной грамотности, а также отсутствие привычки работать не с бумажным журналом и дневником, а электронным. При этом появились даже такие заявления, что, якобы, если родитель вовремя не ознакомился с записями в дневнике, то сведения об этом автоматически направляются в органы опеки. Не волнуйтесь, такой функции в дневнике нет.

Команда Департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ), которая занимается внедрением ИТ в столичное образование, рассказала о работоспособности обновленного электронного дневника и журнала, а также назвала основные причины, почему «дневник не работает».

Весь сентябрь 2017 года в СМИ и социальных сетях активно обсуждается тема использования московскими учителями и родителями сервиса «электронный дневник школьника». Мнения о необходимости данного сервиса в школах, удобства работы с ним, востребованности и эффективности в сравнении с бумажным аналогом, разделились. В пику москвичам, которые активно поддерживают информатизацию образовательного процесса, выступают люди, столкнувшиеся с определенными трудностями при попытке освоить «новые технологии».

Чтобы расставить точки над «и», специалисты Департамента информационных технологий города Москвы проанализировали обращения граждан на тему работоспособности электронного дневника и журнала, выделили основные сложности, с которыми сталкиваются пользователи, назвали их причины, а также рассказали о методах исправления ситуации. Так, лидерами среди проблемных тем стали жалобы о невозможности войти в дневник, а также на то, что «дневник постоянно не работает».

«Ситуации бывают разные.. Соответственно, в одной учетной записи родитель видит своего ребенка, в другой - нет. Похожие проблемы возникают, если в школе допустили ошибку при вводе в систему данных родителя. Бывает и такое, что не получается зайти в электронный дневник, находясь на работе, из-за того, что отдельные корпорации по каким-то причинам закрывают доступ к сайту сайт», - прокомментировал ситуацию советник руководителя ДИТ Москвы по стратегическим проектам и инновациям Андрей Белозеров.

К текущему учебного году ДИТ ввел в сервис «электронный дневник школьника» важное и заметное обновление, а именно - отказ от дополнительного логина и пароля при входе в дневник. Поскольку данное обновление коснулось подавляющего большинства пользователей, это также вызвало волну непонимания со стороны родителей. В связи с чем еще одним частым вопросом в службу технической поддержки дневника стал: «Почему в школе мне до сих пор не выдали пароль, как войти в дневник?».

«Раньше в школах выдавали логин и пароль и вот как это выглядело: учитель печатал их на бумаге, затем разрезал ножницами, листы раздавал родителям, которые их теряли и потом не могли зайти в дневник и жаловались, что он не работает. Вторая и еще более плохая ситуация: когда учитель на странице, например, группы Вконтакте публиковал на стене логины и пароли всего класса, и тогда любой желающий мог их использовать. От этой системы надо уходить, и поэтому мы отказались от всех логинов и паролей, которые выдавались в школах» - поделился Андрей Белозеров.

Именно поэтому, чтобы обеспечить необходимый уровень информационной безопасности персональных данных ребенка, а также существенно упростить процесс входа в дневник, была изменена система авторизации пользователя.. После авторизации на портале родители могут сразу войти в дневник без необходимости вводить дополнительные пароли.

Таким образом, основные причины, с которыми сталкиваются пользователи дневника, носят не технический, а скорее человеческий характер: устаревшие ссылки, по которым родители пытаются попасть в дневник, опечатки в e-mail, фамилиях и других сведениях, не позволяющих корректно идентифицировать пользователя, недостаточный уровень компьютерной грамотности, а также отсутствие привычки работать не с бумажным журналом и дневником, а электронным. Но основной причиной сложившейся ситуации с негативными комментариями вокруг дневника, Белозеров назвал недоработки ДИТа в части информирования учителей и родителей о том, как с дневником работать. Это привело, в том числе, и к появлению таких заявлений, что, якобы, если родитель вовремя не ознакомился с записями в дневнике, то сведения об этом автоматически направляются в органы опеки. «Такой функционал в дневнике не предусмотрен!» - безапелляционно заявил Белозеров.

В то же время ДИТ подтверждает, что комплексное обновление системы, сезонная повышенная нагрузка на сервис, обновление функционала системы действительно вызывают определенную техническую нестабильность работы сервиса. Однако подобные случаи носят не массовый, а локальный характер и оперативно исправляются, благодаря онлайн мониторингу, который в режиме 24х7 контролирует работоспособность всех систем.

По словам Андрея Белозерова, «некоторые несоответствия в переходе на обновленный дневник и журнал действительно существуют. В то же время они не имеют массового характера, система работает стабильно. Об этом говорит тот факт, что за первые три недели сентября 2017 года в ней было выставлено более 11 миллионов отметок, назначено более 1,5 миллионов домашних заданий. Мы не перестаем в круглосуточном режиме работать над улучшением электронного дневника и журнала и устранением ошибок пользователей. Мы стараемся представить картину достаточно полно - именно информирование и коммуникации со всеми участниками процесса являются сейчас одной из самых приоритетных задач ДИТ».

Основными задачами на оставшиеся дни сентября и октябрь 2017 года ДИТ для себя видит обеспечение технической стабильности работы сервиса, а также информационно-образовательную кампанию среди учителей и родителей.

Похожие публикации