Чем отличается жизнь сельского жителя и горожанина. Влияние городского и сельского образа жизни на здоровье школьников Разные люди, разные жизни

Городской, деревенский… Сколько раз в своей жизни мы слышали и сами произносили эти понятия, не особо задумываясь над их глубинным смыслом! Для нас это слова-антонимы, значение которых мы усвоили с детства. Однако знаем ли мы точно и основательно, в чем разница между жителями этих двух «населенных пунктов»? Казалось бы, ответ однозначный – да. Но как показали обзоры данной темы в интернете и личный опыт авторов, это далеко не всегда так. Как правило, понимание того, чем отличается городской образ жизни от сельского, основывается на нескольких стереотипах, которые не являются исчерпывающими и определяющими. Надеемся, что наша статья поможет читателю разобраться в данном вопросе. Заранее предупредим, что речь пойдет о жизни в достаточно развитых и процветающих городах и селах.

Все мы родом из деревни…

Казалось бы, спорное утверждение. И, наверное, горожане в десятом поколении будут возмущены до глубины души. Однако если заглянуть в дальнее далеко, это, безусловно, так. Когда первобытный человек вышел из пещеры и построил первые шалаши, то это было жилье вовсе не городского типа, а именно сельский поселок, где на первом месте стояли земледелие, содержание домашних животных и скота, охота. Причем такой образ жизни длился тысячелетиями. Поэтому как бы кто ни гордился своей городской родословной – корни ее выросли из деревни.

Однако вернемся из далекого прошлого в сегодняшнее настоящее. Каковы основные характеристики современного села? Их трудно не заметить.

Материальное

Деревня, поселок – это всегда небольшое сообщество людей, проживающих на относительно малой территории. Например, во многих республиках бывшего СССР до сих пор действует норматив – если число живущих в одном населенном пункте (имеется в виду село, деревня) переваливает за 10 тыс. человек, то он получает статус ПГТ (поселок городского типа), то есть почти город. Опять же – нигде в мире вы не встретите село размером с Париж или Москву. Хотя справедливости ради стоит отметить, что эти города (как и подавляющее большинство других) тоже когда-то начинали с маленьких деревушек. Перечислим некоторые основные приметы, присущие в обязательном порядке сельским поселениям.

  • Отсутствие крупного производства. Конечно, есть много заводов, комбинатов и мощных промышленных комплексов, расположенных далеко от городов, но все жилые и нежилые постройки вокруг них имеют статус как минимум ПГТ или же специализированного городка.
  • Обязательное наличие натурального хозяйства. Во многих сегодняшних селах строятся современные мало- и многоэтажные дома со всеми городскими удобствами. Однако основной жилой фонд любого сельского поселения – это частный дом с подворьем и участком земли под посадки.
  • Финансовая составляющая. Сейчас многие селяне работают не на земле, как это было в недалеком прошлом. Они трудятся на небольших, но достаточно современных предприятиях разной специализации, которые во множестве созданы в нынешних селах. Эти заводики, мастерские, отдельные производственные цеха ничем не отличаются от подобных предприятий в городе. Однако следует признать, что средняя зарплата по селу ниже, чем в городе, а в некоторых местах – довольно существенно. И это статистика не только по СНГ, но и по всему миру.
  • На селе вы не встретите академиков или конструкторов космических кораблей. За редким исключением, не работают здесь также и великие артисты или выдающиеся архитекторы. И вызвано это не отсутствием талантов (с этим как раз все в порядке), а отсутствием материальной базы для труда и творчества подобных личностей. В деревне вы не найдете Большого Художественного театра или НИИ Травматологии мозга. Здесь нет Национальных библиотек и Третьяковских галерей. Плохо это или хорошо – вопрос открытый. Но то, что это непрактично, понятно без слов.
  • И еще. Лет 20-25 назад можно было бы написать о некомфортном проживании на селе (на территориях бывшей страны Советов). Сейчас эта тема уже не актуальна. При сегодняшних технологиях можно обеспечить себе условия не хуже, чем в городе, – даже в глухой тайге. Все зависит от наличия соответствующих финансов. На Западе данная проблема была решена много десятилетий назад.

Духовное

Остановимся также немного на духовной составляющей современного села. А она занимает немалое место в деревенском образе жизни.

  • Сельское население более дружное, чем городское. Обусловлено это тесными связями между членами этого общества. Родственные, соседские отношения здесь гораздо крепче, чем в условиях мегаполиса.
  • На селе люди более-менее равны по социальному статусу, нет больших культурно-материальных разрывов между членами сельского социума. Сельская интеллигенция (врачи, учителя и т. д.) значительно ближе к простым селянам, чем их городские собратья к так называемым работягам.
  • Жизнь, духовное общение между односельчанами течет размерено, стабильно и доверительно. Сам ритм подобной жизни способствует более искренним отношениям между людьми, их высокой способности к взаимовыручке и состраданию. Недаром все мы знаем фразу: «У соседа загорелся амбар, и мы тушили его всей деревней». Однако никто не слышал, например, такого выражения: «Загорелась соседняя девятиэтажка, и мы тушили ее всем микрорайоном». Невозможно себе представить, чтобы во время пожара на селе его жители собрались в кучу подальше от пламени, фотографировали его на мобильники или делали селфи на фоне огня, не думая при этом даже о какой-то мизерной помощи приехавшим пожарным. К сожалению, в городе это в порядке вещей.
  • У жителя села любовь к своей малой родине значительно сильней, чем у горожанина. И хотя многие могут сказать, что это спорное утверждение, так как немало деревенской молодежи уезжает в город и всеми силами старается там закрепиться, есть не меньше примеров, когда из маленького городка человек переезжает в столицу или большой региональный центр и напрочь забывает, откуда он, и десятилетиями не вспоминает город своего детства. Деревенский житель в большинстве своем всегда помнит, откуда он родом, и при первой возможности едет к родным березкам хотя бы на несколько дней.

Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…

Монстр, красавец, фантастический, безжалостный, равнодушный… Эти, и не только, эпитеты можно услышать в сочетании со словом город. И надо признать, что все они правомерны. Город – это сын деревни, сын своенравный, взбалмошный, совсем не похожий на своего родителя. И отличие городского образа жизни от сельского бросается в глаза любому человеку, приехавшему сюда из далекой деревушки. Огромный, ненасытный, поглощающий все, что дает земля, наделенный всеми известными пороками – он иногда может показаться наказанием, посланным людям за их грехи. Но не будь города, никогда бы человечество не поднялось на сегодняшнюю ступень цивилизации. Все глобальные достижения нашего мира создавались в городах, и это непреложный факт. Города необходимы для развития человеческого сообщества, во всяком случае на сегодняшней исторической ступеньке. Рассмотрим более подробно признаки, характеризующие типичный городской пейзаж.

  • Огромные, многоэтажные жилые муравейники, где в одном подъезде зачастую проживает больше людей, чем в некоторых крепких деревнях. Заводы, фабрики, крупные промышленные и торговые объединения – органическая черта любого более-менее развитого городского поселения.
  • Продвинутая медицина, наука, большие учебные комплексы (институты, университеты, академии и т. д.) – опять же исключительно городская привилегия.
  • Одно из значимых преимуществ города перед деревней заключается в хорошо развитой инфраструктуре. Как известно, это понятие объединяет в себе наличие транспортной системы, школы, медучреждения, сервисные комплексы, услуги бюджетных организаций, торговые объекты и т. д. То есть, проще говоря, все то, что делает жизнь человека за порогом его дома проще и комфортней, можно отнести к инфраструктуре. К сожалению, даже в современных и процветающих селах многие элементы такой системы оставляют желать лучшего.
  • Большая проблема для любого села и даже небольшого районного городка – выбор специальности и устройство на работу по ней. В большом, богатом городе этот вопрос стоит значительно менее остро. При настойчивости, способностях и сильном желании горожанин почти всегда способен найти себе работу по вкусу и специальности.
  • Город переполнен всевозможными развлечениями. Театры, выставки, многочисленные спортивные зрелища, концерты – все это является вполне обычными, естественными вещами для горожанина, а для деревенского жителя скорее относится к разряду экзотики, редкого праздника…
  • Политические события, культурные и обычные революции, коренные реформы всегда начинаются в городах и уже оттуда распространяются по всей территории страны.
  • В городе очень сильны контрасты в межличностном общении социумных групп. Например, в какие-то переломные, кризисные моменты рабочие одного или нескольких заводов могут объединиться и организованно выступить с насущными требованиями, оказывать друг другу моральную и материальную поддержку. Здесь мы видим определенную схожесть с сельской общиной. Однако те же самые рабочие могут жить в одном многоэтажном и многоподъездном доме и толком даже не знать, кто обитает с ними на одной лестничной площадке. В деревне это в принципе невозможно. Там не только знают досконально все о своих соседях, но и зачастую имеют такие же сведения обо всей улице, а то и обо всей деревне.
  • Разобщенность горожан давно уже стала притчей в языцех. Случаи, когда, к примеру, в соседней квартире умирает одинокий человек и лежит там неделями, а то и месяцами, – не редкость. Соседи начинают реагировать только на неприятный запах, и то далеко не всегда. Мы привели этот мрачный пример лишь для того, чтобы показать, насколько люди, проживающие в городе, далеки друг от друга в плане общения, несмотря на гораздо более скученное проживание по сравнению с деревенскими жителями.
  • Ритм жизни в городе несравним с деревенским темпом. Он значительно выше, более суетлив и до предела наполнен стрессами. Неудивительно, что по статистике, несмотря на более высокий уровень медицинского обслуживания, горожане в среднем живут меньше, чем их сельские сограждане.

Примечание. В очень редких случаях некоторые вышеперечисленные факторы присутствуют и в деревне, но это исключение из правил, только подтверждающее правило.

Сравнение

Выше мы описали наиболее, по нашему мнению, характерные признаки городского и сельского образа жизни, хотя следует признать, что это далеко не исчерпывающий анализ. Теперь попробуем свести все это в одну таблицу и сделать некоторые выводы.

Таблица

Город Село
Наличие крупных промышленных объектов. Масса работающих, выполняющих какую-то узкую функцию приводит к обезличиванию их взаимоотношений Мелкие мастерские и цеха – основная промышленность в сельской местности. Соответственно, отношения между работниками на них почти «родственные»
Широкие возможности в учебно-образовательном плане дают юному поколению горожан относительную свободу в выборе будущей профессии и, соответственно, позволяют стремиться к более высоким целям Как правило, на селе выбор для молодежи в плане дальнейшего развития небольшой. Либо ехать в город, получать специальность, нужную для сельского хозяйства, тем самым ограничивая творческий потенциал своей личности, и возвращаться на «малую родину». Либо выбирать то, к чему лежит душа, и пытаться остаться в городе для воплощения своей мечты, что совсем не так просто, как, к примеру, для коренного горожанина
Хорошо развитая инфраструктура. С одной стороны, повышает темп жизни и коэффициент полезного действия, с другой – увеличивает стрессовые риски Часто бывают ситуации, когда время тратится совершенно непродуктивно и при всем желании ничего нельзя поделать. Однако при этом все течет неторопливо и количество потраченных нервов значительно меньше, чем в «городском варианте» (см. пример ниже)
Городская медицина, как правило, значительно превосходит сельскую, что, как ни странно, приводит горожан к более бережному отношению к своему собственному здоровью. Хождение по врачам – одно из любимых занятий определенной группы городских жителей, особенно в преклонном возрасте Не очень качественная медицина не особо влияет на здоровье сельчан и не вызывает у них резких нареканий. Хорошая экология, относительно чистые продукты делают свое дело в оздоровлении сельских граждан лучше любого дипломированного врача. Сельчане в массе своей здоровей горожан, да и живут дольше
Множество доступных развлечений и услуг. Это позволяет частично снимать стресс, накопленный за день, неделю, месяц. Хотя некоторые «игрища», наоборот, его увеличивают. Однако масса разнообразнейших мероприятий вызывает определенную пресыщенность и зачастую не способствует здоровью Подавляющее большинство «городских» видов отдыха недоступно сельским жителям ввиду их элементарного отсутствия. Однако в этом есть и положительный момент. Приезд известного исполнителя или музыкальной группы вызывает бурю положительных эмоций и запоминается до конца жизни
Работа. Гораздо больше возможностей в карьерном и профессиональном плане. Широкий выбор специальностей. Но есть минус. Такая доступность вызывает некоторое несерьезное отношение к работе у многих горожан (в первую очередь молодых), легкомысленность, что, конечно, не улучшает производительность и качество труда Выбор профессий на селе невелик. Да и вакансий не так много. Поэтому, как правило, деревенские относятся к своей работе ответственно и серьезно. И неважно, где они работают – в городе или на «малой родине». Общеизвестно, что работник, приехавший из деревни, наиболее исполнителен и надежен
Огромная скученность населения и в то же время – его разобщенность и замкнутость. Принцип «мой дом – моя крепость» никто не отменял, и в современных городах он воплощен в полной мере и даже получил дальнейшее развитие – «что происходит за стенами моей крепости, меня совершенно не касается» На селе еще сохранились остатки былой патриархальности прошлых столетий. Все друг друга знают, живо интересуются даже самыми незначительными событиями внутренней жизни своего сельского сообщества и обсуждают их. Во многих деревнях до сих пор не закрывают днем входные двери, что для города совершенно немыслимо
Высокий ритм жизни с большим количеством стрессовых ситуаций. В городе у человека всегда возникает масса проблем независимо от его желания. Соответственно, у многих горожан вырабатывается определенный стиль жизни, общения – нервно-агрессивный. Это своего рода защитная реакция на постоянные внешние раздражители На селе ритм жизни гораздо спокойней и неторопливей. В большинстве своем селяне добродушны и открыты. С ними легко установить контакт и редко встретишь необоснованную агрессию. Попав в городские условия, им нередко приходится достаточно тяжело на первых порах именно из-за неспособности жестко реагировать на какие-то, с их точки зрения, мелочи

Внимательный читатель может спросить: «Какое отношение имеет все вышеперечисленное к теме статьи – в чем разница между городским и сельским образом жизни?» Самое прямое. Например, наличие высокоразвитой инфраструктуры позволяет горожанину загрузить свой день более полно, чем тому же сельчанину.

Образ жизни сельского населения

Россия традиционно крестьянская страна и поэтому события XX в. и интенсивная урбанизация не успели вытеснить из массового сознания россиян, даже тех, что теперь живут в городах, традиции, привычки и элементы деревенского образа жизни.

Сфера труда, быта и досуга сельского населения современной России во многом отличается от условий прошлого, но определенные традиции и навыки сохранились до сих пор у старшего поколения деревенских жителей. Основная черта образа жизни крестьянина - постоянный физический труд в любой день недели, особенно во время сева, покоса, жатвы, изнурительный, от зари до зари.

На основе анализа трудовой деятельности, потребления услуг социально-бытового обслуживания и использования свободного времени можно охарактеризовать различные виды образа жизни населения в сельской местности.

Следует отметить, что в сельский образ жизни определенные изменения вносит рекреационная деятельность горожан. Во многих сельских населенных пунктах в летнее время, а иногда и большую часть года в собственных домах или у родственников живут горожане. В большинстве случаев, особенно применительно к дальним мелким поселениям, они осуществляют роль посредников между городом и сельской местностью, снабжая селян городскими товарами, лекарствами, обеспечивая ремонт бытовой техники и т.д. В определенной мере они демонстрируют сельским жителям образцы городского поведения, городской культуры, к которым особенно восприимчива сельская молодежь.

В настоящее время можно говорить и об образе жизни в самостоятельных фермерских хозяйствах, который в нашей стране совершенно не изучен. Семьи фермеров, выбравшие для себя сельский образ жизни, в то же время во многом ориентированы на городские ценности. Для них жизненно необходима высокая механизация сельскохозяйственного производства и домашнего хозяйства, наличие собственного автотранспорта, потребление элементов городской культуры -- радио, телевидение, газеты, журналы, книги.

Факторы, отрицательно воздействующие на здоровье сельчан

Труд, быт, отдых людей в сельской местности имеет ряд особенностей, связанных с регионом проживания и видом деятельности. Это и более тесный контакт с природным окружением по сравнению с горожанами, и большая зависимость от природных условий, стихийных явлений- наводнений, засух, лесных пожаров, метелей и др.

Труд на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется рядом специфических черт. К их числу относятся двойная занятость трудоспособного населения (в общественном секторе и личном подсобном хозяйстве), неравномерное распределение труда в общественном производстве по сезонам года.

Кроме того, неравномерное участие в общественном труде отдельных категорий и групп работников (слабая занятость одних и чрезмерная занятость других), большая, чем в городе продолжительность совокупного рабочего времени населения.

Режим труда в сельском хозяйстве менее благоприятен, чем в промышленности, на транспорте и других городских видах деятельности. Помимо «разорванного» рабочего дня (например, у доярок в связи с особенностями производства, у полеводов в южных районах из-за невозможности работать на жаре в середине дня) работник сельского хозяйства не имеют регулярных выходных дней пли полных отпусков.

Для российского сельского хозяйства, которое в недавнем прошлом было практически почти полностью колхозно-совхозным важное значение приобрело личное подсобное хозяйство. С его помощью удовлетворяется основная часть потребностей сельского населения в продуктах питания. Но личное подсобное хозяйство требует больших затрат физического труда и времени. Это обстоятельство в определенной мере препятствует развитию человеческой личности из-за сокращения свободного времени.

Деятельность людей, занятых в наиболее массовых сельскохозяйственных профессиях, связана с длительным пребыванием на открытом воздухе, что определяет постоянное воздействие на организм погодных факторов.

Практически повсеместно значительное количество сельских жителей постоянно соприкасается с сельскохозяйственными животными. Это накладывает определенный отпечаток на их образ жизни и может угрожать их здоровью, особенно при контактах с больными животными. Среди животноводов и ветеринарных работников распространено такое тяжелое заболевание, как бруцеллез, повышенная заболеваемость которым в последние годы отмечалась в Восточной Сибири и Поволжье.

Регистрируется заболеваемость туберкулезом, некоторые формы которого передаются сельскохозяйственными животными. Продолжается регистрация больных лептоспирозом. Отмечаются и другие заболевания, связанные с животноводством.

Посещение территорий с природными очагами клещевого энцефалита, тулерямии, клещевого риккетсиоза, бешенства и других зооантропозов приводит к заболеваемости людей. В последние годы эти болезни наблюдаются и у горожан, занятых работами на своих садовых участках.

В современном сельском хозяйстве широко используются различные машины и механизмы. В то же время сохранилось много операций, при которых господствует тяжелый ручной труд с большими затратами энергии, -- ручная косьба, прополка, ручное доение и пр.

Наиболее массовые виды труда в сельском хозяйстве -- полеводство и животноводство. В полеводстве все виды работ (пахота, посев, уборка урожая и др.) выполняются на открытом воздухе, а рабочее место большинства механизаторов -- кабины тракторов, комбайнов, автомашин. Сельскохозяйственные работы в переходные периоды года -- весной и осенью -- выполняются при пониженных температурах, иногда под дождем. Поэтому у жителей села часто регистрируются невралгии, миалгии, ревматизм и другие заболевания, причиной которых служит охлаждение организма, особенно при физическом напряжении.

В летнее время в южных районах России наблюдаются высокие температуры воздуха в сочетании с повышенной инсоляцией. При этом температура воздуха в закрытых от пыли и выхлопных газов кабинах сельхозмашин может повышаться до 35 - 37 С, даже если температура наружного воздуха не превышает 25 °С. В подобных условиях возможно перегревание организма, возникновение тепловых и солнечных ударов. Профессиональный вред механизаторам причиняют запыленность и загазованность рабочего места, воздействие шума и вибрации. Влияние каждого из этих факторов в отдельности и особенно их сочетание оказывают крайне негативное влияние на человеческий организм и часто ведут к снижению уровня здоровья.

К перечисленным факторам следует добавить и травматизм, который очень велик среди сельского населения, в особенности механизаторов. В России среди причин смертности мужчин трудоспособного возраста травматизм устойчиво занимает первое место, заметно опережая такие причины, как сердечно-сосудистая патология. Потеря трудоспособности и гибель в результате травматизма в быту и на производстве весьма ощутима из-за пьянства и алкоголизма.

Труд животноводов также связан с рядом вредных факторов: загрязнением воздуха биогенными газами (сероводородом и аммиаком), значительной долей ручного труда при уборке помещений, уходе за животными, ручном доении. К профессиональным болезням доярок относятся нейромиозит, тендовагинит, периартрит и др.

Неблагоприятно воздействуют на окружающую среду и на здоровье населения ядохимикаты (пестициды), которые широко используются в сельском хозяйстве. Они попадают через воздух, с пищей и водой, а также через кожу и слизистые оболочки в организм и оказывают на него вредное воздействие. Доказано, что безвредных пестицидов не существует.

Гигиенически значимо поступление пестицидов через дыхательные пути. Быстрому всасыванию пестицидов в кровь способствует повышенная температура и влажность воздуха, а также значительная площадь (90 м2) дыхательной поверхности легких.

Действие ядов, поступающих в организм через дыхательные пути гораздо значительнее, чем при всасывании из желудочно-кишечного тракта. Это связано с тем что, при ингаляционном поступлении в организм яд минует печеночный барьер. При этом могут возникать острые и хронические отравления, что может повлиять на следующие поколения.

Вредное воздействие пестицидов возможно при их хранении, расфасовке, транспортировке, внесении в почву, протравливании семян, опылении и опрыскивании растений. Отравления возможны при случайном присутствии человека в зоне внесения пестицидов, а также при ветровом переносе ядовитых веществ, распыляемых с помощью наземных механизмов или авиации.

Проникновение пестицидов в организм человека вызывает повышение общей заболеваемости, развитие патологий беременности, врожденных физиологических и анатомических дефектов, торможение физического развития детей, служит причиной психических депрессий, нарушений памяти и способности к мышлению.

Кроме того, пестициды обладают выраженным канцерогенным действием.

На территориях, где пестицидные нагрузки составляет более 5 кг/га, обнаруживается повышенное содержания пестицидов в окружающей среде и продуктах питания. На этих территориях при анализе биологических сред (моча кровь) беременных женщин и молока кормящих матерей у 90 % были выявлены хлорорганические пестициды и различные концентрации солей тяжелых металлов (ртути, меди, цинка, свинца).

Изучение заболеваемости в районах высокой пестицидной нагрузки выявило у детей большое количество болезней органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, а также низкие показатели физического развития, особенно в период полового созревания.

Заключение. Современный горожанин стремится быть ближе к природе. Это стремление удовлетворяется строительством дачных домов и загородных коттеджей, переездом из центра города за город, а также сбором лекарственных и витаминоносных растений, грибов, ягод, рыбной ловлей и спортивной охотой. здоровье сельский животновод вредное

Современные средства связи, компьютерные технологии и транспортные коммуникации позволяют людям, живя за городом, работать в городах, что существенно меняет и оценки условий жизни в селе.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, усло­виями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает бук­вально полжизни селян - в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сель­ских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, ти­пичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие тради­ционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороп­лив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие боль­ших социальных и культурных различий между жителями, немного­численность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. пра­ктически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контроли­руемой социализации.

Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жите­лей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практи­чески невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объек­том для оценки со стороны окружения.

Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической ат­мосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чув­ства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. По мнению исследователя современной деревни В.Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрю­мую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тес­ной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников.


Город и городской образ жизни. Город - тип поселения, для которого характерны: концентра­ция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая сте­пень разнообразия человеческой жизнедея­тельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профес­сиональная и нередко этническая структуры населения.

Города различаются между собой по ряду параметров.

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350-400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); портовые с развитой промышленно­стью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток) и специализированные (Ванино, Находка); курорт­ные (Кисловодск, Сочи); «наукограды» (Обнинск, Саров).

По региональной принадлежности: Архангельск на Северо-Западе. Орел в Центре, Кемерово в Сибири.

По длительности существования: древние (более 500 лет) - Нов­город Великий, Великий Устюг; старые - Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) - Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

По составу жителей (по соотношению половозрастных, соци­ально-профессиональных и этнических групп населения): «моло­дые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцирован­ные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

По стабильности населения - соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

Город (средний, крупный, гигант) обладает рядом характери­стик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно - средоточие культуры: матери­альной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники ма­териальной культуры), духовной (образованность жителей, учреж­дения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город - средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город - средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняюще­гося поведения. Город характеризует также исторически сложившийся город­ской образ жизни, включающий в себя следующие основные при­знаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

преобладание анонимных, деловых, кратковременных, час­тичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

небольшая значимость территориальных общностей жите­лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как пра­вило, функционально обусловленные соседские связи (коо­перация семей с маленькими детьми или стариками по при­смотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсив­ного внесемейного общения;

многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, цен­ностных ориентаций;

неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

слабый социальный контроль поведения человека и значи­тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнооб­разных социальных связей и анонимности.

Мобильность горожанина. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стиму­лов, которые содержит в себе город, как го­товность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни.

Город создает условия для мобильности своих жителей в раз­личных аспектах их жизнедеятельности.

Самый элементарный из них -территориальная мобильность.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия длясоциальной мобильности, как го­ризонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рам­ках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой - вверх или вниз по социаль­ной лестнице).

В целом роль города в социализации детей, подростков, юно­шей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, сис­тем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характери­стик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.

Особенности малого города. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рас­смотрения.

Основными признаками малого города как фак­тора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего столетний мини­мум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специ­фический социально-психологический климат.

В малом городе население профессионально дифференциро­вание, что связано с наличием в нем нескольких организаций раз­ного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с де­ревней - с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все знают всех и про всех, в которой практически невозможна анонимность. Жители малого города обычно «держатся прочными родственны­ми и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копа­ются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А.И. Пригожин).

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обес­печено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам... И еще одна важная особен­ность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к разви­тию... Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А.И. Пригожин).

Поселок - это специфический для России (а также ряда респуб­лик бывшегоСССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная фор­ма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жиз­ни; б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

рабочие - при добывающих или перерабатывающих пред­приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

вынужденных переселенцев и беженцев из бывших респуб­лик, «горячих точек» и экологически загрязненных терри­торий;

пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поко­лений (которых называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жиз­ни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рас­сматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сель­ских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения - город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведе­ния жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность пове­дения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.

Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каж­дой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каж­дого, не считающего нужным «озираться» на мнение окружающих, если речь идет о собственном благополучии.

Страница 25 из 56

25. Своеобразие сельского образа жизни

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, 27 % насе­ления нашей страны живет в сельской местности (по данным пе­реписи 2002 г. - около 39 млн. Это в основном совпадает с ситуа­цией в развитых странах). Весьма многочисленно оно в южных регионах России. Наоборот, в Сибири и на Европейском Севере России - его сравнительно мало.

В общем виде можно назвать следующие типы сельских поселе­ний, различающихся по количеству жителей и некоторым другим признакам:

аул - горное селение в Северо-Кавказском регионе с различ­ным количеством жителей обычно моноэтнического состава;

деревня - небольшое поселение с малым количеством жителей (исторически не имевшее храма), типичное для Северо-Западно­го и Уральского регионов;

село - крупное поселение (порой с несколькими тысячами жителей), нередко хозяйственный и культурный центр для бли­жайших деревень и хуторов, а иногда и административный центр (исторически имевший храм), в последние десятилетия не всегда с моноэтническим населением; типично для Центрального, По­волжского и Сибирского регионов;

станица - крупное поселение (исторически казачье) в Севе­ро-Кавказском регионе, количество жителей может достигать нескольких десятков тысяч, состав населения нередко полиэтни-чен; хозяйственный, культурный, а нередко и административный центр для близлежащих более мелких поселений;

хутор - поселение вне сел и станиц в Северо-Кавказском ре­гионе, обособленный земельный участок с усадьбой владельца в различных регионах (в Сибири его могут называть заимкой);

стойбище - становище кочевников Сибири; оседлое поселе­ние малочисленных народов Приамурья и Сахалина.

Для сельских поселений характерны относительно малая плот­ность населения и стабильность его состава; малая степень разно­образия видов трудовой деятельности; плохо развитое обществен­ное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культу­ры и крайне ограниченные возможности для проведения досуга (за исключением станиц и части крупных сел).

Так, по данным переписи населения 1989 г., в Российской Федерации было почти 17 тыс. сельских поселений с количеством жителей до 6 человек, 13,2 тыс. - от 6 до 10 человек, а всего деревень с количеством жителей до 50 человек - 74,8 тыс. В таких деревнях нет ни магазина, ни клуба, ни отделения связи, ни фельд­шерско-акушерского пункта. В них, как правило, функционируют начальные малочисленные школы.

По данным на 1999 г., 34% сельских поселений не связаны дорогами с твердым покрытием с сетью путей сообщения обще­го пользования, а также постоянно уменьшается и так не очень развитое транспортное обслуживание сельских жителей. Это на­ряду с ростом транспортных расходов и другими обстоятельства­ми ведет к общему снижению социокультурной мобильности селян и росту значения внутрисельского досугового простран­ства.



Реально существующие сегодня сельские поселения можно рас­сматривать как мезофактор социализации большой части населе­ния России, ибо при всем многообразии (маленькие деревеньки, большие села, многолюдные станицы) они обладают рядом т и-пичных характеристик, которые в целом можно назвать сельским образом жизни.

Во-первых, от своеобразия природных факторов зависят особенности жилья, утвари, особенности социального взаимодей­ствия, выстраивается аграрный календарь, на основе которого формируется праздничный цикл. Семейные циклы, находящиеся в тесной взаимосвязи с календарной обрядностью, таким обра­зом, также оказываются связанными с природными. Особенности дорог и водных путей, заданные географическими условиями, организуют коммуникативное и экономико-хозяйственное про­странство с другими селениями и регионами (А.С.Обухов).

Во-вторых, ритм жизни сельских жителей достаточно раз­мерен, нетороплив (кроме периодов сева, уборки и т.п.), сохра­няет элементы природосообразности. Время, как правило, не рас­сматривается ими как социальная ценность.

В-третьих, сельский труд имеет свои особенности: подчи­ненность ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта, непреложность и тру­доемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных хозяйствах, в саду, огороде занимает у сельских жителей, по данным последних исследований, буквально пол­жизни - в среднем 181 день в году).

В-ч е т в е р т ы х, жизнь селян в большой мере «публична», т. е. доступна для соседей, а «приватность», т.е. обособленность и ин­тимность, вызывает осуждение и даже агрессию окружающих.

В-пятых, для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношени­ях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально воз­можных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство диффе­ренцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и ин­тенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее обще­ние ее жителей.

Стабильность состава жителей сельских поселений, как прави­ло, этническая однородность, слабая социально-профессиональ­ная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи способствуют сохранению в жизненном укладе селян элементов традиционного образа жизни соседской общины.

Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или ме­нее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей сельского поселения. Одно дело - небольшая де­ревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, дру­гое - большое село, станица Ставрополья, Кубани. Важны и та­кие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба,почты, медпункта и т.д., а также близость к городу - большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский образ жизни и социализация

Деревни и села как вид поселения влияют на социализацию своих жителей почти синкретично (нерасчлененно). То есть практически маловероятно дифференцировать их влияние в процессе стихийной, относитель­но направляемой и относительно социально контролируемой со­циализации.

Наиболее явно это можно проследить в сельских поселениях, типичных для Центрального и Северо-Западного регионов России. Так, исследования, проведенные в деревнях Русского Севера, по­зволили А.С.Обухову сделать следующие выводы. В современной русской деревне продолжает превалировать принцип передачи куль­туры через межличностные взаимодействия («из уст в уста»), но при этом в личностном общении и взаимодействии происходит трансляция в первую очередь общего, народного сознания, а не личностного, индивидуального. Идентичность поколений форми­руется и укрепляется в процессе усвоения конкретной культуры. Превалирование семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я» сохраняется, что также позволяет культуре быть более устойчивой. В системе традиционных нормативов в де­ревне проявление индивидуальности и личностной особенности не одобряется. Осознание и выражение себя в контексте традици­онно сложившейся системы отношений поддерживает социальную общность в стабильности. Межпоколенные конфликты в деревнях слабо выражены, так как они регламентируются рамками отно­шений между старшими, средними и младшими поколениями, которые задаются традицией. В деревнях сохранение традиций яв­ляется ценностью, а их нарушение влечет социальное осуждение.

Результатом этого является то, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жи­телей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.

При этом чем меньше деревня или село, тем теснее и всеохват­нее общение старших с младшими. В результате на селе довольно незначительны различия в нормах поведения старших и младших (одобряемого и неодобряемого). Свободное время принято прово­дить в сельском клубе или в другом месте, где собираются обычно все жители или только молодежь. В разговорах или играх могут уча­ствовать также дети и молодежь независимо от пола и возраста.

Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Для нее характерно, по мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, то, что причудливая хозяй­ственная жизнь многих деревень порождает у их жителей комби­нацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сами сельские жители, согласно данным Г. Г. Силласте, отме­чают распространенность таких негативных явлений, как пьян­ство (92 % опрошенных), воровство (72 %), бытовое хулиганство (43 %). В селах, расположенных преимущественно на трассах, по­явились новые беды: наркомания (отмечают 17 % опрошенных сель­ских родителей и 24 % учителей), детская беспризорность (14 и 35%), проституция (12 и 20%).

Благодаря территориальной ограниченности, однородности культурного уровня жителей, тесным родственным и соседским связям все эти негативные явления влияют на социализацию всех жителей. Эта атмосфера определяет во многом и социализирую­щую роль семьи и школы в сельских поселениях.

Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую и несколько иную роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наибо­лее значимые социальные связи человека. Так, по имеющимся данным, сельские ребята идентифицируют себя со своими роди­телями значительно в большей степени, чем городские школьни­ки. Это, очевидно, связано с тем, что в селе не только ограничен круг общения, но и входящие в него люди мало отличаются друг от друга по социально-культурным характеристикам. Влияние семьи идет, как правило, в том же направлении, что и деревни (села) в целом, независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня ее членов.

Школа, тесно интегрированная в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений в основном в русле приня­тых в сельском социуме ценностей. В жизни своих учеников она может играть более существенную роль, чем городская - своих (хотя содержательно и качественно эта роль может быть весьма примитивной). Это связано с тем, что если она и не всегда един­ственный центр культурной жизни, то почти всегда - единствен­ное воспитательное учреждение в поселении.

Особенно нужно отметить, что у школьников, живущих в ма­леньких деревнях, обычно возникает своеобразное чувство «мест­ного патриотизма», обособленность по отношению к ребятам из других деревень. В школах, где учатся дети из разных деревень, как правило, довольно слабы контакты между учениками в классах; гораздо важнее межвозрастные контакты живущих в одной дерев­не. Более того, нередко местные нормы предписывают конфрон­тацию школьников из разных деревень, которая периодически выливается в открытые столкновения, конфликты, драки, когда в полную меру действует принцип «наших бьют!».

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоян­но растущее влияние города на село. Во-первых, средства массовой коммуникации благодаря широкому проникновению в быт села радио, кино, телевидения демонстрируют образцы городского об­раза жизни, рекламируют предметы длительного пользования, стан­дарты моды и другие элементы и черты жизни в городе.

Влияние города идет и в результате миграционных процессов. В течение десятилетий ежегодно из сел в город переезжало по нескольку миллионов человек, но у них в селе оставались род­ственники, которых они навещают, которые ездят к ним в гости (так, на лето принимают родственников-горожан до 70% опро­шенных ВЦИОМ селян). В последнее десятилетие в результате рас­пада СССР и других катаклизмов в сельских поселениях осело, по некоторым данным, несколько миллионов горожан.

Часть жителей сел и деревень, расположенных неподалеку от городов, в них работают, хотя продолжают жить в селе и не пла­нируют смены места жительства. Влияние идет и через сельскую молодежь, уехавшую на учебу или работу в близлежащие города, но на выходные и праздники приезжающую домой.

Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремле­ний сельских детей, подростков, юношей, девушек, а также и взрослых, на их кругозоре, нормах, ценностях. Происходит опре­деленная переакцентировка ценностей жизни между реальными ценностями, доступными для реализации в условиях села, и цен­ностями, свойственными собственно городу, которые могут быть для сельского жителя лишь ценностью-эталоном, ценностью-меч­той, а могут стать и становятся стимулом для переезда в город.

В современных сельских поселениях под влиянием тех условий социализации, о которых шла речь выше, условно говоря, фор­мируются два типа личности (Р.В.Рывкина):

Личность, ориентированная на сельский образ жизни и име­ющая положительное отношение к деревне. Очевидно, к этому типу можно отнести тех, кто на вопрос «если бы можно было выбрать, где бы вы предпочли жить?» отвечают «в деревне» (тако­вых 62% опрошенных ВЦИОМ в 1996 г.), и уж наверняка тех, кто хочет, чтобы их дети жили в деревне (28 %);

Личность, урбанистически ориентированная, с отрицатель­ным отношением к деревне и сельскому образу жизни. Это те, кто при возможности предпочел бы жить в городе (в основном в не­большом - 22 % и лишь 8 % - в крупном), а также те, кто хотел бы, чтобы их дети жили в городе (и опять в основном в неболь­шом - 29 % и лишь 15 % - в крупном).

Весьма интересные изменения могут произойти в процессе социализации сельских жителей в связи с распространением част­ной собственности на землю.

Похожие публикации